Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 апреля 2018 10:27

Неизвестный Чайковский

Учебный театр ГИТИС заразил любовью к Чайковскому в спектакле о жизни композитора режиссеров-студентов факультета музтеатра

Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

"Неизвестный Чайковский" — коллективная работа молодых режиссёров — студентов факультета музыкального театра ГИТИСа мастерской народного артиста России Дмитрия Бертмана. Подзаголовок спектакля — "Режиссерский альбом из 20-ти страниц". В основе спектакля — как будто бы незначительный эпизод из детской жизни Петра Ильича, его недолгое общение с гувернанткой семьи Чайковских Фанни Дюрбах, и, безусловно, прекрасная музыка композитора, редко исполняемые камерные сочинения.

Этот спектакль, изначально, был творческим заданием мастера Дмитрия Александровича Бертмана своим подопечным — подготовить отрывки из произведений Чайковского, переданых тогдашним хранителем музея композитора в Клину. Сегодняшние четверокурсники, тогда еще студенты 2 курса, получили ноты — ансамбли "Ночь", "Природа и любовь", хоры "К юбилею Петрова", "На сон грядущий", романсы "Тебя я видела во сне", "О нет, за красоту ты не люби меня" и др. В результате из отдельных музыкальных номеров, срежиссированных как определенные моменты жизни композитора, родился полноценный спектакль, объединенный общей идеей "Чайковский — Фанни".

"Нанизывала" эти студенческие разрозненные "бусины" руководитель постановки, педагог по мастерству актера Галина Викторовна Тимакова: " На втором курсе они еще были неопытными детьми, но тем не менее спектакль сложился. Мы все ездили в музей Чайковского в Клину, и люди, которые работают там, заразили нас любовью к Чайковскому. Мы настолько глубоко погрузились в материалы, что когда мы сыграли готовый спектакль в Клину, работники музея сказали, что это "попадание" в жизнь композитора. А видевший спектакль потомок Надежды Филаретовны фон Мекк написал потрясающий отзыв. Сами ребята очень любят этот спектакль, трепетно к нему относятся. Мы ушли от каких-то тем, оставили в полнамека отношения, например, Чайковского с женщинами. Нет ничего прямолинейного, только полутона, филигрань великолепного актерского существования. Сейчас ребята выросли, и они по-другому осмысляют спектакль. Я составляла сама сюжет из кусочков, но режиссерской группой была заложена очень хорошая основа, много придумано ими. Мы очень гордимся этим спектаклем."

Фото: culture.ru

Режиссёрская группа спектакля — Екатерина Мышлянова, Анна Салова, Сергей Егоров, Алена Юлина, Дмитрий Маркин, Светлана Шадрина.

Благородная, но очень трудная для вокального и актерского воплощения тема — камерные сочинения Чайковского — лакмус для любого исполнителя, музыканта. Это очень тонкий, филигранный мир человеческих чувств, исповедь самого автора. Знаменитые дуэты Вишневская - Ростропович, Образцова — Чачава поднимались в своих интерпретациях романсов до высот русского гения. И эту невообразимую высоту предстояло "взять" режиссерам-студентам, не имевшим права на безвкусие или грубость режиссерского прочтения гениальной музыки Чайковского.

Каждая сцена-страница спектакля-альбома, сопровождаемая исполнением того или другого произведения, отражает эпизод жизни композитора и его внутренние переживания. Трогательная история привязанности и любви воспитанника Пети и гувернантки Фанни Дюрбах. Она была его первой учительницей и смогла навсегда стать его другом. Их переписка длилась всю жизнь. За год до смерти Петр Ильич навестил Фанни в ее родном городе Монбельярде. Но эта история только повод для молодых режиссеров раскрыть и увидеть все превратности судьбы великого человека, связь событийности жизни и таинства творчества гениального композитора. А главный подтекст — это музыка, которая всегда "досказывает".

Фото: culture.ru

Исполнительские силы спектакля оказались мощными по всем статьям. На сцене — совместная игра и пение самих режиссеров и актеров-студентов факультета. Голоса подкупали красотой и силой, исполнение — чистотой интонации и выразительностью музыкальных фраз. Окончательно покорил своим стройным звучанием общий хор a capella.

Замечательная Александра Гладышева была очень органична и прелестна в роли Фанни. Ее красивый французский прононс, почти идеальный, очень украшал спектакль. Три возраста Чайковского исполнили — режиссер Алена Юлина, Алексей Шевченко, Семен Басалаев — внешне очень хорошо подобранные типажи.

Вообще, хочется сказать про всех создателей и исполнителей спектакля очень хорошо и поблагодарить за отличную работу.

Точно по окончании спектакля погас свет, выбило пробки. 31 марта ушла из жизни музыкальный руководитель спектакля и концертмейстер Марина Анатольевна Попова. Это выступление ребята посвятили ее памяти. "Наверно, сегодня она была с нами и подавала нам знаки. Она очень любила этот спектакль," — сказала на поклоне руководитель постановки "Неизвестный Чайковский" Галина Викторовна Тимакова.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Неизвестный Чайковский

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть