Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 декабря 2021 15:34

Сергей Безруков, Евгений Писарев и Горан Брегович - о кино, театре и музыке

Творческая встреча на ХIV Международном Рождественском фестивале искусств.

Горан Брегович на фестивале. Все фото автора интервью.
Горан Брегович на фестивале. Все фото автора интервью.

В Новосибирске закончился Рождественский фестиваль искусств, пришло время анализировать впечатления и подводить итоги. Фестиваль искусства – это не только выставки, спектакли, концерты, но еще и удивительные встречи с яркими, интересными людьми и редкая возможность задать вопросы. Сегодня на них отвечают Сергей Безруков, Евгений Писарев и Горан Брегович

Сергей Безруков. Народный артист России, художественный руководитель  Московского губернского театра.


 
У вас множество ролей, от Иешуа Га-Ноцри в "Мастере и Маргарите" до  Александра Белова в "Бригаде", вы и  Сергей Есенин, и Владимир Высоцкий… Ваши герои  влияют на вас?

Мне здесь несколько раз уже сказали: мы помним ваши роли. Иешуа вспоминают — хотя, казалось бы, край у вас такой, что без Саши Белова никак. Да и куда вся наша страна без Саши Белова в лихие 1990-е?! Я рад, что отмечают и моего Есенина, - спектакль "Хулиган. Исповедь" я привозил  в Новосибирск несчётное количество раз, и каждый раз был полный зал, люди откликаются на есенинскую лирику. И роль Высоцкого с таким сложным гримом, когда у тебя остаются только глаза и пластика, и нужно прорваться, прожить жизнь этого человека, кумира моего детства.

Каждый персонаж оставляет свой след.

Я не умею играть — и каждую из своих ролей проживаю. И учителя меня этому учили — каждый раз тратиться, в этом и есть честность актёрская. И эти эмоции и чувства сотканы из плоти и крови.

Есть такая роль, которую пока не сыграли, но хотите?

Таких много, я о них говорить не буду; и каждый раз — это удивление, когда предлагают роль, о которой ты и не мечтал. Я и не думал, что сыграю Эйхманиса, хотя очень хотел поработать с режиссёром Сашей Велединским. Откуда я мог знать, что в экранизации романа "Обитель" Захара Прилепина мне достанется эта сложная, непредсказуемая роль?! Или Борис Годунов — мне ведь не подарили эту роль, я участвовал в пробах, как и все. Рад, что в моей актёрской судьбе есть такая работа. Нужно было оживить образ преимущественно литературного героя, потому что мы о Борисе Фёдоровиче знаем  в основном от Александра Сергеевича Пушкина по его трагедии в стихах "Борис Годунов", возможно, кто-то еще Карамзина читал. Я же старался создать образ, более приближённый к действительности, разрушить шаблон, поэтому много читал, изучал историю. И много других ролей ещё впереди, загадывать в наше пандемийное время сложно. Сегодня для меня главное — театр, я считаю, что артисту важно каждый день выходить на сцену, ну или через день, чтобы чувствовать отдачу зала, его реакцию, в кино этого нет.

Вы себя чувствуете больше актёром или режиссёром?

Мне сейчас в большей степени интересна режиссура. Хотя я был режиссёром негласным — ещё работая в "Табакерке", и как ассистент режиссёра сам для своих ролей многое придумывал. Сейчас у меня как у режиссёра уже много постановок, я очень люблю работать в разных жанрах, но любимый среди них — трагифарс. И в нашей жизни трагичное и комичное всегда рядом. Среди моих работ есть, например, "Весёлый солдат" — социальная драма по Астафьеву и музыкально-драматический спектакль "Высоцкий. Рождение легенды", который мы показываем на больших площадках, играли его на сцене Крокус Сити Холла и в Кремлёвском дворце. После "Дяди Вани" мне захотелось яркого праздника, бурлеска, и родился спектакль "Казанова. Ars Vivendi". Сейчас сделаю паузу, скоро начнутся репетиции "Маскарада" в постановке литовского режиссера Роландаса Аткочюнаса, где я сыграю Арбенина, к этой роли я шёл давно — надеюсь, всё сложится.



А бывает, что роли не даются?

Не скажу, что есть роли, за которые мне стыдно, просто есть не очень удачные проекты. Как, например, фильм "Мифы", по которому только ленивый не прошёлся. Я там сыграл актёра Сергея, который всех переиграл, самого себя, можно сказать. И мою работу, кстати, отмечали положительно, в отличие от фильма.

В этом году мы выпустили в прокат три серии "Бендера", где я сыграл отца — турецкого подданного Ибрагима Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея. Это приквел, фантазия на тему что могло предшествовать тем приключениям Остапа Бендера, которые описаны в "12 стульях" и "Золотом телёнке". Посмотрите эти серии просто ради развлечения, не нужно искать в них Ильфа и Петрова или что-то серьёзное — как никто не станет изучать Гражданскую войну по фильму "Неуловимые мстители". Зато на "Кинопоиске" рейтинг 9,3. Эта роль — настоящий подарок, бенефис; в одном образе сыграть всех, включая женщин.
 
Евгений Писарев. Заслуженный артист России, Художественный руководитель театра имени А.С.Пушкина.


 
Вы актер, режиссер, вы были и директором театра. Выпустили не один курс в родном институте. Что для вас самое важное, как вы определяете свою нынешнюю профессию?

Последние годы я все меньше чувствую себя только актером или режиссером или педагогом. Я художественно руковожу. Был такой фильм "Человек на своем месте". Вот  я понимаю, что в роли  художественного руководителя я – на своем месте.

Не страшно было браться за Фигаро и Свифта – после шедевров Плучека и Марка Захарова?

Нет. Очень изменилось время. Люди стали другие. Сегодняшним студентам фамилия Плучека ничего не говорит. Мои студенты в основном  родились после 2000 года. А классика требует переосмысления. Свифт – выдающаяся пьеса Горина, а фильм Захарова – не самый  выдающийся из его фильмов. Эту пьесу не особо и ставили в Москве. Поэтому я за нее и взялся.

Кроме того, у меня не очень складывается с современными пьесами. Тем не менее, в нашем театре идет новая пьеса – спектакль "С училища", идет новая пьеса Гришковца и так далее. Два спектакля поставил молодой режиссер Семен Серзин. Он слышит эти тексты. А мне их трудно читать.



Я режиссер – выходец из артистов. И на артистов ориентирующийся. Меня должен заинтересовать материал. Пьеса также должна возбуждать воображение артистов. Солидарен с Туминасом: режиссеры, перестаньте самовыражаться! Это болезнь молодой режиссуры. Они хотят удивить. А мне важно развивать театр.

Я приглашаю в свой  театр разных режиссеров: Крымова, Бутусова, Землянского…  И  не потому, означает, что я обожаю творчество каждого из них. Я как раз зову тех, кто делает спектакли не так, как я.

Желание выходить на сцену ушло напрочь. Иногда слышу, как артист говорит: "Я сам сделал свою роль!" Думаю: "Повезло, очень хороший режиссер с тобой работал!" Если артист хорошо играет – браво режиссеру!

Я пришел в режиссуру от  невозможности реализоваться, удовлетворить свои актерские амбиции.  Я пришел к  худруку театра Юрию Еремину и заявил, что отказываюсь играть в сказках. "Вам не нравится "Аленький цветочек?" - спросил он.  "Понимаете, у меня уже дочь растет – а я все еще кикимору играю", - попытался объяснить я. "Если не нравится этот спектакль, поставьте лучше!"  И через некоторое время я принес Еремину инсценировку "Острова сокровищ", которую написал вместе с другом. Поставил. И даже сыграл в этом спектакле небольшую роль. Он идет с 1996 года. И внезапно оказалось, как режиссер я интереснее театральному сообществу, а как актер – не очень. Начал потихоньку  ставить.

Табаков внимательно следил за моими спектаклями. После того, как мы выпустили за месяц премьеру "Одолжите тенора", меня пригласили на постановку сразу в три театра. Ширвиндт позвал в Театр Сатиры, Захаров в Ленком, Табаков в МХТ. Я выбрал Олега Павловича.

Поначалу я комплексовал, что не имею режиссерского образования. Но его не было и у Ефремова, нет у Серебренникова. А сколько режиссеров с дипломом, которые никому не нужны?

Какие спектакли у вас сегодня - любимые?

У Римаса Туминаса потрясающий спектакль в Театре Вахтангова. "Война и мир" – это очень мощное высказывание. А еще в РАМТе поставили спектакль "Дни Савелия" – по книге Григория Служителя, актера СТИ. Режиссер Марина Брусникина. Играют его не на сцене – во дворе театра и в фойе. При этом на языке "бедного театра" сказано очень многое. В этом спектакле небольшую роль играет моя дочь, выпускница Щукинского училища.



Как  вы пережили пандемию?

Когда прошлой весной ввели ограничения, я переехал в деревню, начал что-то сажать… Мне это понравилось. Довольно быстро привык к мысли, что можно жить без театра. Вскоре нам разрешили 25-процентную рассадку. Публика была разбросана по всему зрительному залу.  И оказалось, что эти 25 процентов по качеству восприятия покрыли 100 процентов. Причем, к моему удивлению, люди стали приходить не на комедии, как ожидалось, а на, что называется, спектакли не для всех.

А кто для вас идеальный зритель?

Тот, кто пришел в театр неслучайно.

Горан Брегович. Музыкант, композитор, родился в Сараево (Социалистическая Республика Босния и Герцеговина, СФРЮ).



Мир знает вас как автора фильмов к музыке. Но ведь ваш композиторский диапазон гораздо шире.  Не обидно?

Моя биография состоит из музыки для фильмов о войне, а до войны у меня были записи, которые являлись "золотыми" во многих странах мира. Во время войны в Югославии я эмигрировал в Париж, и там музыка для кино была единственным жанром, который мне тогда предложили. В моей биографии около 20-25 фильмов, для которых я создал музыку. Я до сих пор сочиняю музыку для кино, но сейчас уже нет такого кино. Если у вас есть какая-то идея фильма, я буду рад сочинить для нее музыку.

Скрипка была моим первым инструментом. В Париже мне заказали написать скрипичный концерт, который я назвал "Три письма из Сараево". Сараево – это была некая метафора, потому что то, что в Сараево происходило в 1991 году, сейчас происходит по всему миру. Например, твой сосед может выстрелить в тебя, мотивируя это тем, что ты принадлежишь к другой религии.

А другая метафора, которая представляет музыку – это как раз скрипка, потому что на скрипке можно играть и классику — такое христианское направление, и клейзмерское — это как евреи играют, и восточная музыка — как играют мусульмане. И я черпал вдохновение из этих трех традиций. Я исполнял этот концерт в Москве и Петербурге с музыкантами, на будущий год меня пригласили в Красноярск, надеюсь, получится играть и для вас.



Когда вам было проще писать – в юности или сейчас?

Мне намного проще писалось, когда я был молодым. Я думаю, у всех возрастных артистов есть одна и та же проблема. Есть какое-то количество  таланта, которое дано от рождения. С годами талант остается тот же, но вкус – он развивается. И вам нравится все меньше. Это загвоздка каждого артиста.



Когда вы рассказываете о Сараево, о югославской войне, вы чувствуете, что это может что-то изменить в мире?

К сожалению, музыка не может многого изменить, это жаль, потому что если бы могла, мир стал бы намного лучше. Но вы можете послать некий посыл миру, и возможно кто-то его услышит.

Музыка – это прекрасно, но мало. Должно быть еще немного сумасшествия. И я привношу эту капельку сумасшествия в музыку.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть