Впрочем, слова песни менялись, меняются и будут меняться многочисленными исполнителями, что совершенно нормально для фольклорного произведения.
А "Бригантина" давно стала фольклором!
Но музыка более или менее неизменна. Спасибо композитору родом из Барнаула!
Причем написал он свой шедевр (то, что помнят и поют столько лет, иначе как шедевром не назовешь, это для песни закон), еще будучи старшеклассником.
Был в предвоенной Москве такой гуманитарный вуз — Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), созданный на базе факультета истории и философии МГУ.
Родился Павел Коган в Киеве в 1918 году.
Когда ему было четыре года, семья переехала в Москву. Поселилась они в только что построенном коттеджном поселке Народного комиссариата финансов, что располагался неподалеку от Белорусского вокзала.
Тогда это была типичная московская окраина — район, где проживали извозчики и цыгане. Однажды в соседнем с когановским домом поселилась еще одна семья, приехавшая из Барнаула. И был в этой семье мальчик по имени Жора Лепский, очень любивший рисовать, а также на слух, без знания нотной грамоты, играть на фортепиано.
Ребята быстро подружились, несмотря на то, что Павел был на год старше Георгия. Однажды, когда Коган уже был студентом-первокурсником, а Лепский только заканчивал среднюю школу, им вдруг пришла в голову идея сочинить песню — о дальних морях, путешествиях, о людях сильных духом. Тогда как раз прошли по стране экранизации "Детей капитана Гранта" и "Острова сокровищ". Ну и, надо полагать, в напряженной атмосфере 1937 года не хватало какой-то отдушины, какого-то окна на свободу…
Георгий Лепский (он родился 23 августа 1919 года в Барнауле) вспоминал спустя полвека:
"Меня часто спрашивают: как создавалась "Бригантина"? Просто создавалась: два паренька, почти мальчишки, солнечная комната, старый рояль... Не думалось нам с Павлом Коганом, когда мы строили нашу "Бригантину", что ее плавание будет столь длинным. Да, она плывет — и паруса ее не поникли, хотя прошло 50 лет.
В тот солнечный осенний день 1937 года Павел зашел ко мне, как заходил частенько, ведь жили мы совсем близко и дружили уже три года. Безудержный фантазер и мечтатель, забияка и атаман! Его облик поразил меня, может быть, по контрасту, какой-то стремительной мужественностью, резкой решительностью. Но более всего он был поэтом и романтиком, видящим жизнь возвышенно и взволнованно.
Мы быстро подружились, виделись почти каждый день. И вот солнечный день в моей комнате. Читали стихи, курили (Павел трубку), я что-то наигрывал на рояле. Не помню, кому из нас пришло на ум песню сочинить, но мы сразу принялись за дело: Павел присел за стол и через несколько минут показал мне первое четверостишие: "Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза... в флибустьерском дальнем море бригантина поднимает паруса".
Я никогда прежде не сочинял музыку, да и ноты как следует записать не умел, играл по слуху. Тем не менее, я храбро взял бумажку с текстом и сел за рояль, а Павел пошел в соседнюю комнату дописывать стихи.
Тем временем я импровизировал мелодию. Сначала пришла музыкальная фраза на последние две строчки, а потом придумалось и начало куплета. Кажется, не прошло и двух часов, как "Бригантина" была готова к "спуску на воду".
Откровенно говоря, авторы остались довольны своим произведением. Понравилось оно и нашим друзьям".
Менялся текст песни уже с самого начала. Студент Литинститута Евгений Агранович добавил как определение "флибустьерского моря" слово "в синем", сделав строку более песенной…
Кстати, Евгений Агранович, сам написавший впоследствии много известнейших песен, также вошедших в городской фольклор ("Я в весеннем лесу пил березовый сок", "От героев былых времен не осталось порой имен" — из фильма "Офицеры"), так вспоминает атмосферу, в которой родилась "Бригантина":
"Увлекательные многочасовые споры школяров и первокурсников, глобальные, глубокие, важнейшие (как мне казалось), некую потребность души наркотически утоляли, но насытить не могли. Оставляли они после себя тревожную пустоту, мертвую надуманность.
Говорить и спорить бесполезно и смертельно опасно. А что это — "любить усталые глаза"? Любовь безрадостная, неразделенная... И неотпустимая — ни обнять, ни бросить.
Нет поэту опоры ни в любви, ни в шумной ватаге спорщиков. Душа устремилась в дальнее и давнее море, под рваные паруса флибустьерской бригантины.
Мы, цвет комсомола, "закаленная сталь" Павла Корчагина, нам ли пить за яростных, не похожих (на кого?) золотое терпкое вино?.. Оказывается, в самой глубине души, куда и не заглядываешь на лекциях и диспутах, мы — флибустьеры и авантюристы... Ужасное недоверие к нашей душной казенной идеологии мы скрывали даже от себя. Величие, пафос... Но теплее была удаль, свобода "Бригантины" с капитаном, обветренным, как скалы".
Георгий Лепский вскоре написал еще несколько песен — на стихи того же Павла Когана и его друзей: Сергея Наровчатова, Давида Самойлова, Евгения Аграновича.
Потом, в 1939 году, поступил в Московский институт прикладного искусства (был тогда и такой!). Но прямо с первого курса был мобилизован в армию. А еще через два года началась Великая Отечественная война, которую Лепский встретил солдатом срочной службы.
Павел Коган. Фото: darminaopel.ru
Павел Коган, хотя и имел "бронь" по состоянию здоровья, ушел добровольцем на фронт, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. В 1942 году вблизи сопки Сахарная Голова под Новороссийском разведотряд, возглавляемый Коганом, попал в окружение, а сам Павел погиб в перестрелке. Было ему 24 года...
Георгий Лепский вернулся с войны живым в звании младшего сержанта. Демобилизовавшись в 1946-м, он поступил в Московский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет.
"Там еще не было ни Визбора, ни Якушевой, звание "Московский поющий" МГПИ получил несколько позже, — вспоминал Георгий Соломонович.
— Однако уже тогда пелись и исполнялись самодеятельные песни, в том числе мои…И с тех пор я не прекращаю от случая к случаю сочинять песни".
Окончив МГПИ в 1950 году, Лепский работал учителем рисования и черчения в школе, преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, позднее являлся научным сотрудником Института художественного воспитания.
А "Бригантину" широко запели в 1950-е, с началом бардовского движения, и поют до сих пор! У песни появляются новые строки, а иногда даже новые куплеты.
"Невозможно забыть, как впервые услышал свою песню от незнакомых людей в поезде, как московские туристы пригласили меня в 1987 году на огромный слет в Подмосковье, посвященный 50-летию "Бригантины"... Трудно передать мои чувства, когда и ныне на любых концертах "Бригантине" подпевает весь зал", — вспоминал Лепский.
Георгий Лепский умер в 2002 году, прожив 82 года. До конца жизни он продолжал писать песни — всего их более двухсот. Был организатором и руководителем детских туристских походов и путешествий по стране. А главное – рядовым русской культуры!
ПАВЕЛ КОГАН
БРИГАНТИНА
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937