В Москве восстановят кинотеатр "Ударник"
1 февраля 2023
Александр Хинштейн обратил внимание на книгу рязанского чиновника Сергея Филимонова
1 февраля 2023
В Москве назвали победителей регионального отборочного тура благотворительного фестиваля "Добрая волна"
31 января 2023
Лариса Долина спела в рок-оратории "Чёрный январь. Прощёное воскресенье" с детьми из Луганска
30 января 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Хроника выморочного семейства"

Идейно-жанровое и композиционное своеобразие романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы".

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото: pikuco.ru
М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото: pikuco.ru

Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" был издан в 1880 г. Ранее очерк "Семейный суд" публиковался в журнальном цикле "Благонамеренные речи" (1875-1876 гг.). Этот факт, несомненно, оказал влияние на стилевую принадлежность произведения.

Использование элементов публицистического стиля подразумевает определённую экспрессивность, образность, оценочность и логичность повествования. Автор обозначил жанр произведения как "общественный роман", то есть роман социальный, отображающий опыт людей определённой эпохи."Великие реформы" 1860–70-х годов повлекли за собой кардинальные преобразования, которые затронули все сферы жизни. Эти изменения нашли отражение на страницах романа.

Хронологически композиция произведения делится на два периода, связанных с историей страны – жизнь перед отменой крепостного права и после неё: "Первый удар властности Арины Петровны был нанесен не столько отменой крепостного права, сколько теми приготовлениями, которые предшествовали этой отмене".

Арина Петровна. Фото: illustrators.ru

Завязка романа – глава "Семейный суд" подводит к мысли о разрушении не только традиционного дворянского уклада, но и семейных ценностей. Барская усадьба Головлёвых отождествляется с гробом. Гроб является и символом распада семейственности, и образом, связанным с духовной пустотой членов семьи. Мотив пустоты, поглощающей всё живое, передаётся и через близкие по смыслу образы "бездны", "пропасти", "пустяков". Первым в этой бездонной пустоте погибает старший сын Степан. По прибытии в Головлёво он попадает на сельский погост, где покоятся почившие предки. Он понимает, что в скором времени его ждёт та же участь, но не может противостоять разрушительной силе. В отчем доме его ждёт: "ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени". Близость к загробному, инфернальному миру подчёркивается и с помощью чувственного восприятия: сырость, холод, мрак ночи – эпитеты, относящиеся к усадьбе Головлёво.

Пространственно-временная модель романа объединяет линейный и циклический характер повествования. Линейность заключается в последовательном развитии сюжета: постепенной деградации, разложении института семьи. Цикличность представлена повторением отдельных элементов сюжетной линии, что усиливает общий эмоциональный фон произведения. Каждая часть романа относительно самостоятельна, но все главы заканчиваются смертью одного из членов семьи или событием, которое в будущем повлечёт за собой смерть.

Механизм постепенного разложения семейных ценностей, гибели семейного начала наиболее полно просматривается в романе через названия отдельных глав. Названия первые пяти глав непосредственно связаны с семьей: "Семейный суд", "По-родственному", "Семейные итоги", "Недозволенные семейные радости", "Племяннушка". Последние две главы "Выморочный" и "Расчёт" описывают предсмертную "агонию" и гибель Иудушки Головлёва.

Иудушка Головлев. Фото: kniganectar.ru

Внутренняя организация романа устроена так, что все его композиционные, сюжетные и языковые линии служат раскрытию главной темы. Художественное описание членов семьи Головлёвых, представленное в первой главе, наглядно знакомит читателя с героями романа. Наиболее ярко представлен образ Арины Петровны – это единственный незаурядный человек в Головлёво: "Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством". Хозяйство и дела семьи в полной мере лежат на плечах матери семейства, но муж и дети становятся обузой для неё. Единственный ребёнок, который удостаивался её внимания – средний сын Порфирий ("Иудушка", "кровопиюшка", "откровенный мальчик"). Он наиболее близок по характеру к своей матери, но превосходит её по душевному одеревенению и бессердечию. Свойственные Арине Петровне черты стяжательства развиваются в Иудушке до невероятного размера. Его душевная чёрствость так велика, что он обрекает на смерть каждого из троих своих сыновей. Наследство, которым завладел алчный Иудушка-пустослов, не приносит должного удовлетворения. Он всё больше дичает и замыкается в себе. Теряет связь с реальным миром, хозяйство не развивается, приходит в упадок. В финале романа на Иудушку снисходит позднее прозрение: "Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!"

Фото: livelib.ru
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Богатырев: чужой среди своих.
В Москве восстановят кинотеатр "Ударник"
Александр Хинштейн обратил внимание на книгу рязанского чиновника Сергея Филимонова

В Москве

Дорога в вечность. О картине Сергея Дебижева "Святой Архипелаг".
Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть