"Аркадия" Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений Каменькович.
12 февраля 2025
"Сато". По роману Рагима Джафарова. Театр Наций. Малая сцена. Режиссер Филипп Гуревич.
11 февраля 2025
"Старший сын" по одноименной пьесе А. Вампилова. Театр Гоголя. Режиссер Кирилл Пирогов.
11 февраля 2025
"Это не мода. Это философия"
11 февраля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Начало игры, или Метафизика примитивных стихов Виктора Слипенчука

Специально для "Ревизора.ru".

Виктор Слипенчук. Фото из личного архива.
Виктор Слипенчук. Фото из личного архива.

Особенности примитивистского сознания лежат в основе мировоззрения русского космоса. Его игровой манере, которая была в начале ХХ века у ОБЭРИУ, в частности, в творчестве Хармса, присуща тяга к архаике. Это – своего рода попытка в бурно меняющейся событийности обрести покой, свойственный ребенку.

Поэтическая игра в примитив, в наивность – есть метафизическая мера познания мира, тонущего в сложности…

И вот Виктор Слипенчук, предлагая такой вариант игровой, примитивной поэзии, словно снижает чрезмерную серьёзность яви: она чревата… в том числе психологическими перегрузками, всем негативом, который сулит избыточная фиксация на проблемах, и в этом смысле "Примитивные стихи" Виктора Слипенчука могут обладать терапевтическим эффектом:

Папа часто вещает о грыже –
Как он с ней побывал в Париже.
Это, знаете, просто драма –
Грыжа очень капризная дама.
 
Папа был пассажиром спецрейса,
А соседом – врач с белым кейсом.
Он сказал папе: "Ясно вижу,
Вы везёте с собою грыжу".
 
Папа не обратил внимания,
Папа ждал с Парижем свидания.
Как ребёнок, мечтал о визе,
Чтоб приблизиться к Моне Лизе.
 
Стих лёгок и ажурен, он пенится…, словно отрицая проблему, – нет! скорее карнавализируя её, если вспомнить Бахтина с его карнавальной теорией…
 
В этом смысле подобная поэзия идёт от глубин значительного знания мироздания, космоса его, где всякая трагедия не слишком серьёзна, если посмотреть под таким примитивно-ироническом углом.

Игра – идущая от ОБЭРИУТов, но Слипенчук творит её на новом уровне, ведь современность требует корректив, да и дар Слипенчука разнообразен: его хватает и для такой поэзии примитива, радостно-отчасти-детского наива.

О, здесь запускается целый космос рифмованных повествований:

Вова ходит нагишом,
Он живёт за рубежом –
Каждый день у моря,
И не знает горя.
 
Вовин папа дипломат,
Тут таких, как он, отряд –
Ничего не делают,
По базарам бегают
 
Мы узнаем о жизни мальчика Вовы: мы узнаем о ней, детски-радостной, но показанной так, что мера вырастания, мерцающая за кадрами катренов, посулит изменения, о которых не догадывается мальчик, пребывая в своих измерениях.

Измерениях поэзии, рядящейся в сказово-лубочные одежды…

Вова с Митею – друзья,
Ссориться друзьям нельзя.
Вова с Митею – тандем,
Он на загляденье всем.
 
Если Вова ловит птичку –
Митя в корм кладёт клубничку.
Птичка песенку споёт
И в ловушку попадёт.
 
Если Вова ловит рыбку –
Митя подготовит зыбку.
И мечтая о своём –
Убаюкают вдвоём.
 
А вот и абсурд проступает–великолепная нелепица, пёстрая и яркая, будто сказочная жар-птица пролетела, уронив перо.
 
Нечто от Хармса, препоясанного абсурдом, блеснёт…

Но, разумеется, только в той мере, в какой предшественники и должны влиять на потомков…

Абсурд, через окуляры которого вдруг, неожиданно даётся взгляд на мир, вполне помогает примириться с трудностями его, а дети – это, ведь, маленькие взрослые.

Подобно тому, как взрослые – просто выросшие дети.

Круг замыкается, но стихи Виктора Слипенчука, разрывая его, плотно и прекрасно раскрываются в мир, сияя гранями строк.

Тут же и гимн дружбе возникает: детство и дружба, как обороты одной, счастьем отчеканенной медали, как великолепие старта, обещающего непременно продолжение в мире, где абсурд будет посерьёзнее, увы.

Вот и драма, обрисованная в анекдотических тонах, но снова – примитив в благородном звучании анекдота, уходящего в народ, анекдота, тонко анализирующего и… положение дел в определённой отрасли в целом, в данном случае – медицине, – кто ж не поругивал оную?
 
Тётя Мотя врачу нагрубила,
Даже можно сказать – избила!
Кулаком, с размаху – по роже!
Предлагал разделить с ней ложе.
 
Тут, конечно, нужна была розга –
А теперь – сотрясение мозга.
Это что же такое творится –
Вся страна, как большая больница!
 
Заведётся однаобразина.
А страдает вся медицина.
Наши лучшие чудо-врачи
Нас обследуют, как палачи.
 
Искрятся поэтические истории, исполненные Слипенчуком, перекипают задором, волнуют и запоминаются…

Богатство тем значительно: ведь через призмы якобы примитива можно истолковать каждый уголок и коридор нашей действительности, всякие взаимоотношения, любые повороты событий, и вспыхивает, переливаясь эмоциями, очередное стихотворение:

Мама папу заревновала –
Сущность папину вскрыть обещала.
Сущность папина просто ничтожна –
С ним совместная жизнь невозможна.
Ну, нашёл бы действительно что-то,
Нет же, тварь – страшней бегемота!
И к тому же взял себе моду –
По театрам возить Квазимоду.
Мама этого так не оставит
И рога ему тоже наставит.
Вот тогда он вспомнит о маме,
Как самец с золотыми рогами.
 
Игра в примитив имеет огромное значение: исполненная на таком уровне, который предлагает Виктор Слипенчук, она и значительно расширяет поэтические поля современности, и… просто радует читательскую душу.

Виктор Слипенчук словно деконструирует современность, чтобы собрать подобно игре в кубики нечто более достойное и удобоваримое.

Игра закончена?

Нет, она только начинается...
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Аркадия" Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений Каменькович.
"Сато". По роману Рагима Джафарова. Театр Наций. Малая сцена. Режиссер Филипп Гуревич.
Ильдар Абдразаков - лауреат Премии имени Дмитрия Шостаковича

В Москве

"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
"Евгений Онегин" А.С. Пушкина в театре Маяковского
Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть