Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
3 мая 2024
Любовь и смерть в Вероне
3 мая 2024
XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине
3 мая 2024
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
2 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

О писательнице Анастасии Вербицкой

О заметной литературной фигуре рубежа XIX-XX веков рассказывает её внучка, тоже Анастасия Вербицкая.

Автор: Ревизор.ru
Анастасия Вербицкая. Все фото - из личного архива А.В. Вербицкой.
Анастасия Вербицкая. Все фото - из личного архива А.В. Вербицкой.

Анастасия Всеволодовна Вербицкая – старейший педагог ГИТИСа, где преподавала сценическое движение и фехтование, Заслуженный деятель искусств России. Сейчас Анастасия Всеволодовна специально для "Ревизора.ru" делится воспоминаниями о знаменитой дореволюционной писательнице, своей бабушке и почти полной тёзке – Анастасии Алексеевне Вербицкой.

А. А. Вербицкая (Зяблова) (1861 - 1928) – автор большого литературного наследия. В начале XX века её произведения издавались неслыханными тиражами, их ставили в театре, экранизировали.
 
Роман Вербицкой "Ключи счастья" выдержал две экранизации: в 1913 году (режиссёры В. Гардин и Я. Протазанов), в 1917 году (режиссёр Б. Светлов), сценарий Вербицкой.
 
Все произведения Вербицкой вызывали мощную критику и шумные споры. Ведущая тема творчества писательницы – изломанность женской судьбы и недостижимость счастья. Все её сочинения, в том числе и два центральных романа, "Ключи счастья" и "Иго любви" – автобиографичны и основаны на семейных преданиях. Она написала их по рассказам Анастасии Никитичны Мочаловой, её бабушки, известной провинциальной актрисы. Та играла сорок лет на сцене и была партнёршей лучших трагиков своего времени: Павла Мочалова, Василия Каратыгина, Айры Ольдриджа (американский темнокожий трагик). Анастасия Никитична вышла замуж за артиста Ивана Лукича, племянника Павла Степановича Мочалова.

А.Н. Мочалова. 
 
Родилась Анастасия Алексеевна в Воронеже в небогатой дворянской семье. Отец – майор А. А. Зяблов. Мать происходила из артистической среды, и театр для будущей писательницы остался Храмом искусства, поднимающего человека над прозой и суетой будней.
 
В 1870 - 1877 годах А. Зяблова училась в московском Елизаветинском женском институте. После окончания института была вынуждена сразу же начать зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом гувернантки. Имея способности к пению, в 1879 году поступила на вокальное отделение Московской консерватории (у неё было меццо-сопрано). Но, окончив два курса, Анастасия не смогла продолжить учёбу из-за недостатка средств и вернулась к преподаванию. Княгиня Волконская пригласила её работать учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте. 19 мая 1882 года Анастасия Алексеевна вышла замуж, вопреки своей матери, за небогатого инженера Алексея Васильевича Вербицкого. Из-за замужества ей пришлось оставить высокооплачиваемую работу в женском институте, так как по его уставу учительницами в нём могли быть только вдовы или незамужние. Вербицкая устроилась преподавательницей пения сначала в 5-ю, затем в 4-ю женскую гимназии, где и проработала 19 лет. Даже растущие с каждым годом семейные заботы (она родила четырех сыновей) не заставили её бросить преподавательскую деятельность.

Позже Анастасия Алексеевна занялась журналистикой, работая сначала корректором, затем автором компилятивных обзоров иностранной прессы. В 1885 году Вербицкая заведовала политическим отделом в газете "Жизнь". Неожиданно газета закрылась, и её сотрудники оказались выброшенными на улицу с невыплаченным жалованьем. "Бедствие моих товарищей так потрясло меня, — отмечала Вербицкая в "Автобиографии", — что у меня появилась неодолимая потребность рассказать всё это в печати. Я стала писать. Так появилась повесть "Первые ласточки", опубликованная в 1887 году под редакционным заглавием "Разлад".
 
Обычные герои прозы А. Вербицкой 90-х годов – представители "низов" интеллигенции: мелкие служащие, актёры, студенты, курсистки. В эти годы имя Вербицкой прочно вошло в литературу. Она печаталась в известных журналах демократического направления "Русское богатство", "Мир Божий", "Образование", "Жизнь" и др. Вербицкая много сил отдавала общественной деятельности, участвовала в различных обществах по улучшению жизни женщин и учащейся молодёжи, выступала на благотворительных вечерах, отдавала свои произведения в сборники, средства от продажи которых шли на материальную поддержку студентов и курсисток.

В 1902 году Вербицкая занялась издательским делом. Она организовала публикацию 20 иностранных писательниц, посвящённых "женскому вопросу". Вся выручка от изданий поступала в пользу женщин-переводчиц. Чтобы быть полностью независимой, с 1903 года Вербицкая перестала печатать свои произведения в журналах и стала сама издавать свои книги. Подобно многим демократически настроенным интеллигентам, писательница восторженно встретила революцию 1905 года. Под впечатлением событий 9 января написала повести "Светает" и "Крылья взмахнули".

Живя в Москве, Вербицкая оказалась в центре происходивших там революционных событий. У неё были давние контакты с социал-демократами. Она неоднократно помогала революционным организациям материально и хорошо знала руководителей Московского вооружённого восстания.

В момент максимально острого столкновения противоборствующих сил, 7 декабря 1905 года, она предоставила свою квартиру для заседания Московского Комитета РСДРП (б), что было тогда весьма опасно и являлось актом гражданского мужества. "Революция, — писала она критику А. А. Измаилову в 1910 году, — тоже парализовала моё творчество, если можно так выразиться. Было не до романов. Я писала статьи, воззвания, письмо Шварцу, я горела и плакала. Когда казнили Шмидта, я была как безумная, написала статью против смертельной казни. Но газеты отказались её поместить, уже начиналась реакция. У нас, например, в Москве, когда закрыли "Жизнь", не осталось ни одной смелой газеты. И вот я начала писать "Дух времени", всё ещё полная отзвуками этой удивительной эпохи, и с большими перерывами 2 года я работала над этой вещью. Ничего не печатала, ничего не издавала".

Новый роман Вербицкой имел оглушительный успех у читателей и подвергся почти столь же оглушительной критике со стороны рецензентов. Именно с "Духа времени" начался небывалый рост популярности писательницы. Роман стал бестселлером. За четыре года он выдержал три издания общим тиражом 51 тысячу экземпляров. Роман был сразу же переведён на несколько европейских языков. Особой популярностью он пользовался в Германии, где был издан в 1909 году издательством Ив. Ладыжникова. Второй знаменитый роман, "Ключи счастья" (1908 – 1913), имел ещё более шумный успех, чем "Дух времени". После "Ключей счастья" Вербицкая была в зените славы. Её книги неоднократно переиздавались, экранизировались.

Октябрь 1919 года положил конец литературной карьере Вербицкой. В 1919 году её книги были объявлены порнографическими и вредными для революционного пролетариата. Только благодаря вмешательству М. Горького склад её издательства был спасён от уничтожения. Чтобы проверить обвинения против Вербицкой, В. Воровский назначил литературную комиссию из 12 человек, которые в течение трёх месяцев читали её книги и пришли к выводу о "безвредности". За А. Вербицкую вступился А. Луначарский, который подчеркнул, что пора оставить вульгаризаторское отношение к писательнице, которая "ничуть не более порнографична, чем, например, Тургенев". Во всяком случае, студенты филологического факультета МГУ читали в 60-х увлекательнейшие "бульварные романы" Анастасии Вербицкой подпольно, а в домашних личных библиотеках тайно хранили дореволюционные издания романов "Дух времени", "Ключи счастья", "Крылья взмахнули" и др.

После того, как Комиссия пришла к выводу о "безвредности" романов А. Вербицкой, "Дух времени" даже был рекомендован В. Воровским к переизданию, но замысел остался неосуществлённым. В 1924 году книги Вербицкой были окончательно запрещены.
 
Из четверых сыновей Анастасии Алексеевны Вербицкой один – Всеволод – продолжил театральные традиции семьи, был одним из организаторов Второй студии МХАТ, играл в Художественном театре. В 1928 году А. А. Вербицкая скончалась от болезни сердца и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, на участке, отведённом для артистов МХТ. В посвящённом ей некрологе говорилось, что творчество Вербицкой – "это единственный пример истории литературы, когда писатель создавал идейную беллетристику бульварными методами".


А.А. Вербицкая. 

Спустя годы произведения Вербицкой возвращаются к читателю. И пусть многое в них покажется ныне наивным и мелодраматичном, но они, как и раньше, будут интересны увлекательным сюжетом, благородными страстями героев и "духом времени" одной из переломных эпох русской истории. И тогда сбудется сказанное в 1920-е годы умирающей писательницей: "Надеюсь, что и для потомства, далёкого от уличной брани газет, давно исчезнувших в круговороте жизни, мои книги, хранящиеся в Румянцевском музее и Публичной библиотеке, откроют моё истинное лицо, и для будущего поколения я займу своё скромное неоспоримое место в русской литературе".

В 1992 году был вновь издан роман Вербицкой "Иго любви". В 1993 году –  "Дух времени", в том же году " Ключи счастья".
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
Любовь и смерть в Вероне
XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть