Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра
22 апреля 2024
Чем чёрт не шутит. Спектакль "Ночь перед Рождеством".
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Подарок вдогонку к юбилею

Рецензия на книгу Александра Матусевича "Театр-дом: академический и экспериментальный"

Обложка книги
Обложка книги

В сезоне 2018/19 московский оперный театр с самым длинным в мире названием – Московский академический Музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – праздновал знаменательный юбилей: столетие со дня основания.

Хотя объединенный театр на Большой Дмитровке появился только в 1941 году, а до того два великих реформатора театра, Константин Сергеевич и Владимир Иванович шли каждый своим путем применительно к оперной сцене, давно уже принято вести отсчет от начала их революционных исканий в области музыкально-театральных жанров. Толчок к поиску новых берегов, безусловно, дал Великий Октябрь.

Большой юбилей "Стасик", бытующее название которого прижилось в среде благодарных меломанов, отпраздновал славно: интересными премьерами, гала-концертами, выставками и пр. Уделили внимание и книгоизданию. Литературной частью театра был приготовлен огромный фолиант, украшенный многочисленными иллюстрациями высокого качества, в которых запечатлена вся история уникального коллектива. Однако это – коллективный труд театральной команды, коллективное усилие самого театра-юбиляра. Также имел место и оммаж почтенному имениннику со стороны - частные инициативы-приношения "виновнику торжества". Об одной из них точно стоит рассказать особо!


Фото mavink.com

Александр Матусевич, известный московский музыкальный критик, впервые попал на спектакль "Стасика" в середине 1980-х еще школьником. Потом долгие годы с интересом наблюдал за творческим развитием оперной труппы, сначала как любитель, а последние пару десятилетий в качестве профессионала-театроведа. Редкая новая работа театра не оказывалась зафиксированной им в виде впечатлений музыкального обозревателя. Иногда возникала надобность писать и о старых спектаклях, если афиша давала к тому повод - многообещающий ввод нового исполнителя или интересный заезжий гастролер. В результате у Александра накопилось впечатлений на целый сборник статей.

В конце 2020 года книгу издала международная гуманитарная программа "Project Harmony" под редакцией кандидата искусствоведения Ирины Каракозовой. К большому сожалению, сегодня широкому кругу читателей новинка не очень доступна. Благотворительная программа "Project Harmony" сотрудничает с российскими библиотеками, для которых, в основном, издание и предполагалось. В продаже книгу практически не встретишь. Но к Новому 2023-му году она, наконец, появилась в продаже в самом театре, что логически весьма уместно. Все поклонники любимого на Москве театра, интересующиеся его прошлым и настоящим, приходящая на спектакли публика могут теперь унести с собой не только личные впечатления, но и целый букет профессиональных оценок. А этот факт очень важен в формировании обратных связей театроведческого и любительского сообществ, идущих в целом на пользу театральному делу.

"Театр-дом: академический и экспериментальный" - так назвал свою работу автор, окрестив ее "Приношением" любимому с детства коллективу к его вековому юбилею. Труд Александра Матусевича представляет собой любопытный срез музыкально-театральной жизни Москвы на примере одного театра. По нему во многом можно судить о сегодняшнем состоянии и возможных путях развития не только локального музыкально-театрального искусства, а также российского и мирового. Вне сомнений, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко являлся и является одним из самых ярких флагманов среди известных оперных домов планеты. Храм искусства имени двух русских патриархов музыкально-театрального цеха хранит дух академизма и при этом всегда открыт к новациям.

Шкала впечатлений в текстах Александра широка, оценочные градации из-под пера автора выходят разнообразные. Оперные работы получают неоднозначные оценки. Присутствует и критика, подчас, весьма суровая, хотя и конструктивно аргументированная. Не все постановки получают суперлативы и дифирамбы от придирчивого взгляда театроведа. Но то, что по-настоящему нравится рецензенту, описано с любовью, похвалено с избытком.

К статьям с крайне критическим настроем можно отнести рецензии на "Золотого петушка" ("Как бог черепаху..." – она открывает книгу), "Гамлета" ("Лучше уж не быть"), "Триумф времени и разочарования" ("Но пораженье от победы ты сам не должен отличать"). Наиболее ласкающие слух труппы позитивные рецензии рассказывают о постановочно-исполнительских успехах "Сказкок Гофмана" ("Образец музыкальной режиссуры"), "Войны и мира" ("Царский подарок"), "Пиковой дамы" ("Дама Революции"), "Енуфы" ("Одна несчастная деревня").

Один из главных героев книги – режиссер Александр Титель, возглавляющий оперную труппу уже тридцать лет. По понятным причинам львиную долю у автора занимают рассказы именно о его талантливых постановках. В рецензии на "Енуфу" Яначека написано: "Александр Титель - непредсказуемый талант, способный в погоне за оригинальностью cовершенно убить произведение и, в то же время, умеющий в иных случаях создать на сцене удивительную гармонию, добиться уместности всего происходящего". Оценивая премьеру прокофьевской «Любви к трем апельсинам», остро подмечено: "Команде Тителя удалось создать не просто занимательное зрелище, а действо, буквально разрывающее внимание зрителя обилием эффектов. Плотность высказывания режиссера на такт музыки – чрезвычайная, смеяться иногда просто некогда".

Помимо рецензий в книге звучат и голоса солистов оперной труппы – это представители старшего поколения Галина Писаренко и Любовь Казарновская и также ныне солирующие голоса Нажмиддина Мавлянова и Натальи Зиминой. Интереснейшие, умные и обстоятельные интервью с ними дополняют картину жизни ведущего российского музыкального театра.

Высокая образованность и глубокое понимание искусства музыкального театра, богатство и образность языка, метафоричность, ирония и юмор присущи стилистике авторского повествования. В рецензиях Александра Матусевича, как на рентгене, виден внутренний остов спектакля, что, несомненно – большая редкость для автора, пишущего о театре. Огромная ценность для рецензента, когда его критическое око не путается в деревьях, а видит цельный лес, главное и второстепенное. Матусевич мастерски отделяет суть от деталей. Он обладает важным и необходимым качеством - знанием природы вокала. Прочтение рецензий-эссе для читателя вносит ясность, стоит ли идти на тот или иной спектакль. Книга, безусловно, заинтересует как профессионалов, так и широкий круг любителей оперы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть