Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Подарок вдогонку к юбилею

Рецензия на книгу Александра Матусевича "Театр-дом: академический и экспериментальный"

Обложка книги
Обложка книги

В сезоне 2018/19 московский оперный театр с самым длинным в мире названием – Московский академический Музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – праздновал знаменательный юбилей: столетие со дня основания.

Хотя объединенный театр на Большой Дмитровке появился только в 1941 году, а до того два великих реформатора театра, Константин Сергеевич и Владимир Иванович шли каждый своим путем применительно к оперной сцене, давно уже принято вести отсчет от начала их революционных исканий в области музыкально-театральных жанров. Толчок к поиску новых берегов, безусловно, дал Великий Октябрь.

Большой юбилей "Стасик", бытующее название которого прижилось в среде благодарных меломанов, отпраздновал славно: интересными премьерами, гала-концертами, выставками и пр. Уделили внимание и книгоизданию. Литературной частью театра был приготовлен огромный фолиант, украшенный многочисленными иллюстрациями высокого качества, в которых запечатлена вся история уникального коллектива. Однако это – коллективный труд театральной команды, коллективное усилие самого театра-юбиляра. Также имел место и оммаж почтенному имениннику со стороны - частные инициативы-приношения "виновнику торжества". Об одной из них точно стоит рассказать особо!


Фото mavink.com

Александр Матусевич, известный московский музыкальный критик, впервые попал на спектакль "Стасика" в середине 1980-х еще школьником. Потом долгие годы с интересом наблюдал за творческим развитием оперной труппы, сначала как любитель, а последние пару десятилетий в качестве профессионала-театроведа. Редкая новая работа театра не оказывалась зафиксированной им в виде впечатлений музыкального обозревателя. Иногда возникала надобность писать и о старых спектаклях, если афиша давала к тому повод - многообещающий ввод нового исполнителя или интересный заезжий гастролер. В результате у Александра накопилось впечатлений на целый сборник статей.

В конце 2020 года книгу издала международная гуманитарная программа "Project Harmony" под редакцией кандидата искусствоведения Ирины Каракозовой. К большому сожалению, сегодня широкому кругу читателей новинка не очень доступна. Благотворительная программа "Project Harmony" сотрудничает с российскими библиотеками, для которых, в основном, издание и предполагалось. В продаже книгу практически не встретишь. Но к Новому 2023-му году она, наконец, появилась в продаже в самом театре, что логически весьма уместно. Все поклонники любимого на Москве театра, интересующиеся его прошлым и настоящим, приходящая на спектакли публика могут теперь унести с собой не только личные впечатления, но и целый букет профессиональных оценок. А этот факт очень важен в формировании обратных связей театроведческого и любительского сообществ, идущих в целом на пользу театральному делу.

"Театр-дом: академический и экспериментальный" - так назвал свою работу автор, окрестив ее "Приношением" любимому с детства коллективу к его вековому юбилею. Труд Александра Матусевича представляет собой любопытный срез музыкально-театральной жизни Москвы на примере одного театра. По нему во многом можно судить о сегодняшнем состоянии и возможных путях развития не только локального музыкально-театрального искусства, а также российского и мирового. Вне сомнений, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко являлся и является одним из самых ярких флагманов среди известных оперных домов планеты. Храм искусства имени двух русских патриархов музыкально-театрального цеха хранит дух академизма и при этом всегда открыт к новациям.

Шкала впечатлений в текстах Александра широка, оценочные градации из-под пера автора выходят разнообразные. Оперные работы получают неоднозначные оценки. Присутствует и критика, подчас, весьма суровая, хотя и конструктивно аргументированная. Не все постановки получают суперлативы и дифирамбы от придирчивого взгляда театроведа. Но то, что по-настоящему нравится рецензенту, описано с любовью, похвалено с избытком.

К статьям с крайне критическим настроем можно отнести рецензии на "Золотого петушка" ("Как бог черепаху..." – она открывает книгу), "Гамлета" ("Лучше уж не быть"), "Триумф времени и разочарования" ("Но пораженье от победы ты сам не должен отличать"). Наиболее ласкающие слух труппы позитивные рецензии рассказывают о постановочно-исполнительских успехах "Сказкок Гофмана" ("Образец музыкальной режиссуры"), "Войны и мира" ("Царский подарок"), "Пиковой дамы" ("Дама Революции"), "Енуфы" ("Одна несчастная деревня").

Один из главных героев книги – режиссер Александр Титель, возглавляющий оперную труппу уже тридцать лет. По понятным причинам львиную долю у автора занимают рассказы именно о его талантливых постановках. В рецензии на "Енуфу" Яначека написано: "Александр Титель - непредсказуемый талант, способный в погоне за оригинальностью cовершенно убить произведение и, в то же время, умеющий в иных случаях создать на сцене удивительную гармонию, добиться уместности всего происходящего". Оценивая премьеру прокофьевской «Любви к трем апельсинам», остро подмечено: "Команде Тителя удалось создать не просто занимательное зрелище, а действо, буквально разрывающее внимание зрителя обилием эффектов. Плотность высказывания режиссера на такт музыки – чрезвычайная, смеяться иногда просто некогда".

Помимо рецензий в книге звучат и голоса солистов оперной труппы – это представители старшего поколения Галина Писаренко и Любовь Казарновская и также ныне солирующие голоса Нажмиддина Мавлянова и Натальи Зиминой. Интереснейшие, умные и обстоятельные интервью с ними дополняют картину жизни ведущего российского музыкального театра.

Высокая образованность и глубокое понимание искусства музыкального театра, богатство и образность языка, метафоричность, ирония и юмор присущи стилистике авторского повествования. В рецензиях Александра Матусевича, как на рентгене, виден внутренний остов спектакля, что, несомненно – большая редкость для автора, пишущего о театре. Огромная ценность для рецензента, когда его критическое око не путается в деревьях, а видит цельный лес, главное и второстепенное. Матусевич мастерски отделяет суть от деталей. Он обладает важным и необходимым качеством - знанием природы вокала. Прочтение рецензий-эссе для читателя вносит ясность, стоит ли идти на тот или иной спектакль. Книга, безусловно, заинтересует как профессионалов, так и широкий круг любителей оперы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть