Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Против лома нет приема, или "Угодило зернышко промеж двух жерновов"

Специально для "Ревизора.ru".

Издание на английском языке. The Gulag Archipelago. Фото: creativedestructionmedia.com
Издание на английском языке. The Gulag Archipelago. Фото: creativedestructionmedia.com

В этом году случится пятидесятилетний юбилей, который вряд ли будет широко отмечаться. Думаю, не время сейчас чествовать бунтаря, который в одиночку подорвал могучую госбезопасность и заодно советскую власть.

В декабре 2023-го — 50 лет, как на Западе начали печатание "Архипелага ГУЛАГа". Примерно тогда же – точнее, в феврале 1974-го, с высылки — начинается действие обозреваемой книги — которую я во всей полноте прочитал только сейчас, через четверть века после первой публикации на Родине (а вы читали?).

Итак, А.Солженицын. "Угодило зернышко промеж двух жерновов".

Я отношусь к поколению, которое статью "Литературный власовец" прочитало раньше, чем хотя бы строчку, написанную героем сего "фельетона".

Чуть позже, в конце семидесятых-начале восьмидесятых, когда передавали друг другу "там-" и "самиздат", все знали: особо осторожничать надо с Солженицыным (а многие за него и вовсе не брались), КГБ именно его вещи отслеживает, потому что ("сведущие люди" приводили объяснение) его фонд всякое нехорошее в Стране Советов финансирует.

И очень долго имя — под строгим запретом. Даже когда перестройка наступила. Гумилева печатают, "Мы" и "Собачье сердце" публикуют, а его — и называть вслух нельзя.


Фото: yablor.ru.

1 января 1988 года придумали лидеры США и СССР: обратиться к народу наперекрест, Горбачев — к американцам, Рейган — к советским гражданам. И вот в новогодней речи американского президента — цитата из Солженицына, но безымянная, а имя не произносится.

А спустя год всего — понеслось: открываю первый номер "Невы" (январь 1989-го) и обалдеваю: Виктор Конецкий, в рассказе "Париж без праздника", перепечатывает письмо Солженицына к съезду советских писателей. 

Тогда, в 89-м, в самый разгар гласности, я работал в журнале "Смена" — иллюстрированный, цветной орган ЦК ВЛКСМ, 35 копеек, разовый тираж, на минуточку, 2.500.000 экземпляров (два с половиной, Карл, миллиона!).

Помнится до сих пор: с каждым днем открывались тогда новые двери.

В номере за август 89-го на обложке (!) наш бестрепетный орган ЦК комсомола печтатает двух голых (!) дам, на диком пляже. Ну, как голых. Талия видна, изгиб бедра и часть груди. Но без одежи, да. Говорят, в Одессе на Привозе и на других черных рынках страны обложка эта перепродавалась за три, пять, а то десять рублей.

И в сентябре 89-гохорошо помню разговоры в коридорах: у Солженицына в декабре юбилей, и мы дадим его портрет НА ОБЛОЖКУ! На обложку?! Солженицына?!

Сверстали. О! А! Я помню тот "кавер", по силе воздействия куда превосходящий обнаженку: сидит автор, на природе, на сваленном дереве, в рубашке с карманами, похожей на френч. А внутри статья — пересказ своими словами (как это сейчас видно) "Бодался теленок с дубом".

А ведь к тому времени официально ни одной строчки в перестроечной Москве не опубликовано; "Новый мир" вроде хочет, да автор поставил условие, что первым должен идти "Архипелаг", а это ох как властям и редакции стремно! И само Политбюро собирается обсуждать: можно ли печатать?

Обложку с Александром Исаевичем все в секретариат ходят разглядывать, потом главный редактор куда-то едет, возвращается, говорит: "Да, статья пойдет, но на обложку С. ставить пока не будем".

Вот такие образованские муравьиные ходы.

Сейчас "Смена" выложила весь свой архив в Сеть. Тот самый номер (17-й за 89-й) передо мной, там если не все, то многое в советской печати — впервые. Заметка Валеры Гуриновича о благотворительной столовой (В СССР? Благотворительная столовая? Серьезно?) Там эссе Андрюши Кучерова о дефиците табака: "Пять неглубоких затяжек". Статья (чуть не впервые) о финской войне 1940 года. Заметка Сергея Микулика о молодом вратаре "Спартака" Станиславе Черчесове. Там мой большой очерк "Горим" о работе пожарных — тоже впервые со всей откровенностью и проблемами. Рассказ Роберта Шекли. И детективный роман с продолжением про журналиста Флетча.

И огромный очерк про Солженицына. А фото не на обложке, но внутри.

И почти одновременно, начиная с сентябрьского номера 1989-го, в "Новом мире" запускают "Архипелаг".

А потом весь 1990 год проходит под светом Солженицына: "Новый мир" из номера в номер публикует весной "В круге первом", а осенью — "Раковый корпус".

А в 1991-м печатает — "Бодался теленок с дубом". Как сейчас помню: летняя августовская ночь, неделя до путча; отпуск, щелястая самодельная веранда старой родительской дачи. Светает, а я не могу оторваться, читаю тот самый "Бодался…"

А потом путч, "мы летим в другую страну", и наступивший 92-й год все в жизни меняет. Становится неважно, кто что напечатал, прочел, поделился, подумал. Весь народ в новых капиталистическихусловиях бросился выживать.

И продолжение "Теленка" — "Зернышко" — которое впервые публикуется на Родине все в том же "Новом мире" в 1998 году — хорошо если один из ста былых читателей "Н.М." прочитывает.


Фото: lib.rin.ru

И вот теперь — когда все давно отпылало и застыло, а три четверти имен, некогда горячих, благополучно забыты — читаю в "Зернышке", как все выглядело с другого берега. Хроники двадцатилетнего изгнания, с 1974-го по 1994-й. До чрезвычайности модный сейчас жанр "автофикшн" — конечно, именно этот жанр.

Ясный, простой, свежий, прозрачный, наступательный стиль. Непримиримый к себе и другим тон — особенно к советской власти и западным пошлякам.

Вот, для примера, страница 69-я (лето 1974-го):

"…И тогда же, в конце лета, узналось про случай с рязанкой Светланой Шрамко – благодаря её редкой настойчивости прорвалось, а то ведь из Рязани и знать не дашь, всё глухо. Протестовала она против той самой отравы от завода искусственного волокна, которая невидимым сладковатым шлейфом травила целую полосу города, и меня тоже – в моём ближнем сквере и через форточку в квартире. Но я вот не протестовал, а она, беззвестная, беззащитная, – посмела! Как было мне теперь не подать ей помощи своим голосом? Послал письмо в "Нью-Йорк таймс". Там ещё долго перебирали, больше месяца не печатали – а когда и напечатали, так что? Помогло ли это Светлане хоть чуть? (Примечание: В 1991 узнал, письмо от нее: много мучили ее, много преследовали, а уцелела)".

Мощное впечатление! И все повествование в том же духе: абсолютно неколебимый автор, полностью уверенный в себе и в своей Миссии (именно так, "миссия", конечно, с большой буквы в этом случае!) И ничто больше его не интересует! Ничего не нужно! Ни славы, ни денег! Ни комфорта, ни уюта! Есть только Бог и нравственный магнитный компас, указывающий направление! И Задача (опять-таки с большой буквы): теперь, когда прозвучал "Архипелаг" — бороться за права и добрую память зэков, живых и умученных, и — написать Книгу о Революции (снова не обойтись без прописных букв!). 

И это совершенно не авторская поза — потому что в позе стоять тысячу с лишним страниц — устанешь. Где-нибудь да сорвешься. А он нет.

И одно обидно, что эта самая Книга ("Красное колесо"), пятьдесят лет автором вынашиваемая и еще двадцать лет писанная, десять плотных и умных томов, прочитана — кем? Многими ли? Единицами!


Фото: combook.ru.

А даже если прочитана? Еще один сюжет из "Зернышка": написал автор брошюру для перестроечной "Комсомолки" — "Как нам обустроить Россию?" и вышла она тиражом 23.000.000; двадцать три миллиона — а много из его предложений применили тогда, в 91-м, когда советский строй приказал долго жить?

Но это, конечно, не к автору претензия — к нам. Точнее, к властям нашим, для которых пророк и праведник — совершенно лишняя фигура, коль скоро они столь упорно мытьем (изгнанием) или катанием (невниманием) от него (от них) избавляются.

В названии книги автор уподобляет себя зернышку в двух мельничных жерновах; один жернов — советский, а второй, — западный: масс-медиа, местная "образованщина", многочисленные эмигранты третьей волны и пошляки. Не знаю, насколько сильно второй, западный жернов, истолок автора — но вот первый, советский, сработал с Солженицыным наподобие лесопилки, внутрь который мужики засунули лом: хрустнула она, хрястнула, испустила длинный шлейф вонючего дыма да издохла. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть