Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
21 января 2025
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
21 января 2025
Иван Жданов между строк
21 января 2025
Президентский фонд культурных инициатив продолжает прием заявок на грантовый конкурс
21 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Шут Божий. О повести Бориса Евсеева "Шутовской жезл".

Специально для "Ревизора.ru".

Шут Божий. О повести Борис Евсеева "Шутовской жезл".
Шут Божий. О повести Борис Евсеева "Шутовской жезл".

Старый Цирк и дыхание небывалой жизни в новой повести известного писателя.

В повести "Шутовской жезл" (опубликована в журнале "Пролиткульт", №4, декабрь 2022 года) Борис Евсеев выступает поистине как певец глубокомыслия и создатель философичных мыслеобразов. Ключевые темы творчества обретают здесь завершающие штрихи, абсолютно полно и логически простраивается картина мира писателя. Посредством фиксации точных и острых деталей герои могут осознавать неочевидные истины. Действие в тексте происходит в разных временных отрезках. Начинаясь в марте 2022 года, на Цветном бульваре уСтарого цирка, действие переносит нас в предместье Рима и Карт-хадашт (Карфаген), показывает военные действия и гонения на ранних христиан. Время в повести то сужается, то расширяется, а потом уходит вглубь и выдает картины прошлого. Так, Борис Евсеев подводит нас к мысли, что существует три основных измерения времени: время наше, суетное; время погружений в суть бытия (в недалёком будущем); и время тонкотелесности. Общая тенденция подлинного глубокомыслия и способы его постижения заключены в образах опережения времени, а также понятия "вкус времени". Например, "резко-едкий, остро-кислый привкус страха". Время проскакивает, возникает эффект сжатия-разжатия пружины: "пружинистый скок, промежутки, остановки". А в целом получаем создающие неповторимую динамику повести, скачкообразные, а порой нарочито замедленные отрезки жизни героев.

Картина исторически-современных событий узнается через призму таких образов, как "парад шутов", "счастье дуралеев", "шествие нелепости и абсурда". Персонажи – оболваненные сиюминутностью люди, подверженные внушениям извне охламоны. В этом ряду: бомжонок Чиль, Гороховый медведь, Синяя борода, девка-распустёха и др. Все они часть магии шутовского шествия, его пестроты и небрежности. В этом "буль-варе" бурлят и варятся среди заспанной, ковидной Москвы, иногда склонные к воровству и безалаберности, вырядившиеся шутами "человечишки". Определенную семантику несут в себе их имена. Бомжонок Чиль – "чилить, расслабляться" (но "чиль" ещё и голубь). Пырч – означает "пырнуть, совершить что-то резкое, обокрасть, обнести".

В противостояние героев вмешивается третья сила "бугор", разнимающий дерущихся Медведя и Пырча. Важно, что по мере движения сюжета мы приходим к тому, что имя – новая истина и новая плоть человека. Борису Евсееву интересны не только имена персонажей, но также их история: носившие их в прошлом люди и святые, звуковые воплощения имен, а также контуры имени. Поскольку имя не имеет временных рамок, оно при вдумчивом отношении может служить дыханием новой жизни и оставаться в пространстве навсегда, сохраняя оболочку-контур.

Распорядитель этого "прогона гномов" на Цветном бульваре – Терёха, управляет толпой фарсёров, играет палкой с набалдашником, трясёт ослиными ушами. Но не для зубоскальства, а для подлинного шутовства, поскольку "без шутовства невосприимчив к праведным словам и поступкам стал нынешний человек". И вообще: "шутовство – серьёзное дело". Парад шутов словно бы готовит народ к военным действиям, а ещё к тому, чтобы "показать кривизну исторических событий", осмеять цирк мумий, а в широком смысле "объегорить саму жизнь", требующую крови.

Интересно само понимание автором нашей жизни. Жизнь в повести (во всяком случае, часть жизни)  – "это не Бог, а – обезьяна, злой насмешник, над всем, что свято. Она - тайный враг". Жизнь неистинная противостоит шутовству и дразнит человека, совершая неожиданные перевороты, то сочувствуя ему, то отворачиваясь. Еще одно сравнение в тексте, жизнь это – Старый Цирк, безудержные эмоции, крайности, площадной хохот, выступления клоунов за деньги, мучения животных и птиц, драматизм и кровопролитие. Жизнь непостоянна, коварна и не поддается логике. Основной вывод: "когда нет врага, врагом становится сама жизнь".  И тогда перед человеком встает задача осмеяния жизни-обезьяны, её глупости и отстранённости от Бога, при помощи погружения в её суть: "Так вот, что такое – жизнь! Зажатая в кулаке шутовская палка. И эту маротту, эту мороку кто-то все время подталкивает как руку".

В Старом Цирке (читаем: в старом мире) Тереха необычный "шутовской" жезл – с набалдашником, изображающим шута в колпаке – и получает. Потому как ушедший на покой кладовщик-клоун рассмотрел когда-то в Терёхе скорбного шута, своеобычного, угрюмого, но и шаловливого, обладающего фундаментальной силой, непокорством, способного перешутить всех на свете. Сам жезл (по-иному, маротта) – в тексте проводник и указчик, ведущий скрытую деревянную жизнь, таящий в себе свой собственный дух. Жезл заполнил пустоту в душе героя и начал скрытно управлять его жизненной ситуацией. Маротта "морочит" Терёху, "испытывает" его судьбу, подкидывает великие сомнения, обретает роль и очертания случая.

Терентий движется по своему жизненному пути, меняя статус за статусом, перемещаясь по цепочке шут-трикстер-бомолох-шут Божий -добровольная-хохочущая-жертва. Вместе с жезлом герой проходит путь возвышения и обретает главную свою ипостась – быть антиподом неразумных мировых правителей, пародировать их, сидя на шутовском троне. Тогда как раз и получится: "мрачный шут пародирует злого клоуна", – так говорит автор об осмеянии-вразумлении власти.
            
В повести Бориса Евсеева взгляд "русского шута" – это взгляд прозорливца. Также шут – проводник и глашатай новой культуры, господин многих искусств, где "искусство – особый путь к Богу, никем не придуманный, извне не навязанный, чисто человеческий". Шутовство заключено в грустную оболочку и в нем скрывается гениальная мысль –предупреждение для правителя.  В этом и состоит драматургия жизни: каждому предназначено свое место, но взаимозамену шута и правителя нужно исключить, иначе шут из глашатая будущего превратится в "чёрного" клоуна или дешевого сиюминутного паяца.

Герой повести Терёха Пудов оказался способным "нашарить жизнь" посредством движений шутовского жезла, научился проникнуть в сферу скрытых мыслеобразов и эфирных тайн. А вслед за таким проникновением обретает реальные черты иное будущее для человечества, в котором при помощи имяславия, духа нераболепия и решительного со-творческого подхода к новой роли слова, воцарится небывалая прозорливость: "И увидел сперва вверху, а потом и внизу, всё, что до минут этих видел косвенно, краем глаза. А в придачу к новому зрению получил он освобождённую от смертного страха речь. По звуку ту же – по смыслу иную. Выострив слух, успокоив зрительный нерв, приготовился он и дальше, слышать и видеть всё, что положено, чтобы рассказать об этом тем, кто умеет слушать. И тут же стал знать, – первыми словами новой речи, ниспосланной ему после возвращения, будут такие:

- Агнец смурый, Агнец белый, Агнец справедливый…"

Повесть Бориса Евсеева "Шутовской жезл" открывает новые грани необычного и глубочайшего взгляда на суть вещей. С помощью нетипичных героев и образов, писатель отражает исторические вехи событий, учит дальнозоркому опережению времени и творческой дерзости.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
Иван Жданов между строк

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть