"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Скакун" против "Снегиря"

Специально для "Ревизора.ru".

Фото: podpisnie.ru
Фото: podpisnie.ru

Иногда старые и забытые книги (в данном случае забытые совершенно незаслуженно) получают вторую жизнь. Как эта: Георгий Владимов, "Три минуты молчания" (АСТ, 2023). Режиссер Борис Хлебников вдруг нынче экранизировал ее под названием "Снегирь". Издательство, по такому случаю, заново опубликовало вещь в "кинообложке" с постером из фильма.

В кино от книги мало что осталось. Действие перенесено из шестидесятых в наши дни, а из многочисленных линий, тем и смыслов романа взято одно: как тяжело приходится новичкам и салагам в мужском трудовом коллективе.

"Снегирь" — имя рыболовного траулера, где происходит действие. Кстати, почему траулер переименовали? В книге он "Скакун". Да и заголовок "Три минуты молчания" гораздо глубже любого "Снегиря" — тем более, в романе разъясняется, что название значит: минуты, когда все суда не "трындят" в эфире, а внимательно слушают его в поисках сигнала SOS.

С названием получилось так же, как и с содержанием. Роман — случается такое с хорошими книгами! — гораздо глубже, шире и тоньше. И с большим знанием дела, моряцкого и рыбацкого, написан (в отличие от фильма). Не случайно сам Владимов ради книги на траулере ходил.

И она и про тяжелую, опасную работу (непонятно ради чего, потому что деньги рыбаки пропивают, или у них крадут). И про дураков-начальников и прочих власть имущих. И про странное существование советских людей, загнанных в подобие резервации — что особенно видно при спасении шотландских моряков, а также когда траулер стоит на рейде в бухте заморских Фарер. И о любви — трепетной и разной. И кончается роман (в отличие от современного фильма) СПОЙЛЕР хорошо. КОНЕЦ СПОЙЛЕРА.

И написан прекрасно. Не нынешним чета. Вот, к примеру, 69-я страница.

"…Я себе посиживал, а дежурный чего-то пописывал за барьером и на меня не глядел. Я уже подумал, не уйти ли мне по-тихому, но тут зашёл старшина в тулупе, роста весьма внушительного, личико кирпичное, и прислонился к косяку. Ещё была дверь с решёткой, там какая-то баба стояла патлатая, разглядывала меня сквозь прутья. Не знаю, чем она там провинилась, почему за решётку села. А я — почему на лавке. Дежурному видней.

Он уже был в летах, до майора дослужился, облысел на этом деле. Но пока ещё "внутренним займом" пользовался, зачёсывал с боков…"

Хорошо ведь, правда? Просто и интересно.

Шестидесятые вообще — замечательное время для советской литературы. А "Три минуты молчания" в каком-то смысле шестидесятые завершают. Это последний роман (как говорил сам Владимов), подписанный в печать Твардовским. Он вышел в номерах "Нового Мира" с седьмого по девятый за 1969 год.

Приятно посмотреть на годовую подшивку журнала за тот последний "твардовский" год. Они там, наряду с Владимовым (пока) все рядом: Василий Белов и Василь Быков, Фазиль Искандер и Валентин Катаев, Борис Можаев и Виктор Некрасов, Юрий Трифонов и Василий Шукшин, Александр Яшин и сам Твардовский.

В романе "Три минуты молчания" Владимов своим коллегам-шестидесятникам не раз передавал приветы и внутренне с ними полемизировал. К примеру, иронически восклицал: "Жаль, что вас не было с нами!" — но не по поводу приятно-курортного времяпрепровождения (как в знаменитом одноименном рассказе Аксенова), а по случаю смертельно опасной путины. И не случайно назвал тех двух салаг на траулере Аликом и Димкой, а одну из их девушек Галей (точь-в-точь как у Аксенова в "Звездном билете"). Только в "Звездном билете" морские авралы ласково приглажены, а в "Трех минутах" показаны во всей своей опасной суровости. И не те салаги (опять-таки в отличие от экранизации) самые интересные герои романа, а иные: матрос-рассказчик Сеня Шалый, ведущий повествование; его коллеги по траулеру "маркони" (радист) и "дед" (старший механик); судоводители ("кеп", старпом и третий штурман), почти сплошь трусливые и малокомпетентные; высокий начальник, демагог и алкоголик Граков; две любови главного героя — Лиля и Клавка…

Такой кусок не приглаженной советской жизни. И, нет, о подобном никак не воскликнешь: "Ах, какую страну потеряли".

А если учесть, что правда о той стране выходила (в том числе и вышепоименованный роман), продираясь сквозь цензуру, с огромными купюрами, совсем кисло становится.

И за ту правду в марте следующего, 1970 года Твардовского снимут. А многие советские писатели, как и сам Владимов, в итоге станут АНТИсоветскими.

В перестройку он вернется на Родину — сначала книгами ("Знамя" опубликует "Верный Руслан"), а потом и лично.

Роман "Генерал и его армия" (1994) получит "Русского Букера" и "Букера десятилетия".

Короче, фильм "Снегирь" я вам рекомендовать не могу. Хотите, смотрите, конечно — но на свой риск.

А вот прочитать (или перечитать) романы самого Владимова — это да. Сам собираюсь.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть