Фото обложки предоставлено издательством "Стеклограф".
Произведение представляет собой, на мой взгляд, жанровый синтез интеллектуального детектива и приключенческого романа, в котором фрактальным образом раскрываются метафизические задачи, поставленные поколению миллениалов поколением иксеров.
Сюжет можно обозначить так: главные герои получают наследство, нажитое их отцами в лихие девяностые. К наследству, как водится, прилагается множество тайн – от причины крушения самолёта до разгадки загадочной женской души. Герои колесят по всей Европе, пытаясь добраться до заветного кипрского сейфа, но, согласно жанру, они оказываются не единственными претендентами на сокровища и разгадки.
Автор романа – писатель достаточно известный в современном литературном процессе. Екатерина Басманова — московский юрист, кандидат юридических наук, культуролог, выпускница РГГУ, писатель, финалист всероссийской литературной премии "Дебют", член Союза Писателей Москвы. Насколько я знаю, это первый опубликованный роман Екатерины, который сразу "выстрелил", нашёл свою аудиторию и получил признание как у читателей, так и в профессиональной литературной среде. "Миллионы не моего отца" были презентованы недавно, в апреле этого года, но о книге уже написано множество рецензий, и она номинирована на главные российские премии прозы.
Уникальность авторского метода Басмановой, как мне кажется, в том, что она даёт глубокую психологическую проработку каждого героя, и, таким образом, раскрывает характер целого поколения через внутреннее пространство отдельно взятых персонажей. Михаил, Вадим и Лиза – это фрагменты мозаики, они сами и составляют некий шифр, элементы которого необходимо собрать вместе для того, чтобы механизм сработал, и дверца сейфа сама открылась.
Впрочем, говоря о главных героях, хотелось бы выделить ещё одного ключевого персонажа – это дневник Лизы, цитаты из которого можно считать отдельными полноценными произведениями. Очень удачный авторский ход, он предлагает читателю дополнительный шифр, который не терпится разгадать.
Также важной писательской находкой Басмановой я считаю некую намеренную незавершённость произведения. Читатель словно идёт по следу, как и положено в детективе, но в последний момент след обрывается – однако не перед тупиковой стеной, а на краю пропасти, за которой целый космос возможных событий. Не могу знать наверняка, но предполагаю, что автором задумано продолжение этой истории, которое лично мне действительно интересно было бы прочесть.
Главное, что можно сказать о романе – это то, что автору удалось выстроить незримый диалог поколений. Ведь герой любой современной прозы осознаёт необходимость беседы с предыдущими эпохами, он психологически нуждается в этом. И Екатерина Басманова строит ткань психологического повествования именно на данной проблеме.
Уверена, что роман "Миллионы не моего отца" ждёт интересная литературная судьба, а возможно, даже экранизация.