Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

По волнам зеркальных отражений

О книге "Зеркальный лабиринт" Светланы Астрецовой

Фото предоставлено Светланой Астрецовой
Фото предоставлено Светланой Астрецовой

Читая новую книгу "Зеркальный лабиринт", поэта, режиссера Светланы Астрецовой, подспудно не покидала мысль: как плохо, что я знаю лично автора. В таком чтении уходит некий флер таинственного персонажа. Для меня книга – всегда состоит из откровений автора, в большей или меньшей степени, его позиции, его взглядов на жизнь.

"Зеркальный лабиринт"  – это большой вопрос, который автор задает самой себе: что есть Жизнь? Смерть? Вечность? Бесконечность?

Но дабы не залить "приторным елеем" с головы до ног автора, разберем вначале некоторые слабые стороны книги.   

Недавно Светлана в соцсетях опубликовала забавный коллаж, где рядом с ее портретом – поэты Ахматова,  Ахмадулина… В произведениях писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и древнегреческих верований. Они  также ловко, как на теккереевской  "Ярмарке тщеславия", галопировали со словом, уводили читателя в неизвестные ему термины, поясняя их сносками, а иногда и не поясняя...

Светлана идет по этому,  уже давно проложенному пути: вкрапление в поэтические строки давно забытых терминов, древних героев, и даже городов создает некую загадочность и возвышенность автора над нами, смертными. Однако лично мне эти бесконечные сноски мешали  при чтении книги  наслаждаться мелодией стихотворных строк, вникать в их суть. Да и такие слова, как "нимфеи", "дендрарий", "риза", "известная картина Врубеля "Пан", "царь Сизиф"   и т.д. -  особых трактовок не требуют. Стихи без сносок и пояснений куда удобнее и приятнее для восприятия:

Одна на амбразуре, на арене,
На эшафоте – в центре мирозданья
Сладкоголосой птицей и сиреной
На кресла, как на рифы, зазываю.
(Поэтесса, Светская жизнь)


Фото предоставлено Светланой Астрецовой

Отметим, что книгу возьмет в руки далеко не каждый. Это произведение – для любителей поэзии, посвященных в ее таинство. Многие критики сравнивают стихи Астрецовой с поэтами серебряного века. Не могу согласиться с такой трактовкой, так как само  понятие "серебряный век" - очень размытое, в этом литературном течении много направлений и ответвлений, и все они – не про Астрецову. В ее сборнике нет романтики, в стихотворениях  преобладают не чувства, а, как было сказано выше,  размышления автора над смыслом бытия. Да и весь флер романтизма смывают маленькие "профайлы" к каждой главе этого произведения, изложенные в прозе:

"Меня всегда удивлял вопрос датского принца абсолютно бессмысленный для человека. Такой вопрос могло бы задать бессмертное существо, способное умереть лишь по своей воле. Мы же, едва появившись на свет, приговорены к смерти. Хотя по прошествии жизни большинство из нас заслуживает смертной казни".

Или вот еще:

"Романы с городами обрушиваются на меня куда чаще, чем романы с людьми. Наверное, от того, что города всегда привлекательны. А люди – нет".

Вот именно эти две мысли из разных глав стали для меня, читателя, неким литературным шоком. Ужель та юная Светлана? Откуда такой цинизм и отношение к жизни? Но, поразмыслив над этими фразами, понимаешь, что любую позицию автора следует уважать, и, согласитесь, здесь совсем не пахнет ни серебряным веком, ни декаданством… Проза жизни такая, какая она есть. В этой жизни есть место глобальным событиям. Вот одно из стихотворений, которое не оставило равнодушным и заставило задуматься: НЕУЖЕЛИ? Приведу его полностью.

Трагична, как греческий хор, многолика
Толпа потекла к реке.
Рождаются сплетни, разносятся крики:
"В огне Нотр-Дам! В огне!"

В дыму задыхается приговоренный
Собор ,ощутив родство
С красавицей средневековья, сожженной
За гордость и колдовство.

Над пламенеющей готикой небо
Расплавлено, как металл,
Надломленный шпиль, как подрубленный стебель,
Качнувшись, на площадь пал.

Для феникса смерть равносильна рожденью:
Века проведя во сне,
Очнулся, лишь только обрел оперенье
И страсть Нотр-Дам в огне!

Практически вся поэзия "Зеркального лабиринта", за небольшим исключением Светланы Астрецовой  мужского рода:

Как казнокрад, я за растрату
Мгновений заслужил расстрела.
Как медик, допустив халатность,
Стою над распростертым телом.
(Суд героев)

… Лишаюсь свободы движений и мыслей
Испепеленный лучами софитов.
 (Страх сцены)

Первое ощущение – зачем это нужно для поэта? Но потом вспомнила одно свое стихотворение, и поняла главное. Позволю привести себе небольшой его отрывок:

Где-то есть на свете
Малая планета.
Только я уж вырос,
Затерялся где-то…
(Детство)

Просто иногда, в литературном контенте, пол не имеет абсолютно никакого значения. Ведь каждый поэт знает, что стихи приходят к нам, как капли дождя, с неба. Мы, поэты, лишь медиумы, которые воплощают их в живые строчки. Значит, ангел Светланы, как и мой, нашептал их именно так, а мы – передали. Объяснить это явление высшего проявления разума, приходящего к нам, смертным,  невозможно… Но поэзию Светланы Астрецовой это никак не умаляет.

Как мне показалось, менее удачен раздел прозы. Здесь для автора – еще не паханое поле. Хотя,  как известно, обладая упорным характером,  Светлана и на этом поприще, уверена,  добьется успеха. Ведь любой, даже самый яркий талант – это, прежде всего, огромный и упорный труд. А этого Светлане отпущено всевышним щедро.

Как и ее талант художника -  иллюстрации к книге выполнены автором. В них я узнаю стиль Светланы. Он самобытен, индивидуален и ни на что не похож. Разве что в витиеватых узорах, как в зеркальном лабиринте, отражаются ее потаенные мысли: быть собой. Быть счастливой. Но для этого нужно пройти этот нелегкий путь  Зазеркалья. Пожелаем ей успеха! 

P.S. :
По законам жанра в конце рецензии следует сказать несколько слов о литературном направлении, в котором работает автор "Зеркального лабиринта". Тут нет  для меня однозначного ответа, но есть аналогии… с джазом, потому что Светлана – это и есть джаз, разноплановый, уносящий в дальние-дали, к звездам, вызывающий ассоциации праздника или легкую грусть. Но всегда – это стиль, пусть не из нашего, XXI века… Это, как в джазе – скачок на шаг вперед…  К ее творчеству и личности очень подходит стихотворение еще одного современного поэта  Веры Полозковой:

И не то чтоб прямо играла кровь
Или в пальцах затвердевал свинец,
Но она дугой выгибает бровь
И смеется, как сорванец.
Да еще умна, как Гертруда Стайн,
И поется джазом, как этот стих.
Но у нас не будет с ней общих тайн –
Мы останемся при своих…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть