Начнем, возможно, с наивного и банального, но важного для нашего дальнейшего разговора вопроса. Чем театральный музей отличается от всех остальных музеев?
На самом деле вопрос действительно важный, потому что не все понимают, что такое театральный музей. А из-за непонимания возникают опасения, что это что-то слишком умное, узконаправленное и только для историков театра. А ведь театральный музей — явление интересное и необычное. С одной стороны, это полноценный музей с коллекцией, которая интересна с точки зрения истории российского искусства, а с другой — все-таки наш музей — это история театра. То есть мы все время находимся на пересечении этих двух в каком-то смысле противоположностей, потому что театр — это всегда живое действие, это про "здесь и сейчас", театр существует в моменте. Особое театральное волшебство рождается на сцене, когда актерский состав сложился, игра идет, актеры обмениваются энергией со зрителями, а зрители испытывают катарсис. Театр интересует процесс, его цель – творить чудо. А вот задача театрального музея — это чудо как-то собрать, зафиксировать и оставить в истории. Музей с точки зрения театра — место историческое, архивное и, может быть, иногда "скучное".
Софья Грачева. Фото С. Набока.
Как складываются отношения между театром и музеем, который хранит его историю?
Музей целенаправленно собирает историю театра, поэтому все, что связано со спектаклями, которые уходят со сцены, желательно передавать в музей — это и приказы, и режиссерские экземпляры пьес, и эскизы сценографии и костюмов, и сами костюмы, если их не будут использовать в других спектаклях. Настоящий театральный музей — совсем не пыльный архив, как многие думают, а такой же живой организм, как и театр. К тому же и театр, и музей бессмысленны без посетителей. Поэтому у нас есть общая задача — постоянно удивлять, искать новые формы. Театру в этом смысле чуть проще, а вот музей, работающий с историей, с прошлым и прошедшим, должен придумывать что-то новое. Поэтому мы стараемся разрабатывать необычные экскурсии, мастер-классы, выездные мероприятия. Этим летом невероятной популярностью пользовались наши пешеходные экскурсии, которые мы проводили в рамках фестиваля
"Театральный бульвар". Регистрация на эти мхатовские прогулки заканчивалась за считанные минуты. Понимаете, в отличие от театра, куда зрители все равно будут периодически приходить на новые спектакли, театральные музее не могут жить только постоянной экспозицией. Сколько раз придут люди в музей, где ничего не обновляется? Вот и придумываем разные интересные форматы взаимодействия с посетителями, но нам это нравится, потому что приходится быть постоянно в тонусе.
Какой выставочный проект в вашем музее считаете самым необычным за последнее время?
Сейчас у нас начался большой дальневосточный тур с выставкой, посвященной легендарному мхатовскому спектаклю "Синяя птица". Наши художники придумали разделить пространство на две тематические зоны — волшебный лес-колоннаду и театральную мастерскую. В первом зале посетители проходят путь двух главных героев пьесы в поисках Синей птицы. Здесь много воспоминаний о спектакле, черно-белые фотографии актеров МХТ в образах сказочных персонажей, костюмы героев разных десятилетий, эскизы и прочие театральные артефакты. А второе интерактивное пространство выставки создано по аналогии с театральной лабораторией в квартире К. С. Станиславского. Посетители участвуют в мастер-классах и играх, которые мы специально разработали для этого выставочного проекта. В этом зале каждый может попробовать себя в разных театральных профессиях, создать эскизы костюмов, грим, сценографию…
Вообще региональные выставки — это огромная часть нашей ежедневной работы, но это отдельная тема для разговора.
Дом-музей К.С.Станиславского
Много ли театральных музеев в России? Или Музей МХАТ – единственный в своем роде?
Возможно, удивитесь, но сейчас в России насчитывается около 300 театральных музеев, это немало. Во многих театрах страны есть структурные подразделения, которые называются театральным музеем или архивом. Но независимых театральных музеев всего три, хотя этим летом мы обнаружили еще один – во Владикавказе. Если говорить все-таки про большие институции, которые хранят театральное наследие всей страны — то это
Бахрушинский музей в Москве (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина), Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства и наш Музей Московского Художественного академического театра. Мы не только храним театральное наследие МХТ имени А.П. Чехова и МХАТ Горького, но и сотрудничаем со Школой-студией МХАТ, институтом театрального искусства-ГИТИС и со всеми исследователями, кто изучает историю русского режиссерского театра.
И все же одной из проблем нашего времени остается сохранение театрального наследия. У маленьких музеев при театрах довольно сложная судьба. Ими занимаются просто неравнодушные люди, которые не могут смотреть, как выбрасываются костюмы, декорации, реквизит. Некоторым театральным деятелям кажется, что до них ничего не было. Не представляю, как можно от истории так легко избавиться, это же как семейный альбом. В одиночку невозможно сохранить театральное наследие, а сохранять его нужно. Ведь театр — это часть нашей общей культуры, нельзя выкинуть этот кусок из культурного контекста. Но, конечно, многие театры сталкиваются с тем, что просто негде хранить все, что могло бы перейти в музей. И нет специалистов, которые могли бы обеспечить правильное хранение музейных экспонатов в театре. И это тоже проблема музейно-театральных отношений.
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко.
У вас ведь есть еще и филиалы?
Да, к нам относятся Дом-музей К.С. Станиславского и мемориальная квартира Вл.И. Немировича-Данченко. С точки зрения мирового наследия самое значительное у нас — это как раз личные архивы Станиславского и Немировича-Данченко. Это и письма, и дневники, и режиссерские экземпляры. Но самое важное то, что за всем этим стоит та самая знаменитая на весь мир система Станиславского. И это главное доказательство, что мы храним наследие не только российского, но и мирового театрального наследия, потому что система Станиславского и гастроли МХТ в 1924 году оказали большое влияние на европейскую и американскую актерскую школу. Можно с уверенностью утверждать, что система Станиславского лежит в основе работы голливудских актеров над ролью, все знаковые актеры работают по методике, которая осталась в Америке после гастролей Московского Художественного театра. И свою "Работу актера над собой" (прим. в английском переводе "An Actor Prepares") Станиславский написал именно по заказу американских продюсеров, и этот текст стал основным пособием для актеров в США.
Почему, на ваш взгляд, важны театральные музеи?
Отцы-основатели Московского Художественного театра создали музей в год 25-летия театра. И сделали они это не для самолюбования, не для того, чтобы воздвигнуть себе памятник при жизни. Это поколение было склонно к рефлексии. Станиславский и Немирович-Данченко создали музей, чтобы фиксировать историю театра, анализировать победы и поражения. Владимир Иванович говорил, "музей есть зеркало театра, и чем оно правдивее, чем многостороннее отражает сложную жизнь театра". Так и есть.
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко.
Только представьте, каким сильным было желание создать свой театр и какой была вера в идею у двух совершенно разных людей, чтобы совершить революцию и придумать новый тип театра, который повлиял на развитие всего мирового театрального искусства. И какой была поддержка их соратников. Удивительное сочетание великих и ярких вселенных — Станиславский, Немирович-Данченко, Шехтель, Морозов, Чехов. Если бы они не соединились и не поверили в талант друг друга и в общую идею нового театра, то ничего бы, наверное, и не было.
Так и музей. Все начиналось с 200 предметов, которые хранились под сценой. Потом было выделено небольшое помещение для выставок, со временем музей расширялся и обрастал новыми экспонатами. И сейчас в наших фондах более 340 000 единиц хранения!
Это история великого драматического театра, о которой наш музей может ярко и подробно рассказать.
Дом-музей К.С.Станиславского
Если человек не интересуется театром, но каким-то образом оказался в вашем музее, чем вы сможете удивить такого посетителя?
Как только такие люди к нам попадают, тут же очаровываются, и дальше все хорошо. Наши экскурсоводы влюблены в свое дело — другие у нас просто не задерживаются, и они рассказывают так увлекательно, что хочется приходить на экскурсии потом снова и снова. Наша главная задача преодолеть некое предубеждение массового посетителя, что театральный музей — специфический, что непосвященному человеку может быть скучно.
К тому же театральный музей ведь не только про театр. У нас имеются потрясающие эскизы сценографии и костюмов выдающихся художников — Добужинского, Бенуа, Рериха… Всё это настоящие сокровища.
Есть тактильные макеты, которые привлекут внимание каждого, ведь это как детская мечта о кукольном доме. Есть уникальная экскурсия по закулисью театра.
Кроме того, сейчас мы нацелены на детскую аудиторию, у нас есть несколько программ и для младших школьников, и для подростков.
Постоянная экспозиция Музея МХАТ в Камергерском переулке.
Зрители, приходящие на спектакль, к вам в музей могут попасть в вечернее время?
С этого театрального сезона — да! И большая благодарность за это К.Ю. Хабенскому, художественному руководителю МХТ имени А.П. Чехова. Он предложил открыть двери музея в вечернее время, и теперь зрители могут посетить Постоянную экспозицию как до начала спектакля, так и в антракте. Также продолжают работать наши тематические выставки в Зеленом фойе МХТ. Так что теперь двери музея открыты каждый день, приходите, друзья.