Имя Денисова (1929–1996) стоит в ряду крупнейших русских композиторов XX века после Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Сегодня композитор признан во всем мире.
"Творчество Денисова — одна из основных вех русской музыкальной культуры. Владеющий всеми тайнами мастерства, создавший яркий индивидуальный стиль, он был среди тех, кто открыл новую страницу в истории русской музыки и вывел её на мировую арену", — писала музыковед Валерия Ценова.
С творчеством великого Баха соприкасаются несколько сочинений Э. Денисова. Среди них: Партита для скрипки с оркестром, созданная на основе баховской скрипичной Партиты № 2, Вариации на тему хорала Баха "Es ist genug" для альта и фортепиано (или камерного ансамбля), YIII часть кантаты "Утренний сон" на стихи Р. Ауслендер под названием "Фуга Баха", в которой цитируется тема одной из фуг "Хорошо темперированного клавира".
Тембр органа, безусловно, интересовал композитора, хотя он в своем творчестве обращался к органу не часто: в Сонате для скрипки и органа и в двух произведениях, связанных с религиозной темой, – пьесе "In Deo speravit cor meum" и Реквиеме.
Важное место среди "баховских" сочинений Денисова занимает и исполняемая сегодня пьеса "In Deo speravit cor meum" ("На Господа уповало сердце мое") для скрипки, гитары и органа. Она была создана к трехсотлетнему юбилею И.С. Баха в 1984 году по заказу фестиваля города Касселя (Германия), где и была впервые исполнена немецкими музыкантами во время баховских торжеств.
Сочинение писалось специально для исполнения в соборе Касселя. Композитору было заранее известно, что в планируемом концерте фестиваля пьеса будет исполняться сразу после "Музыкального приношения" Баха. Так возникла идея тематической переклички – Денисов кладет в основу своего опуса ту же самую тему, которую использовал Бах в своем сочинении (принадлежащую прусскому королю Фридриху II). Кроме этой цитаты одним из основных тематических источников сочинения Денисова является знаменитая баховская монограмма ВАСН.
В своем произведении Денисов использовал акустические особенности собора, в котором проходила премьера. Тем самым он творчески претворил пространственную идею, столь привлекавшую композиторов предшествующих эпох, писавших для церкви. Помимо "запланированного" стереофонического эффекта, возникшего в результате особого расположения исполнителей в соборе (гитарист находился в алтаре, скрипач на хорах, а органист, как обычно, на самом верху), в любой большой церкви существует эффект реверберации, то есть звук как бы "отстает" и доходит до слушателя с некоторым опозданием в зависимости от того, в каком месте он сидит. Сочинение Денисова написано так, что музыканты иногда могут даже сдвигаться в своих партиях; композитором предусмотрена возможность смещения отдельных фраз во временно́м пространстве. Таким образом, возникает эффект движения звуков – они словно путешествуют по огромной церкви и многократно отражаются в ее таинственных сводах.