Президент Благотворительного Фонда развития культуры им. Ю. Н. Должикова, солистка оркестра "Русская филармония", преподаватель КМТИ им. Г.П. Вишневской Элла Должикова является бессменной хранительницей памяти о выдающемся музыканте. Супруга Юрия Николаевича – инициатор, душа и мозговой центр Благотворительного фонда, Конкурса-фестиваля, многих проектов и событий его имени – поделилась своими впечатлениями о прошедшем флейтовом форуме Ревизор.ру. Элла Олеговна рассказала о фактах биографии, педагогической и артистической деятельности Юрия Николаевича, а также о планах на будущее.
Элла Должикова. Фото из личного архива.
Элла Олеговна, примите поздравления в связи с окончанием яркого флейтового праздника, собравшего в Москве многих представителей флейтового цеха. Знаменитая методика игры на флейте прославила имя Должикова не только в России, но и во всем мире.
Спасибо большое. Да, Юрий Николаевич, прежде всего, известен тем, что за свою творческую деятельность он создал собственную уникальную систему – школу игры на инструменте флейта. Его музыкантский, педагогический и личностный авторитет был настолько велик, что на него равнялись и педагоги других духовых специальностей. Многое вышло за рамки его узко флейтовой педагогической деятельности, распространившись среди всего духового сообщества. Это оправдало название и содержание Конкурса-фестиваля имени Юрия Николаевича Должикова, который уже перешагнул свой 10-летний юбилей. В следующем году состоится XII Конкурс-фестиваль, в котором традиционно принимают участие представители всех деревянных, медных, ударных, а также народных инструментов.
Жизнь и творчество Юрия Николаевича были очень яркими, разнообразными. Его личность всегда притягивала к себе внимание всех духовиков: музыкантов, педагогов, учащихся, студентов. Он был очень талантливым музыкантом и выдающимся педагогом. С самого начала, еще юношей он выделялся среди остальных ярким и красивым флейтовым звуком. Но у него были и другие важные качества – определённый склад ума и характера. Он был новатором, инженером, конструктором флейтового исполнительства. Поиск, разработка и создание особой школы игры на флейте были связаны с тем, что музыкант не находил удовлетворения от собственного инструмента и игры на нем. Он пытался найти ключевые базовые моменты, которые помогли бы развить исполнительство на этом инструменте до совершенства. И ему это удалось.
В 1975 году Московская консерватория отправила его во Францию. Он познакомился с Жан Пьером Рампалем, с Аленом Марионом и другими выдающимися музыкантами XX столетия, получив незабываемый опыт. Но никто из них не раскрыл ему именно профессиональных навыков и секретов. Он вернулся из Европы с большим количеством нотной литературы и, главное, с памятью о том флейтовом звуке, каким играли в Европе. Когда он вернулся в Россию, он погрузился в поиск и пытался добиться того звучания, которое услышал в парижской консерватории – тембристый резонирующий звук. Юрий Николаевич осознал, что советско-российская школа игры далеко не совершенна и требуется реконструкция этой методики, новаторские вливания.
И он вышел победителем – создал свою методику, уникальный подход к владению игры на флейте.
Это так. За всю его творческую и педагогическую жизнь у него было больше 200 учеников, огромное количество лауреатов межсоюзных тогда еще конкурсов. Юрия Николаевича ещё в советское время приглашали в качестве жюри на Международные конкурсы в Мюнхен, в Будапешт. В этих же конкурсах лауреатами становились его ученики. Лучшие ученики Должикова занимали лидирующие позиции в оркестрах Москвы и по всей России. Со временем многие ученики уехали за рубеж и стали представлять школу Юрия Николаевича за пределами страны, в Америке, Мексике, Сингапуре, Корее, Кубе, Швейцарии, Германии. О школе Должикова сегодня знают многие в мире и уже признают ее лидирующие позиции в мировом масштабе. Один из выдающихся учеников Должикова, который всем своим творчеством и деятельностью доказал, что это так и есть – Денис Буряков. Он является солистом филармонического оркестра Лос-Анджелеса и профессором Лос-Анджелесской консерватории. 22 ноября Денис Викторович провел
пресс-конференцию в рамках Флейтового Фестиваля Должикова.
Формат Флейтового Фестиваля вместил в себя, безусловно, концертные выступления флейтистов разных поколений и уровней, мастер-классы, пресс-конференцию, специальный гала-концерт в Малом зале консерватории. Разные концертные и учебные площадки столицы приняли участников и гостей фестиваля.
В этом году схема фестиваля была построена таким образом: концерты прошли по самым важным концертным залам учебных заведений Москвы. Они все так или иначе связаны с преподавательской деятельностью Юрия Николаевича. Музыкальная история его жизни началась с Гнесинского учебного заведения. Когда ему было 8 лет, он поступил в Гнесинскую десятилетку как пианист в класс знаменитого педагога Елены Фабиановны Гнесиной. Его первое профессиональное знакомство с музыкой началось там. Он подавал очень большие надежды, даже получал стипендию в сто рублей, как одаренный ученик. Это были очень приличные деньги. К сожалению, Великая Отечественная война прекратила это образование, и к музыке Юрий Николаевич вернулся уже после войны, когда ему было около 15 лет. Здесь судьба связала его с флейтой. Его отец Николай Яковлевич Должиков был флейтистом. Тесный мир флейтистов, окружение юноши спровоцировали его на то, чтобы дальше продолжить обучение на флейте. Для фортепиано в 15 лет было уже очень поздно.
Юрий Николаевич за два года готовится и поступает в Академическое музыкальное училище при консерватории. Он был ещё не совсем сильным в техническом плане, но он покорил всех своим звуком, который не был похож ни на чей – абсолютно чистый кристальный звук, красивый и яркий. Перспектива ученика и его потенциал были вне сомнений. Всем было понятно, что он сможет добиться ещё больших успехов на инструменте. Он попал в класс Дмитрия Харкеевича. По окончании училища, далее продолжил своё образование уже в консерватории в классе знаменитого Николая Платонова.
Дипломированный специалист Юрий Николаевич стал серьёзным представителем российского-советского периода флейтового мира. Платонов, увидев в нем многие педагогические таланты предложил преподавать в ЦМШ. В скором времени он становится заведующим отделением ЦМШ, далее он становится ассистентом Платонова в консерватории. После его смерти консерваторский класс Платонова полностью переходит к Юрию Николаевичу. Таким образом, мы связали концертные залы учебных заведений в память о том, что все это имело отношение к Юрию Николаевичу.
Все знали, что попасть в класс к Должикову было невероятно трудно. Сформировалась особая каста избранных, которым была везде открыта дорога во все оперно-симфонические коллективы, и не только российские.
Попасть к нему в класс было сложно, к нему всегда была живая очередь. Те, кто попадал, считались избранными счастливцами. Это было большой удачей – поступить к Юрию Николаевичу в консерваторию. Если взять Гнесинское училище – это Максим Рубцов (Заслуженный артист России, солист РНО), Вика Королёва (солистка оркестра "Новая Россия"), также музыканты Алексей Вергунов, Паша Лавриненков, Элла Должикова. Это мое поколение, которое я помню и знаю. Это были те, которые удачно смогли поступить к Юрию Николаевичу в консерваторию и продолжить своё обучение уже у него.
Есть у вас в планах продолжить традицию вот такого Флейтового Фестиваля Должикова?
В будущем хочется видеть этот фестиваль, который расширит свои возможности. В этом году на фестивале выступал Детский сводный духовой оркестр Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова и лауреаты Конкурса-фестиваля Должикова. Ежегодный Конкурс им. Должикова проходит на базе Творческого объединения Кусково и на базе школ им. Н.А. Римского-Корсакова и Д.Д. Шостаковича. У нас с этой организацией сложилась хорошая творческая дружба. Так как имя Должикова вышло за границы одной лишь флейты, мы сочли нужным показать на этом фестивале и то, что относится к иной музыкальной деятельности.
Закрытие Флейтового фестиваля, посвященного 90-летию Юрия Николаевича Должикова состоялось именно в Большом зале ДШИ им. Римского-Корсакова. Это тоже символично – чествовать выдающегося педагога в стенах детского учебного заведения.
Безусловно. На этом фестивале выступил Сводный детский духовой оркестр – лауреат Конкурса Должикова, и дети-лауреаты. В будущем мы надеемся видеть все эти мероприятия в еще более активном варианте. Хотим расширить образовательную часть фестиваля и дать возможность ребятам больше выступать соло и с симфоническим оркестром. Перспективы развития фестиваля четко определены. Уже в нынешнем году завидная география события сделала участниками солистов Дагестанской филармонии Махачкалы, Северо-Кавказской филармонии, ведущих педагогов из Татарстана, Набережных Челнов, представителей различных регионов. Мы хотим усилить и увеличить приток наших региональных коллег, которые могли бы приезжать на наш фестиваль, не только участвовать как солисты, но и получать образовательную часть программы, мастер-классы, повышение квалификации.
Элла Должикова. Фото из личного архива.
На гала-концерте и концерте-закрытии Вы сами ярко выступили. Ваш разнообразный флейтовый звук, кантиленное звучание на дыхании – наглядное свидетельство и доказательство уникальной системы Юрия Николаевича.
Спасибо большое.