"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"В будущем хочется видеть Флейтовый Фестиваль Должикова, который расширит свои возможности".

Специально для "Ревизора.ru".

Автор: Ревизор.ru
Элла Должикова. Фото из личного архива.
Элла Должикова. Фото из личного архива.

Флейтовый Фестиваль Должикова проходил в Москве с 21-25 ноября 2022 года и был посвящен 90-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Московской государственной консерватории Юрия Николаевича Должикова. Мероприятие получило поддержку Президентского Фонда культурных инициатив. Его организаторами выступили: Благотворительный Фонд развития культуры им Ю. Н. Должикова, МГОДШИ Кусково ДШИ им. Н. А. Римского-Корсакова, Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, АМУ при МГК им. П. И. Чайковского, Музыкальное училище имени Гнесиных РАМ им. Гнесиных.

Президент Благотворительного Фонда развития культуры им. Ю. Н. Должикова, солистка оркестра "Русская филармония", преподаватель КМТИ им. Г.П. Вишневской Элла Должикова является бессменной хранительницей памяти о выдающемся музыканте. Супруга Юрия Николаевича – инициатор, душа и мозговой центр Благотворительного фонда, Конкурса-фестиваля, многих проектов и событий его имени – поделилась своими впечатлениями о прошедшем флейтовом форуме Ревизор.ру. Элла Олеговна рассказала о фактах биографии, педагогической и артистической деятельности Юрия Николаевича, а также о планах на будущее.


Элла Должикова. Фото из личного архива.

Элла Олеговна, примите поздравления в связи с окончанием яркого флейтового праздника, собравшего в Москве многих представителей флейтового цеха. Знаменитая методика игры на флейте прославила имя Должикова не только в России, но и во всем мире.

Спасибо большое. Да, Юрий Николаевич, прежде всего, известен тем, что за свою творческую деятельность он создал собственную уникальную систему – школу игры на инструменте флейта. Его музыкантский, педагогический и личностный авторитет был настолько велик, что на него равнялись и педагоги других духовых специальностей. Многое вышло за рамки его узко флейтовой педагогической деятельности, распространившись среди всего духового сообщества. Это оправдало название и содержание Конкурса-фестиваля имени Юрия Николаевича Должикова, который уже перешагнул свой 10-летний юбилей. В следующем году состоится XII Конкурс-фестиваль, в котором традиционно принимают участие представители всех деревянных, медных, ударных, а также народных инструментов.

Жизнь и творчество Юрия Николаевича были очень яркими, разнообразными. Его личность всегда притягивала к себе внимание всех духовиков: музыкантов, педагогов, учащихся, студентов. Он был очень талантливым музыкантом и выдающимся педагогом. С самого начала, еще юношей он выделялся среди остальных ярким и красивым флейтовым звуком. Но у него были и другие важные качества – определённый склад ума и характера. Он был новатором, инженером, конструктором флейтового исполнительства. Поиск, разработка и создание особой школы игры на флейте были связаны с тем, что музыкант не находил удовлетворения от собственного инструмента и игры на нем. Он пытался найти ключевые базовые моменты, которые помогли бы развить исполнительство на этом инструменте до совершенства. И ему это удалось.

В 1975 году Московская консерватория отправила его во Францию. Он познакомился с Жан Пьером Рампалем, с Аленом Марионом и другими выдающимися музыкантами XX столетия, получив незабываемый опыт. Но никто из них не раскрыл ему именно профессиональных навыков и секретов. Он вернулся из Европы с большим количеством нотной литературы и, главное, с памятью о том флейтовом звуке, каким играли в Европе. Когда он вернулся в Россию, он погрузился в поиск и пытался добиться того звучания, которое услышал в парижской консерватории – тембристый резонирующий звук. Юрий Николаевич осознал, что советско-российская школа игры далеко не совершенна и требуется реконструкция этой методики, новаторские вливания.

И он вышел победителем – создал свою методику, уникальный подход к владению игры на флейте.

Это так. За всю его творческую и педагогическую жизнь у него было больше 200 учеников, огромное количество лауреатов межсоюзных тогда еще конкурсов. Юрия Николаевича ещё в советское время приглашали в качестве жюри на Международные конкурсы в Мюнхен, в Будапешт. В этих же конкурсах лауреатами становились его ученики. Лучшие ученики Должикова занимали лидирующие позиции в оркестрах Москвы и по всей России. Со временем многие ученики уехали за рубеж и стали представлять школу Юрия Николаевича за пределами страны, в Америке, Мексике, Сингапуре, Корее, Кубе, Швейцарии, Германии. О школе Должикова сегодня знают многие в мире и уже признают ее лидирующие позиции в мировом масштабе. Один из выдающихся учеников Должикова, который всем своим творчеством и деятельностью доказал, что это так и есть – Денис Буряков. Он является солистом филармонического оркестра Лос-Анджелеса и профессором Лос-Анджелесской консерватории. 22 ноября Денис Викторович провел пресс-конференцию в рамках Флейтового Фестиваля Должикова.

Формат Флейтового Фестиваля вместил в себя, безусловно, концертные выступления флейтистов разных поколений и уровней, мастер-классы, пресс-конференцию, специальный гала-концерт в Малом зале консерватории. Разные концертные и учебные площадки столицы приняли участников и гостей фестиваля.

В этом году схема фестиваля была построена таким образом: концерты прошли по самым важным концертным залам учебных заведений Москвы. Они все так или иначе связаны с преподавательской деятельностью Юрия Николаевича. Музыкальная история его жизни началась с Гнесинского учебного заведения. Когда ему было 8 лет, он поступил в Гнесинскую десятилетку как пианист в класс знаменитого педагога Елены Фабиановны Гнесиной. Его первое профессиональное знакомство с музыкой началось там. Он подавал очень большие надежды, даже получал стипендию в сто рублей, как одаренный ученик. Это были очень приличные деньги. К сожалению, Великая Отечественная война прекратила это образование, и к музыке Юрий Николаевич вернулся уже после войны, когда ему было около 15 лет. Здесь судьба связала его с флейтой. Его отец Николай Яковлевич Должиков был флейтистом. Тесный мир флейтистов, окружение юноши спровоцировали его на то, чтобы дальше продолжить обучение на флейте. Для фортепиано в 15 лет было уже очень поздно.

Юрий Николаевич за два года готовится и поступает в Академическое музыкальное училище при консерватории. Он был ещё не совсем сильным в техническом плане, но он покорил всех своим звуком, который не был похож ни на чей – абсолютно чистый кристальный звук, красивый и яркий. Перспектива ученика и его потенциал были вне сомнений. Всем было понятно, что он сможет добиться ещё больших успехов на инструменте. Он попал в класс Дмитрия Харкеевича. По окончании училища, далее продолжил своё образование уже в консерватории в классе знаменитого Николая Платонова.

Дипломированный специалист Юрий Николаевич стал серьёзным представителем российского-советского периода флейтового мира. Платонов, увидев в нем многие педагогические таланты предложил преподавать в ЦМШ. В скором времени он становится заведующим отделением ЦМШ, далее он становится ассистентом Платонова в консерватории. После его смерти консерваторский класс Платонова полностью переходит к Юрию Николаевичу. Таким образом, мы связали концертные залы учебных заведений в память о том, что все это имело отношение к Юрию Николаевичу.

Все знали, что попасть в класс к Должикову было невероятно трудно. Сформировалась особая каста избранных, которым была везде открыта дорога во все оперно-симфонические коллективы, и не только российские.

Попасть к нему в класс было сложно, к нему всегда была живая очередь. Те, кто попадал, считались избранными счастливцами. Это было большой удачей – поступить к Юрию Николаевичу в консерваторию. Если взять Гнесинское училище – это Максим Рубцов (Заслуженный артист России, солист РНО), Вика Королёва (солистка оркестра "Новая Россия"), также музыканты Алексей Вергунов, Паша Лавриненков, Элла Должикова. Это мое поколение, которое я помню и знаю. Это были те, которые удачно смогли поступить к Юрию Николаевичу в консерваторию и продолжить своё обучение уже у него.

Есть у вас в планах продолжить традицию вот такого Флейтового Фестиваля Должикова?

В будущем хочется видеть этот фестиваль, который расширит свои возможности. В этом году на фестивале выступал Детский сводный духовой оркестр Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова и лауреаты Конкурса-фестиваля Должикова. Ежегодный Конкурс им. Должикова проходит на базе Творческого объединения Кусково и на базе школ им. Н.А. Римского-Корсакова и Д.Д. Шостаковича. У нас с этой организацией сложилась хорошая творческая дружба. Так как имя Должикова вышло за границы одной лишь флейты, мы сочли нужным показать на этом фестивале и то, что относится к иной музыкальной деятельности.

Закрытие Флейтового фестиваля, посвященного 90-летию Юрия Николаевича Должикова состоялось именно в Большом зале ДШИ им. Римского-Корсакова. Это тоже символично – чествовать выдающегося педагога в стенах детского учебного заведения.

Безусловно. На этом фестивале выступил Сводный детский духовой оркестр – лауреат Конкурса Должикова, и дети-лауреаты. В будущем мы надеемся видеть все эти мероприятия в еще более активном варианте. Хотим расширить образовательную часть фестиваля и дать возможность ребятам больше выступать соло и с симфоническим оркестром. Перспективы развития фестиваля четко определены. Уже в нынешнем году завидная география события сделала участниками солистов Дагестанской филармонии Махачкалы, Северо-Кавказской филармонии, ведущих педагогов из Татарстана, Набережных Челнов, представителей различных регионов. Мы хотим усилить и увеличить приток наших региональных коллег, которые могли бы приезжать на наш фестиваль, не только участвовать как солисты, но и получать образовательную часть программы, мастер-классы, повышение квалификации.


Элла Должикова. Фото из личного архива.

На гала-концерте и концерте-закрытии Вы сами ярко выступили. Ваш разнообразный флейтовый звук, кантиленное звучание на дыхании – наглядное свидетельство и доказательство уникальной системы Юрия Николаевича.

Спасибо большое.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"В будущем хочется видеть Флейтовый Фестиваль Должикова, который расширит свои возможности".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть