Имени Мстислава Ростроповича
8 ноября 2024
Мировой премьерой завершился Фестиваль Олега Лундстрема в Забайкалье
7 ноября 2024
"Анна на шее" по одноименному рассказу А.П. Чехова. Театр "У Никитских ворот". Новая сцена. Режиссер Марк Розовский.
7 ноября 2024
Он слышал цвет и видел звук. О феномене Василия Кандинского.
7 ноября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Один из важнейших православных праздников ежегодно отмечается 27 сентября.

Автор: Ревизор.ru
Николай Майков. "Святой равноапостольный царь Константин и святая царица Елена". Ок.1835 года. Фото: РГ
Николай Майков. "Святой равноапостольный царь Константин и святая царица Елена". Ок.1835 года. Фото: РГ

Сегодня, 27 сентября, православные христиане отмечают Воздвижение Креста Господня: священный праздник в честь обретения Креста, на котором был распят Спаситель. Расскажем об истории и традициях этого дня православного календаря.

Полное название дня – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Его начало находится в IV веке нашей эры. Тогда в Римской империи правил Константин Великий, верующий в Иисуса. Он прекратил гонения на христиан и присвоил христианству статус государственной религии. В 326 году император решил собрать артефакты, связанные с земной жизнью и казнью Спасителя. С этой целью в Иерусалим была направлена экспедиция с матерью Константина, царицей Еленой во главе.

Возле горы Голгофа под языческим храмом Венеры посланцы Константина отыскали три одинаковых креста, гвозди и табличку с глумливой надписью "Иисус Назарянин, царь Иудейский", которую повесили на грудь распятому Мессии. Но невозможным казалось определить, который из крестов – Господень. Ведь вместе с ним распяли и двух разбойников. Однако царица Елена нашла выход. По ее приказу кресты поочередно приложили к тяжелобольной женщине – и от прикосновения одного из них она вмиг выздоровела. Затем царица приказала остановить погребальное шествие и прикоснуться крестами к покойнику – и один из них оживил мертвого. Так изыскатели достоверно выявили святыню. За этот духовный подвиг Константин и Елена позже были канонизированы в чине равноапостольных (равных ученикам Христа в деле распространения Его веры).

Когда слух об обнаружении Креста Господня распространился, жители Иерусалима хлынули поклониться ему. Но толпа была так велика, что немногие даже видели крест. И патриарх Макарий приказал воздвигнуть его на высокое место на всеобщее обозрение. Отсюда пошло звучное слово Воздвижение.

В первые годы после обретения Животворящий Крест чествовали на второй день после Пасхи. Но осенью 335 года завершилось строительство храма Воскресения Христова, возведенного по велению Константина на месте распятия. Его освятили 14 сентября (27 сентября по новому стилю), и эта дата перешла на праздник Воздвижения.

В 614 году персидский царь Хозрой разграбил Иерусалим и захватил Крест Господень. В 628 году греческий император Ираклий освободил христианскую реликвию из плена, и Животворящий Крест вновь установили на Голгофе.

Традиции праздника Воздвижения Креста Господня в храме таковы: в ночь перед ним служится всенощное бдение, а  утром – торжественная литургия. Обязательным элементом богослужения является вынос символа Животворящего Креста, к которому прикладываются молящиеся. Святыне предстоит возлежать на аналое до отдания праздника 4 октября. Православным верующим рекомендуется прийти в храм на службу в день Воздвижения Креста Господня или в один из дней попразднства, до 4 октября.

В народе же Воздвижение Креста Господня прозвали третьи Осенины, так как в этот день кончалось бабье лето и вступала в права осень. На Руси в этот день поднимали кресты на вновь построенные церкви, возводили небольшие часовни и ставили голбцы – придорожные кресты. Но не все простолюдины верно понимали слово "воздвижение". Его толковали как "сдвижение", то есть активизацию всевозможной нечисти. Старики не советовали на третьи Осенины ходить в лес – там обозленные лешие и прочие демоны, охочие до христианских душ. Почему-то этот день считался и датой, когда змеи ползут под землю зимовать – так как после Воздвижения якобы змеиный яд теряет отравляющую силу, и укус аспида уже будет опасен не для человека, а для него самого. Но на всякий случай в деревнях покрепче запирали двери от ползучих. В народных верованиях много искренних противоречий, которые соблюдают, не задумываясь. Например, Воздвижение – всегда постный день, несмотря на день недели. В храмах на этот праздник не венчали и шумные гуляния не благословляли. Что не мешало селянам традиционное начало заготовки капусты на зиму превращать в вечеринки с угощениями и присутствием молодых парней и девчат, которые приглядывались друг к другу и выбирали суженых.

В наше время на 27 сентября сохранились следующие запреты: гулять в лесу, ссориться с ближними, давать взаймы и приступать к новым делам. Ну, а злословить, лгать, подличать и иначе вредить людям Господь не велит ни в какой день. Поздравляем наших читателей с праздником и желаем мира и добра вашим домам!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Местецкий & Белоруссов: "Мы сделали фильм о том, что любим"
Имени Мстислава Ростроповича
Максим Дунаевский: "Если вас поют пьяные — это слава"

В Москве

Культура и искусство будущего на симпозиуме "Создавая будущее": программа и эксперты
Международный симпозиум "Создавая будущее": искусство и культура будущего
Выставка "Передвижники": новая глава в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть