В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
12 июля 2024
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
11 июля 2024
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
11 июля 2024
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
11 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Всеволод Шиловский: "Надо играть по правде"

Всеволоду Николаевичу Шиловскому сегодня исполняется 86 лет.

Всеволод Шиловский. Все фото предоставлены пресс-службой театра.
Всеволод Шиловский. Все фото предоставлены пресс-службой театра.

Список его ролей и не сосчитать. Только в кино больше 130. Но сегодня большую часть предложений от режиссеров артисту приходится отклонять. Слишком много времени занимает работа в его собственном театре. Спектакли, премьеры, гастроли.

Мне удалось увидеться с Всеволодом Николаевичем сразу после того, как театр вернулся из Краснодара, где провел почти две недели.
 
Какие спектакли вы возили в Краснодар?
 
"Зойкину квартиру" и спектакль "Слишком женатый таксист-2" по Рэю Куни. Зал был труднейший с точки зрения акустики. Попробовал подзвучки. Не очень. И вспомнил Алексея Дмитриевича Попова, который учил на громаднейшей сцене ЦАТСА (ныне Театр Армии) веерообразно строить каждую фразу. Много репетировали, артисты сделали все, что я просил. Каждое слово попадало на самый верхний ярус. Слышно было всем.
 
На вашей сцене играть проще?
 
Да. У нас маленький зал – вот сцена, а вот зал – тут нет барьера между зрителем и артистом. Поэтому надо играть по правде. Мои ученики этим владеют. И на маленькой сцене, и, как выяснилось в Краснодаре – и на большой. В Краснодаре в зале было больше тысячи человек. Полный аншлаг. Кричали, хлопали. Гастроли удались. Видели ли бы вы лица наших актеров! Счастливейшие из смертных!

 
В Москве много театров. Почему же зритель должен прийти именно в ваш театр?
 
Наша идеология настолько проворонила разные поколения. А в моем театре – можно увидеть чистоту, эстетику, хорошую драматургию, и это обязательно. Без пошлости и грязи. И тебе дают или легкую комедию, или подумать, как в "Игроках", или Булгаков. И они, зрители, наслаждаются незнакомой штукой. Пройдитесь по московским театрам, я-то знаю. Мой друг Юрий Соломин держал Малый театр, благодаря Римасу Туминасу театр Вахтангова стал мировым. Все. Театр определяет концепция вождя. Поэтому в такой маленький уголок, как наш театр, приходит неподготовленный человек. Не читал зритель "Дядю Ваню", но он балдеет от этого спектакля. Сколько  раз я слышал от молодых зрителей, которые выходили после "Дяди Вани": "Какая же пьеса потрясающая". Вот, ради этого стоит жить.
 
Не кажется ли вам, что среднестатистический молодой человек просто не пойдет на "Дядю Ваню"? И не важно, в ваш театр или в другой. Ему не привили любовь к классике. Плохо, но факт. Почему у вас в репертуаре нет современных пьес, интересных молодежи? Про хипстеров, рэперов, про интернет?
 
Для этого нужны деньги. Нужен материал. И это должен быть талантливый драматург. Который препарировал бы с моими мхатовскими артистами эту тему. Появится такой – тут конная милиция будет вокруг театра. Но мы же существуем всего год. Поколение надо взращивать. Но на это требуются деньги. Сейчас планирую поставить пьесу "Отель двух миров". Философия, сложнейшая партитура. Также сейчас планируем поставить детский спектакль.

 
Опыт детского спектакля уже был?
 
К новому году сделали простую зарисовку. Мамы пришли с детьми и сказали: "Только к вам теперь будем ходить". А зарисовка простая. И это важно. Дети – лакмусовая бумажка. И дети от нашего балдеют. Мы их водили из фойе в зал и обратно. Я не сомневаюсь, что будет лом. Мои-то актеры сыграют. Я сам 16 лет играл кота в "Синей птице".
 
Бытует мнение, что молодежь стала меньше ходить в театры. И именно поэтому многие режиссеры в театрах переиначивают классику. Она становится мало похожа на классику, но на нее ходят зрители. Какое ваше отношение к этому?
 
Это отношение необразованных, малокультурных людей. Им нужно пострашнее. Например, чтобы Гурмыжская была в трико, или Глумов ходил по сцене голым. Но такие режиссеры презирают то, что есть в российской культуре. Есть великие примеры, гениальные режиссеры, которых они знают.
 
Связь поколений важна?
 
Конечно. Тот же гениальный Товстоногов в свое время поставил в Александринке точную копию таировского спектакля. Когда его спросили, зачем, он ответил просто: "Я был влюблен в этот спектакль". Это хороший пример переноса культуры. А Эфрос?! Как он лепил классику! Мы были в восторге. Новые идеи нужны – но выражаться они должны через артистов, а не через свое ублюдочное состояние. Сколько раз приходил в театр, смотрю, и думаю – а где персонаж-то? Да, пробовать надо. Я к этому отношусь спокойно.

 
Почему, на ваш взгляд, в Школе-студии МХАТ – нет школы МХАТа?
 
Не смогу ответить. Я не общаюсь с ними очень давно. МХАТа нет с 1986-го года. Сейчас могут допустить кого угодно. Да и не только там. Раньше во ВГИКе выпускались плеяды звезд, сейчас – тишина. Все зависит от личности в истории. В истории подчас вожди, руководители решают все. В отрицательную сторону или в положительную.
 
Есть ли разница между актером классического МХАТа и актером Малого?
 
Разницы нет. Потому что Станиславский писал свою систему с Федотовой. Станиславский же играл в Малом. Однажды его попросили заменить там заболевшего артиста. В итоге с выставки он сразу поехал в Малый театр и сыграл с успехом. Почему в Малом много наших выпускников. В Малом – все мои друзья. Дружба и с Виталием и с Юрием Соломиными прошла через всю жизнь.
 
Среди ваших 130 киноролей – подавляющее число это сволочи и поганцы. Почему?
 
Отрицательная роль всегда лучше написана, чем положительная. Безумно трудно играть положительные роли. Отрицательные роли дают такой простор на два фронта. Взять ту же "Интердевочку". Сколько писем я получил!.. Почему же отрицательный герой вызывает столько эмоций, и сочувствие в том числе?.. Я же был единственным актером, который сам себе назначал роли у Тодоровского. Я сам выбрал эту роль. Что же увидел зритель?.. Это больной человек, сам еле ходит, жена больная, двое детей, зубов нет, артрит. Он встречает женщину, которую он не знает. Он ее не знает физически. Поэтому та самая сцена – а я желаю – она логична. Потом сцена – когда она дает деньги. Там была смешная ситуация. Меня не пустили на съемки. Я уже готов, одет. Из-за угла выхожу. Слышу крик режиссера: "Шиловский пошел!" Иду. И меня останавливают: "Ты что! Там же съемки!" Да, мой герой отнимает такую сумму. Но для кого? Для семьи! Вот это образ! Каждая роль – с биографией. Неважно положительная или отрицательная. Я все равно достигну дна.

 
Первая роль, в которой я вас увидел, была "Бедная Маша".
 
Режиссеру не нравился мой тембр. Но в результате мы договорились. Компания была потрясающая. И Клара Лучко, и прекрасная молодежь. Прихожу на озвучивание, а режиссер заявляет, что он будет озвучивать. Я настолько растерялся, что сразу ушел. Поэтому голос там чужой. Но роль мне безумно нравилась. Я же многое придумал. А режиссер знаете как угрожал артистам? "Будем репетировать!!!"
 
Насколько я помню, одна из первых ваших крупных ролей была в сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи" – Семен Холин.
 
Я обожал режиссера. Он любит актеров, и сам прекрасный актер. Он меня убеждал. Я отказывался. Не по рангу, в каких-то "ЗнаТоКах" буду сниматься. Режиссер приехал ко мне во МХАТ, я Костылева играл, и продолжил убеждать: "Севка, у меня хорошая роль есть". Договорились. Шикарные партнеры были. Женька Герасимов моего брата играл. Для меня это тогда было, как выпить стакан кофе. Я не придавал значения роли. Просто радовался, что с хорошими артистами работаю. Вот так "ЗнаТоКи" и случились. А первая моя роль – вообще уникальная. Я дружил с Вадиком Бероевым. Это уникальный артист театра Моссовета. Суперталантливый и суперинтеллектуальный. Его обожала Раневская. И он меня позвал в Звенигород, где проходили съемки фильма "Наш дом". И я поехал, молодой режиссер МХАТа. Режиссером фильма был Пронин, поставивший "Путевку в жизнь". И вдруг утром влетает помощник режиссера – в слезах: "Артист не приехал. Может, сыграем?" Я отмазываться – к кино никакого отношения не имею. Но согласился. И вот этот эпизод около автобуса – и стал моей первой ролью в кино. После этого группа устроила банкет в честь моей первой роли в кино. Банкет был совмещен с днем рождения Пронина. Там я открывал бутылку и облил белый костюм Пронина. Он посмеялся, сказал: "Ничего страшного. У меня есть тренировочный костюм. Но за это, Сева, вы сниметесь во второй части этого эпизода".

 
В одном из фильмов вы играли фашиста и говорили на немецком языке. Как у вас получилось?
 
К языкам я не способен, но слух у меня хороший. Я две недели учил текст, на слух. В итоге меня даже не переозвучивали.
 
Но основные ваши кинороли пришлись на период после 1986-го года.
 
После того, как МХАТ рухнул, пришел "Ленфильм". 10 лучших режиссеров киностудии почти без проб утверждали меня на роли. Диапазоны колоссальные. От Россини до алкашей. Потом Тодоровский, Усков, Краснопольский. И понеслась. А потом я стал снимать сам. Но я никогда не относился к роду киношников. Там есть неприятная мне черта – безжалостность. Там главное, чтобы кадр был хороший. Не важно, что станет потом с актером – кадр хороший. Для меня – малейший риск исключен. Я не имею права рисковать жизнью. Этим я отличаюсь от всех чудных режиссеров.

 
Как вы считаете, подготовка студента для театра чем отличается от подготовки студента для кино?
 
Ничем. Герасимовские выпускники блестяще играют в театре, а блестящие театральные артисты, начиная с Евстигнеева, блестяще играют в кино! Одна школа! Хороший драматический артист будет отлично сниматься. А плохие кино артисты никогда в театре сыграть не смогут. Например, блестящий киноартист Сергей Никоненко начал играть в театре уже в солидном возрасте. И это тоже было отлично? Почему? Талант и школа!
 
Ваш театр – это ваши студенты. Не хотелось бы разбавить?
 
Нет. Неохота. Я должен тратить нервы и сердце на воспитание. Мы должны понимать друг друга. А тут мы друг друга спиной понимаем. А с новым артистом надо заново строить человека. И опыт не имеет значения. С холодным умом в наше ремесло не надо идти. Это труднейший процесс – вырастить.
 
Дай Бог вам здоровья. Но все вы смертны.
 
Я нет! Я бессмертен.
 
Что будет с вашим театром после вас?
 
Петр Фоменко ушел. Но остались его ученики. Его школа. И до сих пор полный аншлаг. Лев Дуров и Петр Фоменко – два бандита Школы-студии МХАТ. И только так. Я обязан вырастить.

 
С Всеволодом Николаевичем мы беседовали долго. Но, к сожалению, текст не сможет передать даже доли тех эмоций, которые были во время этой беседы. Но у всех нас есть шанс увидеть Всеволода Николаевича на сцене. Прямо сегодня его день рождения. А если сегодня не попадете к нему в театр – идите в другой день. Несмотря на возраст – он постоянно на сцене. Он играет в большом количестве спектаклей. Пока что театр-студия только раскручивается. Туда еще можно попасть. Но нет сомнения, что уже в следующем сезоне билеты туда будет достать сложнее. Про этот театр узнает все больше зрителей, аншлаги – обеспечены!

Нет сомнения, что 3 его июня в адрес Всеволода Николаевича будет сказано очень много теплых слов. И наша редакция, разумеется, присоединяется к поздравлениям. Мы искренне желаем артисту крепкого здоровья, а самое главное – реализации всех его творческих надежд. Чтобы он мог гордиться каждым из своих учеников.
 
Вы тоже можете поздравить актера! Сделать это очень просто! Выбирайте спектакль из репертуара театра и приходите на спектакль! А еще лучше – на несколько спектаклей! 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владислав Шкляев – Корсунский: "И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив"
В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
"Русская Фёкла" научит ребят и взрослых основам экологичного потребления

В Москве

С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть