Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Катапульта" по одноименной пьесе Дмитрия Богославского в Центре Драматургии и Режиссуры (Площадка "Сокол"). Режиссер Дмитрий Богославский.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: teatrcdr.ru
Все фото: teatrcdr.ru

Если верить сайту ЦДР (а не верить ему у меня оснований нет), то Дмитрий Богославский – какой ультразаслуженный драматург. Количество регалий и выигранных конкурсов, лауреатских званий просто зашкаливает. Ну, раз ставится пьеса такого мощного драматурга, то, уж наверное, будет супер.

Так и было! Первые пять минут. Очень динамичное начало. На улицу вылетает мелкий лузер по кличке Вафля, которого только что избили в подсобке магазина, куда он приходил устраиваться охранником.

Мизансцена построена хорошо, динамично, интересно. Ну, наконец-то я посмотрю спектакль о жизни простого современного человека.

А дальше…

Давайте я вам просто перескажу содержание… После первой динамичной и интересной сцены драматург увлекся раскрытием персонажей. За ближайшие минут 40 мы узнали о том, что главному герою Вадику – 40 лет. В школе его дразнили "Вафлей". У него есть бывшая жена, патологоанатом, с которой он развелся три месяца назад, но продолжает общаться. У них есть сын непонятного возраста, но достаточно взрослый, чтобы ночевать у друзей. А еще у его жены брат-наркот, который барыжит запретными веществами.

Еще Вадик снимает комнату у пенсионерки Зои, которой не платит уже три месяца.



И есть местный качок – бандит Рельса, который главный (или неглавный) наркобарыга, который то ли разбил аквариум головой Вадика, то ли что-то еще с этим аквариумом произошло. Но на это всем наплевать, потому что родственник-наркоман должен Рельсе кучу денег, и именно этого родственника Рельса и бьет.

Чтобы все это узнать, нам потребовалось 40 минут.

Парадокс, но персонажа так и не раскрыли. Ни слова не сказано о том, кем был Вадик до 40 лет, почему в 40 лет он вынужден был устраиваться работать охранником, при том, что лох и лузер конченый. Работал ли он до этого где-то? И если да, то где? Почему остался без работы? Почему жена терпела этого лоха на протяжении стольких лет жизни? И почему таки развелась с ним?

Ни слова, ни по одному из вопросов.  

Короче 40 минут потратили на то, чтоб подробно разжевать, что Вадик – лох! (Хотя это было понятно за первые пять минут)

И где дело то происходит? Дмитрий Богославский – драматург белорусский.

А действие в России происходит или в Белоруссии? В Белоруссии с безработицей как-то не ахти. Там люди работают, и наркотой так активно не барыжат. Ну да ладно, что это я придираюсь. (Завидую, наверное)

Закончив с раскрытием персонажа – на 55-й минуте наконец-то драматург перешел к завязке действия. По непонятной причине Вадик пошел грабить качка Рельсу и огрел его наручными часами по башке, после чего тот упал (напевая песню Егора Летова "Дурачок").

Ограбить барыгу Вадик не успел, так как появилась какая-то 23-летняя девушка, которая его утащила с места преступления.

Затем выяснилось, что Рельса убит, деньги пропали, и в убийстве подозревают родственника-наркомана.

Затем 23 летняя девушка оказывается дочерью суперпупермегаолигарха и берется решить финансовые проблемы Вадика. (Из аннотации к спектаклю мы узнаем, что девушка – ангел-хранитель. Я аннотацию прочел уже после просмотра, пока сидел в зале, мне казалось, что она просто идиотка).

Где-то между действиями второй раз появляется квартировладелица Зоя, которая рассказывает о том, как в 80-е годы посетила фестиваль Ленинградского рок-клуба, и произносит одну-единственную фразу, оправдывающую свое появление в пьесе (ибо никакого другого влияния на сюжет она не оказывает).

Вадик несколько минут не может взять деньги от ангела-хранителя, потом берет, отдает деньги своему родственнику, так как за ним охотится то ли мафия, то ли менты.

Папа ангела-хранителя покупает ей магазин шуб, а она предлагает Вадику стать начальником службы безопасности в этом магазине.

Вадик окрылен. И для того, чтобы жизнь наладилась, решает закопать на старом кладбище кучу куриных голов, которые ему приносит родственник-наркоман (взяв за головы 1000 евро). По непонятной причине Вадик говорит наркоману, что точно знает – убил Рельсу именно он, наркот, и даже приводит доказательства, полученные от бывшей, которая этого Рельсу и вскрывала.

Когда же Вадик уходит на кладбище, наркоман звонит кому-то там, заявляя, что убийца Рельсы находится на кладбище. (Правда, не уточняя, что с куриными головами).

И затем следует 10-минутный мрачный монолог бывшей жены Вадика о том, как она хоронила своего лоха, на которого еще 15 минут назад ей было глубоко плевать.

Очевидно, планировалось, что в эти десять минут я должен поплакать над грустной кончиной Вадика, но рыдать мне хотелось исключительно на тему того, что спектакль продолжался 1 час 55 минут вместо заявленных 1 часа 45 минут. На протяжении всей истории Вадик не вызвал у меня ни грамма сочувствия, так как выглядел полным дураком. (Ах, знал бы я прошлого Вадика, может и изменил бы к нему отношение, но кто я такой).
 
С драматургией разобрались. Притом, я бы не сказал, что пьеса совсем плохая. Нет! Там много интересных моментов, актуальная тема. Да, есть шутки, есть отлично прописанные отдельные диалоги, но не более того. Пьесу надо дорабатывать, сокращать. К сожалению, слишком большое количество регалий у автора не делает текст интересным и хорошим.

 
Теперь главная претензия к режиссеру:

Медленная драматургия превращается в медленное действие.  

Есть отдельные яркие и динамичные сцены, но они слишком коротки. Потом опять длинный диалог.

Это еще раз навело меня на мысль, что плохо, когда режиссер и драматург одно и то же лицо. Как не может редактор редактировать свой собственный текст.

Дмитрий Богославский неплохой режиссер. Действительно, находки есть, находки интересные.

Актеры, которых он взял – хорошие.

Но (!) перед этим надо было очень серьезно поработать с текстом. Вырезать оттуда кучу всего (и в первую очередь не нужную для сюжета Зою – ту самую одну фразу можно было отдать кому-то другому из персонажей и сэкономить минут 20 времени зрителей – да, сцены с Зоей, с одной стороны, были интересные – это крепкий комичный персонаж, который совершенно не двигал сюжет – поэтому либо убирать, либо вписывать его в общую историю).

Но нет! Режиссер слишком бережно относился к собственной драматургии. Ну, оно и понятно: столько регалий – уже можно в школе изучать творчество, как такого мастера пера можно редактировать. Каждое слово священно.

И это сыграло злую шутку. Увы…

Очень интересная задумка, мог бы получиться действительно хороший жизненный спектакль, если вырезать все ненужное, и по настоящему раскрыть персонажа (не за 40 минут, а за 10). Убрать весь ненужный пафос. Тогда получится простая жизненная история, которая будет гораздо интересней.  

Но режиссер слишком увлекся истинной трагедией, заложенной где-то глубоко в тексте пьесы. (Выражение "истинная трагедия" не моя придумка – из аннотации).



В итоге – получилось нудно и затянуто (большинство персонажей оказались живыми, а главный герой – нет).

Хотя потенциал был.

У меня, в отличие от Дмитрия Богославского, с регалиями не очень (единственная из имеющихся – я являюсь обозревателем лучшего на свете портала о театре "Ревизор.Ру"), но все таки с удовольствием я бы взял ножницы и порезал половину текста, не щадя, оставляя только действительно важные и нужные куски, которые вправду удались – их немало.

А потом отдал бы оставшийся текст режиссеру Дмитрию Богославскому с жестким запретом на использование в спектакле того, что вырезано.

И тогда бы действительно получился хороший динамичный спектакль. На час! Но это был бы час настоящего удовольствия.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть