Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Материнское поле

Балет-оратория из Бишкека на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской

Все фото автора
Все фото автора

Кыргызский Национальный Академический Театр оперы и балета им. А. Малдыбаева выступил в рамках VIII Фестиваля музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ. Спектакль Материнское поле в жанре балета-оратории по одноимённой повести Чингиза Айтматова на музыку Калыя Молдобасанова предстал трагической историей старой женщины Толгонай и отчаянным вопросом: Могут ли люди жить без войны? Инициатор фестиваля - Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Проникновенная повесть кыргызского и русского писателя Чингиза Айтматова "Материнское поле" нашла впечатляющее сценическое воплощение в балете-оратории на либретто Мустафы Ахунбаева и Марклена Баялинова. Коллектив Кыргызского Театра представил серьёзную творческую работу, претендующую на большой отклик у зрителей. Гости из Бишкека продемонстрировали развёрнутое эпическое действо в трёх актах с прологом и эпилогом, которое по масштабу национальных и общечеловеческих тем вышло за рамки балетного жанра. Хореографическая оратория - это синтез искусств и жанров, широко оперирующая всеми видами воздействия на зрителя.

Музыкальное полотно Молдобасанова - это высокохудожественное вокально-симфоническое произведение, выдержанное в лучших традициях русско-советской композиторской школы. Солирующее сопрано, хор, оркестр, не смотря на то, что в спектакле звучит фонограмма - также действующие лица повествования.

Режиссёр-постановщик Мустафа Ахунбаев и хореограф Уран Сарбагишев создали удивительную пластическую партитуру балета. Созданный в 1975 году спектакль сегодня прозвучал необыкновенно остро. Национальными традициями кыргызской народной культуры проникнут весь дух постановки, но гуманистический контекст балета-оратории очевиден - он универсален. Война ужасна и неприемлема нигде и никогда.

История старой киргизки Толгонай, у которой лихая година унесла мужа и трёх сыновей, и, в её лице, судеб многих людей заканчивается хвалебной песней. "Споём славу Человеку! Он выше всех, мудрее всех. Он бессмертен!" - восклицает Чингиз Айтматов.

Исполнение партии Толгонай Даяной Кыдыралиевой отличалось большой выразительностью. Танец, который включал классические па, народные элементы и современный стиль был насыщен движениями тела, отвечающими именно за психологическое состояние героини. Такой психологизм солистка также выражала весьма убедительной драматической игрой. Мимика, весь облик балерины соответствовал трагедийности образа и происходящим событиям. Накал драматизма привнесла и исполнительница партии её невестки Алиман - Акмоор Кийизбаевой. Три сына Толгонай и её муж Суванкул (К. Надырбек) с выразительными азиатскими лицами смотрелись сценически красиво: Тилек Кийизбаев (Касым), Санжар Омурбаев (Жайнак), Фарух Садыркулов (Майсалбек). У солистов получилось  много хорошо выполненных верхних поддержек, но случались и помарки в классических танцевальных фигурах. Заслуженные аплодисменты от зала получил смелый переброс Алиман из рук мужа Касыма на руки чабану (Атабек Садыркулов). Образ единственного солдата, вернувшегося с войны в родное селение, актёрским танцем изобразил Аслан Алиев.

 


Вся хореография балета наполнена оригинальностью сценических решений. Эффектными были массовые сцены с активными разновекторными перемещениями артистов по сцене. Особенно запомнились ярко окрашенная национальным колоритом сцена жатвы со сложным рисунком групп танцующих в первом действии и танца девушек и солдат во втором. Девушки и юноши двигались навстречу друг другу по двум вытянутым кругам, рисуя картину вокзалов, эшелонов, суету проводов на фронт. Как участники не столкнулись на маленькой сцене Оперного центра и чисто выполнили сложные перестроения показало уровень кордебалета Бишкекского театра.

В афише VIII Фестиваля музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ в этом году заявлено немало спектаклей на военную тематику. Этим музыкальный театр, как культурная институция, выражает свою позицию быть в контексте сегодняшнего сложного времени. Искусство предостерегает нас от новых трагедий: могут ли люди жить без войны?

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть