Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 Мая: история праздника

Праздник весны и труда — это не только выходные в тёплые весенние дни, но и сохранение памяти об исторических событиях

Фото: omsklib.ru
Фото: omsklib.ru

Это праздник, который современным россиянам достался "в наследство" от СССР, от бабушек и дедушек, которые ходили в этот день на всенародные демонстрации и шествия. Времена изменились, но по-прежнему 1 мая многие люди выходят на городские улицы и площади с плакатами и лозунгами.

Предпосылки этого праздника возникли в середине XIX столетия, когда австралийские трудящиеся 21 апреля 1856 года вышли на демонстрацию с требованием установить восьмичасовой рабочий день. С того времени в Австралии  праздник начали отмечать ежегодно, и примеру австралийских рабочих стали следовать канадские и американские анархистские объединения.

В американском Чикаго, который находится в штате Иллинойс, праздник, посвящённый трудящимся, возник с осложнениями. Но благодаря именно чикагским рабочим он стал распространяться во многих странах мира.

В 1886 году рабочими была организована массовая протестная акция, суть которой заключалась в требовании сделать трудовой день восьмичасовым, так как работать по пятнадцать часов в сутки было невозможно. В этом митинге приняли участие 40 тысяч рабочих.

Расстрел участников демонстрации в Чикаго. Фото: observator.tv

Тем не менее, правительство США и не думало идти на уступки митингующим: в результате множество участников протестной акции были расстреляны полицейскими. После митинга в Чикаго начались увольнения трудящихся: так, например, с завода McCormick Harvesting Machine Company было уволено полторы тысячи человек. Был организован ещё один митинг, который разогнали полицейские при помощи вооружённых битами отрядов из "Агентства Пинкертона", созданного разведчиком и сыщиком Аланом Пинкертоном. Многие были ранены, а четыре человека лишились жизней.

Это вызвало волну возмущения в объединениях анархистов — они распространили листовки среди трудящихся, призывая их на митинг на площади Хеймаркет (что в переводе означает "Сенной рынок"). Митинг состоялся 4 мая 1886 с большими потерями, хотя демонстрация была мирной, с участием женщин и детей. Мэр города вышел посмотреть на неё. Но когда он ушёл, полицейские отряды потребовали прекратить митинг, и в этот момент кто-то бросил бомбу. От взрыва погиб полицейский, и тогда полиция открыла огонь по участникам демонстрации.

Взрыв на площади Хеймаркет во время демонстрации. Фото: gb.makemefeed.com

В результате перестрелки многие погибли. После этого со стороны властей начались расследования, судебные процессы, провокации и казни всех тех, на кого падали подозрения. Однако впоследствии правительство вынуждено было извиниться перед обвиняемыми и признать невиновность восьми осуждённых анархистов, четверо из которых казнили.

Несмотря на насильственные действия правительства, трудящиеся каждое 1 мая продолжали выходить на демонстрации, помня о самом первом митинге, и часто сталкивались с полицейскими. Так Первомай стал называться Днём Труда, и на Конгрессе II Интернационала в Париже в 1889 году празднику дали название Всемирный День солидарности трудящихся.
Памятник пострадавшим на Хеймаркете демонстрантам на кладбище Forest Home. Фото: historicaldis.ru

Коммунисты Российской Империи, следуя примеру американских рабочих, впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве, когда 10 тысяч рабочих приняли участие в массовой забастовке. Так этот праздник начал постепенно проникать в сознание российских рабочих.   

Представители российского пролетариата начали отмечать этот праздник в 1897 году: он поначалу носил характер народных гуляний.

Такое понятие, как маёвка, до 1917 года обозначало неофициальные собрания рабочих, среди которых бродили революционные настроения. Маёвки сначала представляли собой дружеские и семейные выезды на природу для встречи весны, пикники, связанные с наступлением тёплых майских дней. Сама традиция проведения маёвок уходит корнями в глубокую древность, когда почитатели античной богини Майи (в честь которой и назван последний месяц весны) устраивали празднества, посвящённые плодородию и земледельческому труду.

Фото: egor-23.livejournal.com

В Российской Империи маёвки рабочих в первый раз состоялись в 1891 году в Санкт-Петербурге и в 1895 — в Москве. Как только маёвки начали приобретать политический оттенок, царская полиция стала принимать меры по их пресечению.  

В мае 1901 года рабочие из нескольких петербургских предприятий, в том числе из Обуховского сталелитейного завода, где действовали тайные — народнические, социал-демократические и иные кружки, вышли на открытую демонстрацию в Александровском селе Шлиссельбургского уезда. Участники митинга, выступавшие с антиправительственными лозунгами, требовали улучшения условий труда и сокращения рабочего дня до 8 часов, к ним присоединились пролетарии с других предприятий — Императорской Карточной фабрики и Александровского завода. В ходе этой забастовки рабочие столкнулись с полицией и отрядами матросов, которые охраняли завод: они начали стрелять по участникам демонстрации, у которых не было огнестрельного оружия, они отбивались подручными средствами. В результате протестующие отступили и забаррикадировались на Карточной фабрике и продолжали сопротивляться. Из Санкт-Петербурга прибыли роты Омского полка для восстановления порядка. В ходе этого столкновения погибло несколько рабочих, многие получили ранения, однако после этого многие требования об улучшениях условий труда, выдвинутые на демонстрации, были удовлетворены. 37 организаторов забастовки были арестованы, восемь оправданы, а остальные приговорены к тюремному заключению и каторжным работам. Но выступление рабочих Обуховского завода послужило примером для трудящихся остальных предприятий, и в течение месяца в Петербурге проходили забастовки. Впоследствии митинг обуховцев, который прошёл 7 мая 1901 года, получил название Обуховская оборона, и в Санкт-Петербурге есть проспект, название которого посвящено этому событию: Проспект Обуховской Обороны.

"Обуховская оборона". Советский плакат. 1964 г., издательство "Просвещение". Фото: habartorg.ru

В 1912 — 1914 годах российские рабочие стали регулярно выходить на шествия и демонстрации, а в 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, 1 Мая приобрёл официальный характер и назывался сначала "день Интернационала", а затем "День международной солидарности трудящихся". С 1918 года 1 Мая сделали выходным, а с 1928 года ЦИК Совета народных комиссаров СССР объявило и 2 мая нерабочим днём в память о праздниках в честь Дня Интернационала.

Праздник 1 Мая нашёл отражение в искусстве: в том числе такие знаменитые поэты, как Демьян Бедный, Владимир Маяковский и Сергей Есенин посвящали этому событию свои стихотворения.

"Я видел праздник, праздник мая —
И поражён.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жён.
<…>
Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож".
 
Это строки из произведения Сергея Есенина "1 мая", написанного им в 1925 году.

А. Дейнека. "Стахановцы". Фото: izocenter.ru

В Советском Союзе официальный праздник 1 Мая массово отмечался всей страной: участники демонстраций под музыку, носящую политическую окраску, организовывали шествия с лозунгами, флагами, плакатами и цветами. Члены советского правительства произносили с трибун приветственные речи. Последняя официальная первомайская демонстрация прошла в 1990 году, а в 1992 году этот день стал носить название "Праздник весны и труда".

Несмотря на то, что и до сих пор разные политические партии и объединения проводят демонстрации на улицах и площадях с более или менее острыми социально-политическими лозунгами, идея праздника размывается и поэтому отдаляется от первоначального смысла. Первомай, перенесённый в реалии современной российской жизни, носит иной характер, нежели в СССР — это, прежде всего, всеобщая радость от встречи весны, народные гуляния, культурные мероприятия, уличные фестивали и возможность выехать на природу, а политика отходит на второй план в сознании большинства.

Фото: molbulak.ru

Кроме того, часто на Первое Мая деятели искусства проводят такие мероприятия, как монстрации — художественные акции, участники которых выходят на улицы с абсурдными лозунгами, несущими символический смысл, и транспарантами. Монстрации — это импровизации, способ выстраивания диалога с окружающей действительностью посредством перенесения искусства в общественное пространство.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть