"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Михаил Булгаков. Простодушный рассказ о приобщении к культуре.

25 марта отмечался День работника культуры.

Автор: Ревизор.ru
Михаил Булгаков. Фото: © Музей М. А. Булгакова.
Михаил Булгаков. Фото: © Музей М. А. Булгакова.

Грозные отзвуки трагедии 22 марта в "Крокус Сити Холле" заслонили праздник всех работников культуры, отмечающийся ежегодно 25 марта. Но наш портал, как информационное издание о культуре, не может не почтить профессиональный праздник всех, кто несёт в массы свет искусства. Предлагаем вниманию наших читателей небольшой рассказ-фельетон Михаила Булгакова о том, как регулярные просветительские акции достигли своей цели, хоть и не совсем тем путём, которым планировалось. Авторское определение данного фельетона – "простодушный рассказ".

"Неделю просвещения" Михаил Булгаков написал и опубликовал в апреле 1921 года, живя и работая во Владикавказе. Писатель попал на Кавказ вместе с женой Татьяной Лаппа в 1919 году, служа в Добровольческой армии военным врачом. После её поражения Булгаков перешел из медицины в литературу и стал скрывать некоторые страницы своей биографии. В начале апреля 1920 года Михаил Афанасьевич устроился заведующим литературным отделом подотдела искусств Владикавказского отдела народного образования. В конце мая того же года его назначили заведующим театральным отделом подотдела искусств. Литературный отдел он вскоре покинул из-за критики в свой адрес левых активистов, а в театральном задержался, и с этого началась карьера автора как драматурга. Возможно, из-за всех этих обстоятельств Булгаков не любил все то, что написал во Владикавказе. В связи с "забвением" имени писателя в последующие годы "Неделя просвещения" вторично вышла к публике только в 1974 году во всероссийском журнале "Юность", после чего стала переиздаваться в сборниках и собраниях сочинений Булгакова. Рассказ считают его первым и единственным фельетоном, опубликованным на Северном Кавказе после поражения Белого движения в 1920 году. Тем не менее, текст "Недели просвещения" вполне обаятелен и литературно состоятелен, отчего актуально читается и сегодня.

Неделя просвещения

Заходит к нам в роту вечером наш военком и говорит мне:
 
— Сидоров!
 
А я ему:
 
— Я!
 
Посмотрел он на меня пронзительно и спрашивает:
 
— Ты, — говорит, — что?
 
— Я, — говорю, — ничего…
 
— Ты, — говорит, — неграмотный?
 
Я ему, конечно:
 
— Так точно, товарищ военком, неграмотный.
 
Тут он на меня посмотрел еще раз и говорит:
 
— Ну, коли ты неграмотный, так я тебя сегодня вечером отправлю на "Травиату"!
 
— Помилуйте, — говорю, — за что же? Что я неграмотный, так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме.
 
А он отвечает:
 
— Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а для пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.
 
А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти.
 
Я и говорю:
 
— А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?
 
А он прищурил глаз и спрашивает:
 
— В цирк?.. Это зачем же такое?
 
— Да, — говорю, — уж больно занятно… Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба…
 
Помахал он пальцем.
 
— Я тебе, — говорит, — покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие… рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут… Мило, хорошо… Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать… Получай билет, и марш!
 
Делать нечего — взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в "Первый советский театр".
 
Видим, у загородки, где впускают народ, — столпотворение вавилонское. Валом лезут в театр. И среди наших неграмотных есть и грамотные, и все больше барышни. Одна было и сунулась к контролеру, показывает билет, а тот ее и спрашивает:
 
— Позвольте, — говорит, — товарищ мадам, вы грамотная?
 
А та сдуру обиделась:
 
— Странный вопрос! Конечно, грамотная. Я в гимназии училась!
 
— А, — говорит контролер, — в гимназии. Очень приятно. В таком случае позвольте вам пожелать до свидания!
 
И забрал у нее билет.
 
— На каком основании, — кричит барышня, — как же так?
 
— А так, — говорит, — очень просто, потому пускаем только неграмотных.
 
— Но я тоже хочу послушать оперу или концерт.
 
— Ну, если вы, — говорит, — хотите, так пожалуйте в Кавсоюз. Туда всех ваших грамотных собрали — доктора там, фершала, профессора. Сидят и чай с патокою пьют, потому им сахару не дают, а товарищ Куликовский им романсы поет.
 
Так и ушла барышня.
 
Ну, а нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.
 
Сидим.
 
Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец стемнело в театре.
 
Смотрю, лезет на главное место огороженное какой-то. В шапочке котиковой и в пальто. Усы, бородка с проседью и из себя строгий такой. Влез, сел и первым делом на себя пенсне одел.
 
Я и спрашиваю Пантелеева (он хоть и неграмотный, но все знает):
 
— Это кто же такой будет?
 
А он отвечает:
 
— Это дери, — говорит, — жер. Он тут у них самый главный. Серьезный господин!
 
— Что ж, — спрашиваю, — почему ж это его напоказ сажают за загородку?
 
— А потому, — отвечает, — что он тут у них самый грамотный в опере. Вот его для примеру нам, значит, и выставляют.
 
— Так почему ж его задом к нам посадили?
 
— А, — говорит, — так ему удобнее оркестром хороводить!..
 
А дирижер этот самый развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком, и сейчас же под полом заиграли на скрипках. Жалобно, тоненько, ну прямо плакать хочется.
 
Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает — и книжку читает, и прутом размахивает. А оркестр нажаривает. Дальше — больше! За скрипками на дудках, а за дудками на барабане. Гром пошел по всему театру. А потом как рявкнет с правой стороны…. Я глянул в оркестр и кричу:
 
— Пантелеев, а ведь это, побей меня Бог, Ломбард, который у нас на пайке в полку!
 
А он тоже заглянул и говорит:
 
— Он самый и есть! Окромя его, некому так здорово врезать на тромбоне!
 
Ну, я обрадовался и кричу:
 
— Браво, бис, Ломбард!
 
Но только, откуда ни возьмись, милиционер, и сейчас ко мне:
 
— Прошу вас, товарищ, тишины не нарушать!
 
Ну, замолчали мы.
 
А тем временем занавеска раздвинулась, и видим мы на сцене — дым коромыслом! Которые в пиджаках кавалеры, а которые дамы в платьях танцуют, поют. Ну, конечно, и выпивка тут же, и в девятку то же самое.
 
Одним словом, старый режим!
 
Ну, тут, значит, среди прочих Альфред. Тоже пьет, закусывает.
 
И оказывается, братец ты мой, влюблен он в эту самую Травиату. Но только на словах этого не объясняет, а все пением, все пением. Ну, и она ему то же в ответ.
 
И выходит так, что не миновать ему жениться на ней, но только есть, оказывается, у этого самого Альфреда папаша, по фамилии Любченко. И вдруг, откуда ни возьмись, во втором действии он и шасть на сцену.
 
Роста небольшого, но представительный такой, волосы седые, и голос крепкий, густой — беривтон.
 
И сейчас же и запел Альфреду:
 
— Ты что ж, такой-сякой, забыл край милый свой?
 
Ну, пел, пел ему и расстроил всю эту Альфредову махинацию, к черту. Напился с горя Альфред пьяный в третьем действии и устрой он, братцы вы мои, скандал здоровеннейший — этой Травиате своей.
 
Обругал ее, на чем свет стоит, при всех.
 
Поет:
 
— Ты, — говорит, — и такая и эдакая, и вообще, — говорит, — не желаю больше с тобой дела иметь.
 
Ну, та, конечно, в слезы, шум, скандал!
 
И заболей она с горя в четвертом действии чахоткой. Послали, конечно, за доктором.
 
Приходит доктор.
 
Ну, вижу я, хоть он и в сюртуке, а по всем признакам наш брат — пролетарий. Волосы длинные, и голос здоровый, как из бочки.
 
Подошел к Травиате и запел:
 
— Будьте, — говорит, — покойны, болезнь ваша опасная, и непременно вы помрете!
 
И даже рецепта никакого не прописал, а прямо попрощался и вышел.
 
Ну, видит Травиата, делать нечего — надо помирать.
 
Ну, тут пришли и Альфред и Любченко, просят ее не помирать. Любченко уж согласие свое на свадьбу дает. Но ничего не выходит!
 
— Извините, — говорит Травиата, — не могу, должна помереть
 
И действительно, попели они еще втроем, и померла Травиата.
 
А дирижер книгу закрыл, пенсне снял и ушел. И все разошлись. Только и всего.
 
Ну, думаю: слава Богу, просветились, и будет с нас! Скучная история!
 
И говорю Пантелееву:
 
— Ну, Пантелеев, айда завтра в цирк!
 
Лег спать, и все мне снится, что Травиата поет и Ломбард на своем тромбоне крякает.
 
Ну-с, прихожу я на другой день к военкому и говорю:
 
— Позвольте мне, товарищ военком, сегодня вечером в цирк увольниться..
 
А он как рыкнет:
 
— Все еще, — говорит, — у тебя слоны на уме! Никаких цирков! Нет, брат, пойдешь сегодня в Совпроф на концерт. Там вам, — говорит, — товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет!
 
Так я и сел, думаю:
 
"Вот тебе и слоны!"
 
— Это что ж, — спрашиваю, — опять Ломбард на тромбоне нажаривать будет?
 
— Обязательно, — говорит.
 
Оказия, прости Господи, куда я, туда и он с своим тромбоном!
 
Взглянул я и спрашиваю:
 
— Ну, а завтра можно?
 
— И завтра, — говорит, — нельзя. Завтра я вас всех в драму пошлю.
 
— Ну, а послезавтра?
 
— А послезавтра опять в оперу!
 
И вообще, говорит, довольно вам по циркам шляться. Настала неделя просвещения.
 
Осатанел я от его слов! Думаю: этак пропадешь совсем. И спрашиваю:
 
— Это что ж, всю нашу роту гонять так будут?
 
— Зачем, — говорит, — всех! Грамотных не будут. Грамотный и без Второй рапсодии хорош! Это только вас, чертей неграмотных. А грамотный пусть идет на все четыре стороны!
 
Ушел я от него и задумался. Вижу, дело табак! Раз ты неграмотный, выходит, должен ты лишиться всякого удовольствия…
 
Думал, думал и придумал.
 
Пошел к военкому и говорю:
 
— Позвольте заявить!
 
— Заявляй!
 
— Дозвольте мне, — говорю, — в школу грамоты.
 
Улыбнулся тут военком и говорит:
 
— Молодец! — и записал меня в школу.
 
Ну, походил я в нее, и что вы думаете, выучили-таки! И теперь мне черт не брат, потому я грамотный!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть