Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Песнь о княгине Евпраксии

"Книжная лавка "Ревизора.ru" – о поэме Татьяны Бочаровой "Повесть о жизни рязанских князей Юрия и Фёдора".

Фото предоставлены Т. Бочаровой.
Фото предоставлены Т. Бочаровой.

Поэт Татьяна Бочарова, член Союза писателей России, пишет большую историческую поэму "И непобедимы будете". Замысел поэмы масштабен: это целое "троекнижие" о тех страницах истории Рязанского края (малой родины автора), которые пересекались с историей всей России и даже влияли на глобальные процессы всей страны.

В свет уже вышло две отдельные книги – составные части поэмы "И непобедимы будете". Первую часть "Книжная лавка "Ревизора.ru" представляла своим читателям ранее. Начальная поэма "Из жития князей Олега и Дмитрия" была посвящена князю Олегу Рязанскому и спорному до сих пор и болезненному для многих, в том числе для поэта Татьяны Бочаровой, вопросу о том, был ли Олег Иванович предателем Руси. Вправду ли он не пришел на подмогу Дмитрию Донскому на Куликовской битве в 1380 году?.. Бочарова по образованию врач, но, взявшись за поэму, она специально изучала исторические источники и литературу и на их основании сделала собственный вывод: отступничество Олега – вовсе не непреложный факт.

Вторая книга поэмы – "Повесть о жизни рязанских князей Юрия и Фёдора"  – гласит о черной године разорения Рязани и ее окрестностей Батыем зимой 1237 года. А третья книга пока носит рабочее название "Афимья и Наталья" – в честь двух невест царя Алексея Михайловича Тишайшего. Первой не суждено было стать супругой, зато вторая, выйдя за венценосца замуж, произвела на свет царя-реформатора Петра Великого. Но о третьей книге мы, надеюсь, будем говорить в свое время. Пока же рассмотрим поэму "Повесть о жизни рязанских князей Юрия и Фёдора". Её центральный момент – гибель молодой княгини Евпраксии, которая  совершила самоубийство вместе с маленьким сыном, узнав о гибели мужа в ордынском стане.

Поэма состоит из 15-ти глав единого хронологического и фактографического полотна, где связываются события 1237 года с последовавшим в 1778 году учреждением Переяславль-Рязанской губернии и возвращением её столице древнего имени Рязань. В поэму вписаны три отрывка из исторических документов. Два из них – из "Повести о разорении Рязани Батыем", это фрагменты о пришествии татаро-монголов на Русь и о снаряжении князя Фёдора Юрьевича в Орду: "И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли". Третий же – цитата из указа Екатерины II о новом административно-территориальном и образовании и присвоении граду имени Рязань. Некоторые стихотворные главы предварены краткими прозаическими вступлениями, создающими мизансцену и визуальный ряд описания (они точно ремарки в пьесе и вполне уместные и "зримые"):

"Морозной ночью к княжескому терему в городе Красном (Зарайске) подъехали крытые сани в сопровождении шести всадников. Из саней вышла, вся в черном, княгиня Агриппина, свекровь Евпраксии".

В поэму сплетены тексты разной стилистики. Автору было явно сложно работать со столь непохожими друг на друга отрывками – но надо отдать должное тому, как она соблюдает гармонию. Как удачу поэтессы отмечу переход в некоторых главах на белые стихи, лучше сочетающиеся со средневековым текстом и его внутренней ритмикой:

С малым отрядом князь Фёдор явился
В ставку Батыя на речку Воронеж,
Ханские нукеры грубо забрали
Копья, мечи и ножи у рязанцев.
В белый шатер из верблюжьего меха
Фёдор шагнул, поклонившись по пояс.
Хан восседал на расшитых подушках,
Взгляд из-под век был тяжёлым и злобным.

Лучший, на мой взгляд, эпизод поэмы – строки о гибели Евпраксии из двухчастной главы, которая так и озаглавлена: "Евпраксия". В первой части главы молодая княгиня узнает от свекрови о том, что их муж и сын казнен нукерами Батыя. Во второй она, проводив Агриппину, не может совладать со своими чувствами. Стихотворный размер между частями меняется внезапно с трехстопного дактиля на двухстопный амфибрахий. Оттого завязка звучит раздумчиво и едва ли не тягуче, а кульминация и развязка – легко и стремительно. Ритм сбивается так отчётливо, что невозможно не обратить на это внимание. Что помогает "включиться" в повествование, движущееся к апогею, как при чтении текста с листа, так и на слух (на презентации книги коллеги Бочаровой помогли ей прочитать поэму на разные голоса и в лицах, и это было хорошо найдено).

Во граде во Красном
Евпраксия плачет,
С Иванушкой-сыном
Остались одне,
По звездному небу
Супруг её скачет
На белом и быстром,
Ретивом коне...
 
Глава – это восхождение Евпраксии с ребенком на колокольню храма во имя святителя Николая, где хранится его чудотворный образ, впоследствии названный "Николой Зарайским". Пока еще город носит имя Красный, а его переименованию в Зарайск способствовало то событие, свидетелями которого в этих стихах становятся читатели: овдовевшая княгиня поднимается на башню, чтобы броситься с неё и "заразиться" (разбиться) до смерти. Город после этого прозвали "Заразск", в современной орфографии – Зарайск. В поэме настойчиво повторяется тревожный рефрен "Ступень за ступенью".

Ступень за ступенью.
– Не я это плачу.
Ступень за ступенью.
– Метель за стеной.
– А всадников много,
Не наши, чужие,
Текут, словно море
С чужих берегов,
Врываются в город
И все, кто живые,
С последней молитвой
Встречают врагов…

Кончина Евпраксии описана драматично и эмоционально, с неподдельным чувством сострадания автора героине. Здесь все движения души оправданы, а стиль изложения им соответствует. Именно поэтому этот момент – смысловая и энергетическая кульминация поэмы и ее наиболее удавшийся фрагмент. Другие страницы поэмы местами несколько слащавы, словно бы лубочны, слишком откровенно противопоставляя благоденствие домонгольской Руси разрушительному хаосу нашествия и его трагичным для страны последствиям.

Николай-Чудотворец, Угодник,
Был внесен с песнопением в храм.
Светлый, солнечный лик Чудотворца
Мироточил святую слезу,
И сияло над куполом солнце,
Провожая на запад грозу, –

так рисует автор пришествие образа Николая Угодника в город Красный. Благолепие христианского бытия контрастирует с изображением Батыева воинства:

Шёл грозный монгол, душегуб желтолицый,
Ему было мало и крови, и царств,
И власти, и злата, шелков и наложниц,
Рабынь белокосых, склонившихся ниц,
И жён луноликих, восточных безбожниц,
Срывавших подвески с убитых девиц.

Возможно, черно-белая "бинарность" описаний восходит к принципу историзма и отражает представление средневекового русича о своих исторических антагонистах. И еще – человечество обычно "Золотой век" ищет в прошлом и склонно идеализировать былое.


Татьяна Бочарова. 

Но поэму Татьяны Бочаровой заведомо нельзя считать сугубо историческим исследованием и констатацией фактов. Дело даже не в том, что это художественный текст, а не труд изыскателя. Просто вся эпоха начала татаро-монгольского ига отличается слабой источниковой базой, не позволяющей, увы, составить полномерную и объективную картину. Точка зрения официальной историографии о трагедиях 1237 года базируется не столько на летописях (которых немного, и они порой даже противоречат друг другу), сколько на исторической публицистике. Ведь даже "Повесть о разорении Рязани Батыем" считается в научном мире не историческим источником, в отличие от летописей, а произведением древнерусской литературы, входящим в цикл рязанских повестей о Николе Заразском. Специалисты во главе со знаменитым академиком Дмитрием Лихачёвым считают "Повесть…" лучшим после "Слова о полку Игореве" средневековым русским литературным текстом. Ключевое слово – литературным. К тому же самые ранние списки "Повести…" датируются концом XVI века. Она создавалась спустя три с половиной столетия после того, как Батый покорил Русь. По мнению исследователей, повесть содержит ряд данных, подтвержденных летописными хрониками. Но много в ней и уникальных деталей, которые могут быть как свидетельством очевидцев, так и литературным конструированием. Они введены в научный оборот в качестве дополнений к общей картине монгольского нашествия на Русь, но полемика об их достоверности не изжита по сей день. К таким повествованиям относится, к примеру, рейд Евпатия Коловрата в тылы Батыя. Более того! Нет уверенности и в существовании и личности рязанского князя Юрия, якобы возглавившего сопротивление монголам на первом этапе их нашествия на Русь и павшего в битве с захватчиками Рязани 21 декабря 1237 года. Его называют в разных источниках и трудах то Юрий Ингваревич, то Юрий Игоревич. Некоторые ученые считают этого князя вымышленным персонажем и ищут ему вероятных "прототипов" среди правителей и военачальников того периода. Что же до сына князя Фёдора Юрьевича, в поэме получившего от отца город Красный в княжение и никейскую царевну Евпраксию в жены, его справочники прямо именуют полулегендарным персонажем. И если допустить, что не было ни отца, ни сына, то не было и Евпраксии с ее самопожертвованием (есть научные доказательства сомнительности предложенной "Повестью о разорении Рязани Батыем" биографии юной женщины). Да и взятие Старой Рязани Батыя могло иметь совершенно другой вид (хотя в любом случае кровавый и жестокий). Но значимо то, что, несмотря на акт суицида, страшный грех для верующих, княгиня Евпраксия вместе с сыном и мужем почитается Русской православной церковью как мученица, и её память совершают в Соборе Рязанских святых.

То, что не могут доказать историки, с успехом развивают писатели. В хрестоматийной трилогии Василия Яна "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю", с которой у большинства советских школьников начиналось представление о приходе татаро-монгол на Русь, легенды о гибели Евпраксии и о подвиге Коловрата занимают достойное место. Ведь они так красивы!.. Художественная форма лишь усиливает впечатление пронзительности первого и героизма второго. Падение Рязани перед ордами захватчиков волновало многих русских авторов. Традиция эта заложена Львом Меем и его поэмой "Песнь про боярина Евпатия Коловрата", написанной в середине XIX века имитацией былинного лада. В ней звучат оба интересующие нас предания. К слову, в конце 1840-х — начале 1850-х годов Лев Мей жил в имении своих родных в селе Остроухово на территории современного Захаровского района Рязанской области, и на этом основании энциклопедия "Писатели Рязанского края" причисляет его к таковым. Но вряд ли интерес Мея к Евпраксии и Коловрату был вызван только лишь местоцентризмом. Просто мимо таких, как выражаются иные писатели, "самоигральных" историй умелый литератор не может пройти. Автор историко-популярной книги в стихах "Наша древняя столица" Наталья Кончаловская не имела рязанских корней, писала в основном об истории Москвы, но в главе "Разоряя города, шла монгольская орда" рассказала об уничтожении Рязани, с которого началось татаро-монгольское иго. И допустила ошибку: сделала Фёдора (не его отца) рязанским князем и "поместила" смертельное падение Евпраксии на центральную площадь Рязани, а не Зарайска. Это не мешает поэме Кончаловской входить в список ста лучших отечественных книг для детского чтения.

Татьяна Бочарова тоже осмелилась на художественную вольность (по крайней мере, относительно трактовки Яна). У нее в стихах Евпраксия бросается с высоты, уже видя татарскую резню на улицах Красного и гибель своих подданных – не только от горя по мужу, но и страшась бесчестья или плена, а может быть, даже настигаемая врагами:

…Послушай, послушай,
Как жутко смеётся
Внизу супостат.

Поэтесса перекликается с картиной неизвестного автора XIX века "Евпраксия", где бедная княгиня с младенцем стоит на краю крыши, а преследователь появляется в оконном проеме. У Яна она выбросилась из верхнего окна терема, услышав страшную весть об убиении Фёдора. Как было взаправду? Никто не знает, да и было ли?.. Как литературно убедительнее? Дело в способности автора выстроить повествование так, чтобы ему доверял читатель. Татьяна Бочарова проникновенно поделилась собственным видением.

Как и в поэме "Из жития князей Олега и Дмитрия", Бочарова применила удачный прием, защищающий ее от возможных упреков в исторической недостоверности или незнании. Её поэма "Повесть о жизни рязанских князей Юрия и Фёдора" начинается не с них:

"Настоятель Спас-Зарецкого монастыря отец Александр и юный дворянин Михаил Кречетников, оставив повозку возле Троицкого мужского монастыря по случаю распутицы, добираются на лодке по реке Плетёнке в Оку, далее по Оке в село Заречье". Монах сообщает юноше о том, что после гибели Рязани земля, на которой они находятся, "ничейная, гуляет по себе", а отрок делится сновидением, что посетило его накануне ночью:

- Ночью приснился мне всадник безмолвный,
Порванный плащ был на нем и кольчуга,
Конь лишь один – белогривый и резвый –
Вздрагивал, молнией вдруг озаренный.
Всадник поднёс мне икону Николы,
Сам образок мне повесил на шею,
Я-то зажмурился лишь на мгновенье,
А уж и всадника не было вовсе.
Вот, погляди, образок-то на мне…
Отец Александр:
- Ты береги, образок этот ценный,
Сам Юрий-князь им тебя одарил…

Как будущему генерал-губернатору трёх территорий (свежеобразованных Калужской, Тульской и Рязанской губерний) Михаилу Кречетникову приснился князь Юрий, так и автору словно бы "снится" вся последующая история процветания и гибели княжьего рода. Доподлинным фактом является учреждение Рязанской губернии императорским указом 28 февраля 1778 года – и к обстоятельствам принятия указа поэтесса подводит свою повесть. Историческая реконструкция "закольцована" реальной фигурой Кречетникова, а все, что в области "сновидения", происходит по своим законам. Однако же повествование представляет древнюю русскую историю в героической тональности – и это хорошо. Для патриотического воспитания юношества актуальны как раз такие колоритные, красочные, идейно наполненные и четко делящие мир на добро и зло исторические произведения.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть