Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Лев Мей: "Как тяжки иногда певцу веселья звуки…"

"Ревизор.ru" – к 200-летию со дня рождения поэта.

Лев Мей. Фото: ЛГ
Лев Мей. Фото: ЛГ

Лев Александрович Мей (1822-1862) родился 25 февраля 1822 года (по новому стилю) в Москве. По мнению современников, он был значительным литературным явлением, пропущенным критикой. Такая же обидная диспозиция наблюдается по сей день: стихи Льва Мея почти неизвестны среди образцов русской поэзии XIX века. "Ревизор.ru" решил хотя бы отчасти исправить эту несправедливость.

Лев Александрович Мей был выходцем из бедной дворянской семьи. Он родился у обрусевшего немца, офицера, воевавшего под Бородином и умершего в молодом возрасте, вероятно, от ран, и его русской жены. После смерти отца семья сильно нуждалась, но "голубая кровь" позволила юноше поступить сперва в московский дворянский институт, а затем – в прославленный Царскосельский лицей. Лев окончил лицей в 1841 году – том самом, когда не стало Михаила Лермонтова. Но "прийти ему на смену" в литературном сообществе у Мея не получилось, хотя, казалось бы, он делал то же самое – писал стихи (и неплохие!), занимался переводами и "не соглашался" с обществом (правда, не столь вызывающе).

Лев Мей 10 лет прослужил в канцелярии московского генерал-губернатора, но карьеры за этот немалый срок так и не сделал. Видно, по складу характера он был поэтом, а не карьеристом – хотя и поэтам бывает свойственна игра на публику и активное самопозиционирование, но это явно не о Мее сказано. Из чиновников он ушел в литераторы. В конце 1840-х годов Мей примкнул к так называемой "молодой редакции" журнала "Москвитянин", который издавал профессор Московского университета по кафедре истории Михаил Погодин. Издание было не чисто литературным, а, как тогда говорили, "учёно-литературным", в нем наряду с текстами печатались исторические изыскания, а в целом журнал стоял на позициях официальной народности и полемизировал с "западниками". Возможно, эта позиция привела к тому, что журнал не пользовался большим успехом у читателей. Чтобы исправить положение, в 1850 году Погодин передал управление своим детищем группе более молодых литераторов, которую и называли "молодой редакцией". В их числе были, кроме Мея, Александр Островский, Аполлон Григорьев, Павел Мельников - Андрей Печерский и др. Этой группе удалось изменить концепцию и идеологию журнала. Мей заведовал его русским и иностранным литературным отделом. Надо сказать, что по духу он даже больше соответствовал Погодину, чем его преемникам. Лучшие стихотворения Мея написаны в русском народном стиле и народном духе.


Обложка журнала "Москвитянин" № 1 за 1845 год. Фото: Википедия/Общественное достояние

В начале 1850-х годов Мей создал семью и предпринял попытку вернуться на казенную службу. Он стал инспектором 2-й московской гимназии, но долго на этом посту не задержался. Ученики тянулись к Льву Александровичу, а его сослуживцам это было нож острый, и Мея затравили интригами. Он ушел из гимназии и больше с педагогикой не связывался, а потом вообще переехал в Петербург. Здесь Мей числился в археографической комиссии, но главным смыслом его жизни стала литература. Он печатался в "Библиотеке для Чтения", " Отечественных Записках", "Сыне Отечества", "Русском Слове" и других тогдашних изданиях.

Необходимо отметить, что и по складу характера Мей был более всего представителем богемы. Ему нравилось творчество, нравилась жизнь без формальной службы, со сборищами литераторов, с чтениями стихов – и с вином. К нему Лев Александрович пристрастился еще в "молодой редакции" "Москвитянина". С годами тяга лишь прогрессировала.

По одной из легенд, в кружке графа Григория Александровича Кушелев-Безбородко, шахматиста, литератора и мецената, на одном из его литературных обедов, славящихся на весь Петербург, Лев Мей на просьбу сочинить экспромт раскрыл душу: "Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в графине, и притом в большом". Дружба с меценатом не могла поправить дел Мея, которые по понятным причинам шли все хуже. Мей вроде бы и неплохо печатался – но все заработки пропивал. Он клянчил в редакциях авансы, которые уходили в ту же бездонную бочку, и одалживался у друзей, и те вскоре закрыли для него "ссудную кассу". Иными словами, последние годы жизни Мея прошли в нищете. Еще одно предание гласит, что однажды он, не имея средств купить дрова, в зимние холода разрубил и спалил в печке дорогостоящий шкаф – приданое жены. Лев Мей умер в конце мая 1862 года, едва перевалив сорокалетний рубеж. Его безвременная смерть оборвала подготовку трехтомного собрания сочинений к изданию. В итоге "Полное собрание сочинений" Мея было издано лишь в 1887 году Николаем Мартыновым (через 25 лет после кончины автора). Составил его П. В. Быков, а предисловие написал тот самый Зотов, который еще при жизни пытался содействовать Мею обрести заслуженное место в литературном процессе. В трехтомник вошли и прозаические опыты Мея. Из них самый выразительный рассказ – "Батя" о крепостном, который помог барыне встать на ноги после смерти мужа, а она его продала.

Не кто иной, как Аполлон Григорьев, назвал Мея "литературным явлениям, пропущенным критикою". Несмотря на то, что у него были периоды активных публикаций, критика им мало интересовалась. Тот же Аполлон Григорьев и некоторые другие знакомые из литературного мира (А. П. Милюков, В. Р. Зотов) пытались писать о творчестве Мея и находить в нем бесспорные достоинства. Но и публика, и критика были прохладны. С высоты сегодняшнего дня считается – это потому, что Мей в большей степени поэт формы, нежели содержания, что он писал достаточно умело, но неглубоко и без внутреннего огня. На мой взгляд, это не так, и читатели "Ревизора.ru" смогут составить собственное мнение о стихах Мея, которые я приведу в конце статьи. Кстати, не разделяет пренебрежительного отношения к таланту Мея и Игорь Панин, написавший для "Литературной газеты" статью к посмертному юбилею стихотворца.


Собрание сочинений Льва Мея. Фото: ЛГ

Есть также мнение о том, что Лев Мей обладал талантом проникаться чужими чувствами. Это редкое умение для поэтов, поскольку они, как правило, сосредоточены сами на себе. Но от эмпатии рукой подать до подражательства – и в этом Мея тоже обвиняли еще при его жизни. Зато эта способность сделала Мея прекрасным переводчиком и пересказчиком. Количество переводов и переложений в его наследии ощутимо доминирует над собственными стихами, которых наберется, может быть, два-три десятка (тех самых, в основном под фольклор стилизованных). При этом Мей не имел переводческой "специализации" – он одинаково технично переводил немцев Шиллера и Гейне, древнего грека Анакреонта, поляка Мицкевича, француза Беранже и памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Лучшими стихами Мея в "славянофильском" духе считаются "Русалка", "По грибы", "Как у всех-то людей светлый праздничек", а также пересказы современным ему языком средневековых былин: "Отчего перевелись витязи на святой Руси", "Песня про боярина Евпатия Коловрата", "Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", "Александр Невский", "Волхв" и, разумеется, "Слово о Полку Игореве". Конечно, во многом эти стихи были имитацией народной речи, причем в ее наиболее слащавом и декоративном изводе (скорее, не народный язык, а представление о нем интеллигенции). И все-таки в своем восхищении народным устным творчеством, к которому поэт пытался приблизиться, он был искренен. Он был искренен всю свою жизнь. Может, потому и ни карьеры ни сделал, ни денег ни заработал, ни с "зеленым змием" не справился.

А теперь – перевод и два стихотворения Льва Мея.

Из Генриха Гейне
 
Погребен на перекрестке
Тот, кто кончил сам с собой;
На его могиле вырос
Грешноцветник голубой.
 
Я стоял на перекрестке
И вздохнул... В ночи немой
При луне качался тихо
Грешноцветник голубой.
 
* * *
Он весел, он поет, и песня так вольна,
Так брызжет звуками, как вешняя волна,
И все в ней радостью восторженною дышит,
И всякий верит ей, кто песню сердцем слышит;
 
Но только женщина и будущая мать
Душою чудною способна угадать,
В священные часы своей великой муки,
Как тяжки иногда певцу веселья звуки.
 
Малиновке
 
  Посвящается Варваре Александровне Мей
 
Да! Ты клетки ненавидишь,
Ты с тоской глядишь в окно;
Воли просишь... только, видишь,
Право, рано: холодно!
Пережди снега и вьюгу:
Вот олиствятся леса,
Вот рассыплется по лугу
Влажным бисером роса,
Клетку я тогда открою
Ранним — рано поутру —
И порхай, Господь с тобою,
В крупноягодном бору.
Птичке весело на поле
И в лесу, да веселей
Жить на воле, петь на воле
С красных зорек до ночей...
Не тужи: весною веет;
Пахнет в воздухе гнездом;
Алый гребень так и рдеет
Над крикливым петухом;
Уж летят твои сестрицы
К нам из-за моря сюда:
Жди же, жди весны-царицы,
Теплой ночи и гнезда.
Я пущу тебя на волю;
Но, послушай, заведешь
Ты мне песенку, что полю
И темным лесам поешь?
Знаешь, ту, что полюбили
Волны, звезды и цветы,
А задумали-сложили
Ночи вешние да ты.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть