"Как Фауст ослеп". И.-В. Гёте. Театр "Сатирикон". Режиссер Сергей Тонышев.
14 октября 2024
Смелые герои на подходе... 15 октября в столице стартует третий фестиваль КАРО.Арт
14 октября 2024
В преддверии Лицейского дня Петербургская филармония проведет презентацию книги писем певицы Полины Бартеневой
14 октября 2024
Хоть на нас и непохожий парень чернокожий
14 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поэтический космос Николая Шамсутдинова

О первой книге из серии "Музы" известного современного российского поэта Николая Шамсутдинова "Муза самозаточения".

Николай Шамсутдинов. Фото из личного архива.
Николай Шамсутдинов. Фото из личного архива.

Творчество поэта Николая Шамсутдинова отвечает завету, который некогда сформулировал советский писатель-фронтовик Вадим Шефнер: "Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести". Лирика для Шамсутдинова – не способ излияния своих чувств, а действенное орудие преобразования человеческих душ, а с ними и Вселенной. Разовью свои тезисы далее.

Книга гражданской и философской поэзии "Муза самозаточения" (АО "Тюменский дом печати", 2022) – первая в цикле стихотворных книг, названия которых содержат слово "Муза". Во вселенной поэтики Шамсутдинова муза – не только божество, покровительствующее тому или иному искусству, источник вдохновения или переносное значение понятия творчества. Это сама жизнь поэта, особенность его существования. В книгу "Муза самозаточения" вошли стихи автора, написанные в 2019-2022 годах – в период, ознаменовавшийся для всей земли пандемией коронавируса.


Фото обложки предоставлено автором. 

Стихотворения, объединённые этой тематикой, опубликованы в первой книге из серии "Муз", а произведения тех же годов на другие темы составили следующие книги, художественно, эстетически и идейно продолжающие обращение поэта к читателям. В эти дни Шамсутдинов, словно хроникёр, запечатлевал состояние окружающего мира с его прогрессирующей тревожностью и законодательными запретами, в числе которых была и обязанность постоянно находиться дома. Однако истинный стихотворец превратил это обязательство в пиршество самой настоящей Музы и, словно бы "в режиме особой готовности", улавливал все изменчивости социума и судьбы и отражал их в поэтических строках. О том, как поэт, соблюдая режим самоизоляции, одновременно пребывал на собственном Парнасе, гласит уже первое стихотворение в книге, которое хочется привести целиком:
 
Нет, я не Лермонтов – другой
поэт, стреножен карантином:
И ни пирушки огневой,
и не наведаться к феминам…
По преходящему скорбя,
не исключают пораженья:
чем горше правда бытия –
исповедальней откровенья:
ввергая в безысходность, в страх,
надсадней помыкая нами,
царит смятение в умах,
ползущее материками…
Неужто не про нас – Парнас?
Но, засупонен чёрствым бытом,
ржёт застоявшийся Пегас
и бьёт лирическим копытом…
Многоголосый, как клавир,
весь – воплощенье пантеизма,
живодарящ подлунный мир
под оптикою оптимизма.
В укор злокозненной весне –
неиссякаемее просинь,
ведь в прослезившемся окне
мерцает Болдинская осень…
 
Несмотря на перечисление "лишений", которые принёс с собой период пандемии коронавируса, стихотворение звучит в мажорном ладе и по-хорошему "заражает" своей экспрессией.

В названии "Муза самозаточения" можно расслышать и ироничную ноту. Это не будет ошибкой: среди многих граней таланта Николая Шамсутдинова есть и дар сатирического слова. Даже приведённое выше стихотворение со своей "оптикою оптимизма" отсылает к богатому потенциалу дней самоизоляции, когда люди оставались наедине со своими мыслями, но поэт из ограждения четырёх стен выходил в космос. А насчёт иронии – она у автора порой бьёт ключом. Чего стоит обращение к пишущей машинке!
 
Как наперсница яви, ссылаемой в ссылки
к Тациту, ты, реликт бытия, а не быта, –
возвращаема воспоминаньем из ссылки,
пиш.машинка, что за интернетом забыта,
ведь векуешь, держа, конфидентка, удары
эволюции…
 
А вот и ещё один иронический взгляд: гостьи из античности, запросто встреченные стихотворцем в обстоятельствах, казалось бы, самых бытовых и банальных:
 
В домике, что при парке, пряжу сучат две Парки.
В дряблых лаврах, платанах – переизбыток лимфы.
Скукою оплывают статуи – перестарки.
Тут бы петлю покрепче, если б не эти нимфы…
О, как частит, свихнувшись, пульс!
В безразличной аорте –
красные мурашки. Смехом пропитан полдень.
В белом, царят над сеткой нимфы на знойном корте.
Будь я, к примеру, ветром, юбки б повыше поднял.
 
Вообще, апелляции к античности – один из выразительных приёмов поэтического языка Шамсутдинова. Они могут быть как прямыми, названными в стихах, как, например, имена богов из древнегреческого пантеона, наименования мифологических существ или река Стикс, так и опосредованными, выраженными в форме и слоге. При том, что автор умело владеет многими поэтическими техниками, особенно близки ему эксперименты с античным наследием поэзии: восьми- и шестнадцатистишиями, гекзаметром, длинными строфами, состоящими из одной разветвлённой фразы… Всё это не случайно: помимо того, что поэт зачастую размышляет подобно античному философу, он не забывает и о том, что античность у думающего читателя (а именно с таким ведёт диалог Шамсутдинов!) ассоциируется с "Золотым веком", эпохой мудрости и героизма.
 
В ночь, сосредоточенней суровое бденье
за Тацитом, претором, ведь, искони
наставник рефлексий, самозаточенье –
самоистязанью (?) сродни… Эти дни
не топят в фиале, клонясь к пасторали:
с броженьем замшелых коллизий на дне,
самозаточенье в фиале – едва ли
из фабул, играющих автором… Вне
и смысла, и логики, но, в назиданье,
из памяти сущего выставлен, стар
сатирам и нимфам (?), своё дарованье
всё чаще приносишь забвению в дар.
Так, въявь безразличие масс постигая,
при тех же феминах, зовущих под зонт,
душа забывает себя, простирая
своё обаяние за горизонт…
 
С помощью отсылок к историку и писателю давно минувшей эпохи, заложившей, однако же, незыблемые устои культуры, искусства и философии человечества, художник слова не только проводит дерзкие, поражающие масштабом исторические параллели между эпохами, но и ведёт подробную, психологически выверенную и прописанную хронику своего состояния, становящуюся ни чем иным, как философией души…

Не перечесть тем, которые поднимаются в стихах данной книги Шамсутдинова, как и образов, и метафор, помогающих художнику формировать у читателя явственные и зримые представления собственных мыслей, фактически – овеществления философии. Вместе с тем, на мой скромный взгляд, можно выделить одну магистральную тему поэта: стремление пробудить в человеке душу. Когда он говорит читателю:

Залучим автономной зимою
сурдо-цивилизации, не клади на уют:
сколько, кукиш среде, ни тягайся с судьбою, –
поражения об-ла-го-ра-жи-ва-ют, –

это призыв к осознанию внешнего мира, суженного коронавирусом до квартиры, но вместе с тем и совет обратиться к его, читателя, собственному внутреннему миру.

Ведь постижение себя – в какой-то мере и есть умение противостоять вызовам мира большого, наружного ("…правит бал мимикрия / "микро", и – непременно под "макро", пока / гравитация текста – вне смысла"). Для Шамсутдинова способность самопостижения очевидна: это творчество.

Автор создает стихи постоянно, это его поэтическое дыхание, и щедро делится ими с читателями.

Его тексты открывают для нас новые горизонты не только поэзии, но и самосовершенствования. Даже если они воспринимаются с первого взгляда пессимистично:
 
В окно скребётся ветка, на ночлег,
должно, просясь… В полуночи, к концу
кромешного сезона, дождь и снег,
внезапные, сошлись лицом к лицу.
На дюнах, переняв уменье ткать
у вещих прях, со стужей по углам,
юродствует в ночи ненастье, мать
метаморфоз, при слабости к зонтам,
темно обвисшим… Провожая год,
метёт полами, луж не обходя,
жизнь, вне себя, мучительная, от
фантасмагорий снега и дождя
 
Безусловным достоинством поэтики автора является богатая палитра цветописи, простирающаяся от самых тёмных и строгих оттенков до самых лучезарных. Его метафоры, благодаря точной психологической простроенности, отличаются прихотливостью, порой одна метафора "разворачивается" на целое стихотворение. Посмотрите, как Николай Шамсутдинов сравнивает написание стихов с виноделием! Лично мне это стихотворение сразу бросилось в глаза ликующим спектром красок и победительной интонацией финала:
 
Выпукло – сумрачны, синие, как в предгрозье
над неумолчной долиной, – искус гортани, –
с лоз изнемогших срезаны, грузные гроздья
мраком пока сочатся, в давильном чане
преображаемы в алые гулы. Броженье
токов стоустых играет в сосудах тесных
и вымывает, влажное, из забвенья
древние навыки и родовые песни.
Гул до полуночи, не досаждая слуху,
весь восприемлем – дыханьем работы умелой,
мир пропитал.
 И глухо подтянешь, по духу,
по необоримой тяге – брат виноделу.
Не потому ль, обращаясь в него, ночами,
ибо бессонная жажда в права вступила,
мнёшь его, слово, словно в давильном чане,
чтобы верней и крепче в голову било?..
 
Подводя итоги. Книга Николая Шамсутдинова "Муза самозаточения", а также две следующие книги из серии "Муз", приведут читателя в поэтический космос, с которым не захочется расставаться.
 
Николай Миркамалович Шамсутдинов – советский и российский поэт, прозаик, публицист, сатирик, переводчик, председатель правления Тюменского регионального представительства "Союза российских писателей" (объединяющего литераторов Тюменской области и автономных округов ХМАО-Югры и ЯНАО), сопредседатель Правления СРП по Сибири и Дальнему Востоку, член Творческого совета Ассоциации союзов писателей и издателей России, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат целого ряда престижных литературных премий. Публикуется с 1976 года. Автор 63 поэтических книг, 11 из которых изданы за рубежом. Стихи Николая Шамсутдинова переведены на древнетюркский, английский, армянский, белорусский, грузинский, датский, чешский, словацкий, французский, немецкий, татарский, чеченский и другие языки мира.

Сегодня, 26 августа 2024 года, Николаю Миркамаловичу Шамсутдинову исполнилось 75 лет. Дорогой Николай Миркамалович! Редакция портала "Ревизор.ru" сердечно поздравляет Вас со знаменательной датой, желает крепкого здоровья, радости и бодрости, творческого долголетия и новых книг, знакомящих читателя с Вашей поэтической Вселенной! От себя лично автор этих строк хотел бы сказать, что Ваше творчество – одно из наиболее заметных художественных явлений "текущей" поэзии, и мы можем только гордиться таким современником!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Поэтический космос Николая Шамсутдинова
Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть