"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рок-поэзия как современное литературное направление

Что такое русский рок, как он возник и можно ли считать тексты рок-песен поэзией?

Фото: zen.yandex.com
Фото: zen.yandex.com

Борис Гребенщиков, Александр Башлачёв, Юрий Шевчук – поэты или артисты? Обо всем – в этой статье.

Российская рок-музыка (на тот момент ещё советская) начала складываться и развиваться как жанр к концу 70-ых годов, когда во всем мире рок уже существовал и был достаточно популярным жанром. При этом западный рок как музыкальный жанр больше был ориентирован на музыку как таковую, а не на тексты песен – рок-музыка должна была создавать у слушателей определённое настроение, и то, что именно поётся в песне как ими словами это выражено, не играло большой роли. Русский же рок пошёл по принципиально другому пути развития: начинаясь, как протестный и контркультурный музыкальный жанр, постепенно он пришёл к общим для всех представителей жанра эстетическим, философским и художественным убеждениям, выражаемым непосредственно через тексты песен. Именно совокупность этих убеждений в произведении и называется литературным направлением. Можно ли тогда сказать, что существует такое современное литературное направление, как рок-поэзия? Давайте разбираться.

Фото: Maxim Hyde

Несмотря на то, что даже сейчас ведутся многочисленные споры об этом вопросе, многие современные филологи серьёзно изучают рок-поэзию, обращаясь к её идейному и содержательному аспекту, а также к различным стилистическим особенностям этих текстов. То, что в текстах песен можно выделить определённые стилистические особенности, характерные для всего жанра в целом, – уже неплохой аргумент в пользу того, что эти тексты можно называть поэзией и рассматривать именно как текст.

Конечно, рок-поэзия – это синтетическое искусство: сама поэзия напрямую зависит от музыки, и обратное утверждение верно ровно настолько же. Но как музыканты могут разобрать только музыкальную составляющую песни, не обращая внимания на её текст, так и мы можем разбирать тексты рок-песен в отрыве от музыки, в контексте которой они существуют.

Фото: s30421808267.mirtesen.ru

Выше были упомянуты стилистические особенности, характерные для текстов рок-поэзии. Остановимся на них подробнее. Яркой чертой текстов рок-поэзии являются многочисленные аллюзии и отсылки к литературным, мифологическим, религиозным и историческим явлениям. Так, например, в текстах Бориса Гребенщикова можно найти не только отсылки к библейским и евангельским текстам ("Серебро Господа моего", "Никита Рязанский"), но и поэтические размышления автора на тему исторического пути развития нашей страны – как, например, в песне "Древнерусская тоска". В нынешнее непростое время многим хотелось бы выдохнуть и сказать: "Я гляжу на это дело в древнерусской тоске…" – но Борис Гребенщиков уже сделал это за нас с вами.



Ещё одна особенность текстов рок-поэзии связана с уже упомянутой особенностью русского рока вообще, с его изначальным протестным характером. Эта особенность – социальная направленность текстов. Тем не менее, она во многих текстах видна не слишком ярко и сильно завуалирована. Это связано, конечно, с общей для всех представителей данного направления глубокой метафоричностью и образностью: поэтические тексты Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Александра Башлачёва и многих других не прямолинейны и не "бьют в лоб" социальной повесткой, многие образы можно разгадывать очень долго, находя в них новые и новые детали.

Юрий Шевчук. Фото: choiz.me

Эта стилистическая особенность текстов рок-песен появилась ещё и благодаря тому, что русский рок на заре его развития был не только протестным, но и подпольным, запрещённым: авторам текстов, возможно, изначально приходилось "шифровать" многие вещи, о которых они не могли петь напрямую. Тем не менее, даже сейчас, во времена свободного и доступного всем искусства, русский рок остаётся образным и метафоричным, наполненным символами, причём вечными символами, которыми пользовались ещё классические поэты золотого и серебряного веков.

Этот факт доказывает, что авторы текстов рок-песен, то есть рок-поэзии, не только изучали историю русской литературы, но и работают со словом, опираясь на её традиции. Так, например, лирическим героям текстов рок-поэзии, часто присущ романтический дух: они видят раздвоенность мира (вспомним, что "романтическое двоемирие" – одна из ключевых особенностей романтизма как литературного направления), они часто размышляют о фатуме и судьбе, ищут ответы на вечные вопросы, жаждут свободы. Черты ли это только лирических героев данных текстов, или они свойственны также и их авторам? Это сложный вопрос, который требует долгих исследований и глубокого познания как самих текстов, так и личностей их авторов.

Борис Гребенщиков. Фото: pinterest.ru

Однако давайте остановимся на ключевых, по мнению автора данной статьи, фигурах русского рока, и ответим на вопрос, поставленный в начале: можно ли назвать их поэтами, или они только артисты и авторы текстов?

Борис Гребенщиков, родившийся в 1953 году, – лидер группы "Аквариум" и автор песен, а также, соответственно, их текстов. Его поэзия достаточно сложна для восприятия в отрыве от музыки по многим причинам: использование большого количества отсылок и аллюзий на различные культурные явления; особая образность, не всегда поддающаяся расшифровке, тесная спаянность музыкальной и текстовой составляющих. Сам Гребенщиков по этому поводу в интервью говорил так: "Чтобы написать песню, мне нужна гитара". Также стоит отметить особенную живость поэтического языка Гребенщикова: он широко использует жаргон и англицизмы, не боится ломать ритм и на ходу менять метр стихотворения, притом, что оно в некоторых местах может и не быть подчинено музыке. Лирический герой его текстов, как правило, сильно замкнут, сосредоточен на созерцании окружающего мира и его анализе.

Группа "Аквариум". Фото: fanlife.ru

Александр Башлачёв, родившийся в 1960 году и умерший в 1988, в возрасте всего 28-ми лет, очень часто обращается в своём творчестве к славянскому фольклору, что роднит его поэзию с поэзией романтиков. Как и они, Александр Башлачёв посредством поэзии переосмысляет легенды и сказания, обращается к мотиву жизни и смерти, поиска себя и, конечно, одиночества. Примечательно также то, что к фольклору Башлачёв обращается не только идейно и содержательно, но и формально: он часто использует достаточно строгие формы частушек и заговоров в своих текстах, а также обращается к уже устоявшимся славянским образам солнца, стужи, грома и так далее.

Александр Башлачёв. Фото: vestnik-svp.com

Юрий Шевчук, родившийся в 1957 году – лидер группы ДДТ. Его поэтический язык также очень метафоричен и образен, но, в отличие от лирического героя Гребенщикова, лирический герой Шевчука живёт в нашем, реальном мире, и реагирует на него как живой человек. Так, например, есть у Шевчука очевидно социально-философские произведения, такие как "Родина" и "Не стреляй", среди которых особенно выделяются тексты на тему войны и гуманизма на войне. Также Шевчук часто обращается к религиозным  и философским мотивам, пишет также и любовную лирику. В целом, несмотря на глубокую и необычную образность его поэзии, поэтические тексты Шевчука можно отнести к реалистическому направлению с ярко выраженным психологизмом. Также я бы сказала, что лирический герой текстов Шевчука достаточно близок с образом автора, и через мысли и ощущения лирического героя Шевчук выражает свои собственные убеждения.

Группа ДДТ. Фото: vse42.ru

Таким образом, мы видим, что ключевые авторы русского рока не просто пишут тексты песен, чтобы хоть что-то петь под красивую музыку, а серьёзно задумываются над идейным содержанием будущего текста, над его образами и посылом, старательно выписывают лирического героя и мир, в котором он живёт, его хронотоп. Также они владеют многими поэтическими навыками, хорошо подкованы не только в литературных, но в различных культурологических вопросах, и умеют применять свои знания на практике. Но самое главное – не в этом.

Фото: topoboi.com

Самое главное – это то, что авторы текстов рок-песен стремятся быть услышанными, понятыми и близкими аудитории, они хотят, чтобы эти тексты воспринимали и принимали, а значит, их можно назвать поэтами. А в таком случае, рок-поэзия и рок-музыка вообще – это своеобразный и современный способ поэтического высказывания, достойный признания.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Подведены итоги конкурса молодежной журналистики от "Ревизора.ru"
Альбер Камю: человек, который сделал себя сам
Герои-антагонисты в русской литературе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть