XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине
3 мая 2024
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
2 мая 2024
Могучая поступь фестиваля в Ярославле
2 мая 2024
1 Мая: история праздника
1 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

26 декабря 2016 21:17

Два Булгакова от МВО "Манеж"

15 мая Михаилу Афанасьевичу Булгакову исполнилось 125 лет. В честь юбилея МВО "Манеж" в конце октября открыло выставку "Булгаков. Две биографии", "домом" которой стала площадка "Новый Манеж" в Георгиевском переулке. Почему стоит её посетить, рассказывает корреспондент Ревизора.

Фото: Харлампиева Екатерина
Фото: Харлампиева Екатерина

Михаил Афанасьевич современен. Сложно сказать, ждал ли он сам такой судьбы – в конце концов, к футуристам он относился скептически, будущее светлым не находил и в целом тяготел скорее к уходящей эпохе. Нужно отдать ему должное: в условиях, далёких от тех, в которых ему бы хотелось работать и жить, он всё-таки жил и – работал. Работал так, что сегодня мы посещаем выставки, посвящённые его творческому наследию, а, главное, мы его читаем, узнаём и находим интересным, остроумным и – нет-нет, да и справедливым.

"Булгаков. Две биографии" – уникальный проект, по традиции приуроченный к красивой юбилейной дате. Экспозиция включает в себя большое количество архивных документов и фотографий, личных вещей писателя – тридцать частных коллекций, библиотек, архивов, музеев и выставочных залов приняли участие в проекте. Украшением исторической выставки стали живописные полотна – от пастельно-нежных морских пейзажей М. Волошина до работ современных художников. При чём тут Волошин и тем более современные художники? Давайте разбираться.

Экспозиция занимает оба крыла выставочного зала – она разделена на две площадки, не соединённые напрямую. Первая рассказывает нам о прижизненной биографии Булгакова: аспект сделан на его творческой деятельности. Интересно то, что организаторы не стремились воссоздать в очередной раз хрестоматийный образ автора "Мастера и Маргариты" из нехорошей квартиры. Странно было бы совсем не упомянуть об этом, но, надо отдать им должное, - на этот раз мы имеем возможность познакомиться не только с Булгаковым-писателем, но и с драматургом, и с актёром Михаилом Афанасьевичем.  Театральной деятельности посвящена солидная часть экспозиции: здесь рассказана история создания и выхода в свет пьес "Дни Турбиных", "Зойкина квартира", "Багровый остров", "Мольер". Личные вещи, автографы, записки, заявления, шаржи, которые коллеги по сцене когда-то рисовали друг на друга… Повседневность, пережившая больше столетия, и с возрастом превратившаяся из повседневности в музейный экспонат – первая часть выставки оставляет смешанное чувство: здесь и любопытство, и страх. Ощущение, что перед тобой за стеклом расположилось что-то сакральное, даже если информационный стенд поясняет: канцелярская книга, газетные вырезки, путеводитель по Крыму. С пометками. Красным и синим карандашами Михаил Булгаков отмечал в книжке особенно пугающие описания черноморского побережья: о них он будет упоминать в своём очерке о жизни на море.



Фото: Харлампиева Екатерина

Логика организации экспозиции не только в том, чтобы перечислить: Булгаков М.А. был там-то, встретил тех-то, написал то-то – она создавалась, чтобы показать посетителям, в какой обстановке формировалась творческая индивидуальность автора, и какие события оказали на неё влияние. Сложность здесь, пожалуй, в том, что писательскую деятельность Михаил Афанасьевич начал в достаточно зрелом возрасте: в районе тридцатилетия. И не всегда то, что сопутствовало его рабочему процессу, его и определяло. Возможно, корни многих особенностей Булгаковского мироощущения уходят глубже, в юность и детство – но юность и детство на этот раз оставлены за кадром. Зато в кадре всё то, что окружало писателя в период, отданный творчеству. Помимо известных фактов, вроде телефонного разговора со Сталиным, на выставке можно познакомиться и с историями, которые услышишь не так часто – например, о посещении Булгаковым с супругой дачи Максимилиана Волошина. Они гостили там всего один раз, но во время визита установились тёплые отношения Булгакова с писательским кругом. Именно там он, по собственным словам, обрёл то, чего искал, переезжая в Москву, и смог почувствовать себя частью литературного процесса.



Фото: Харлампиева Екатерина

Первая часть выставки оформлена, как классическая музейная экспозиция – строгие лаконичные витрины, множество справочной информации. Это – первая биография: Булгаков был, Булгаков работал – вся жизнь – то сложная, то анекдотичная. Переезды, труд, знакомства – всё то, что формирует человека и, конечно, влияет на его творчество, если он с ним так или иначе связан. Но творчество – тот мистический и ироничный мир, в котором мы всегда узнаём Булгакова быстрее, чем в датах и событиях его реальной, внехудожественной жизни, - творчество представлено во второй части, и названо второй биографией. Этот зал рассказывает посетителям о жизни произведений: о том, как их читали и понимали в советское время, и о том, как они влияют на искусство и читателя сегодня.



Фото: Харлампиева Екатерина

В оригинальности организаторам экспозиции не откажешь: здесь можно и прогуляться по восстановленной квартире Нащокинского переулка, которая была разрушена во время сноса дома 3/5, и увидеть фрагменты известных фильмов по мотивам, и познакомиться с современными картинами, использующими цитаты из произведений Булгакова или обращённые к образам его художественного мира. Здесь встречаешься со знакомым автором – с тем стилем и с той атмосферой, которые собирают произведения Михаила Афанасьевича воедино, позволяют говорить о них, как о культурном единстве. Интересно, что достигается это не только организацией пространства, но и работой с другими авторами и мастерами, которым удалось считать и использовать коды и особенности Булгаковских работ. Загадочность: лабиринт комнат, разделённых тюлевыми занавесками, голоса актёров, проектор, который выводит картинку на тканевые полупрозрачные, дымчатые полотна – всё это соответствует тому, что Булгаков умел воплощать в своих текстах. Где-то учредители даже раздобыли старые двери "нехорошей квартиры", густо покрытые надписями – а чем не связь времён.



Фото: Харлампиева Екатерина

Наследие Михаила Афанасьевича Булгакова сегодня вызывает интерес: как-то так получилось, что глубоко верный традициям русской литературы девятнадцатого века писатель оказался в наши дни одним из самых читаемых российских классиков. Что даёт ему такую популярность и «вторую биографию» - тонкое чувство юмора, талант, бескомпромиссная честность с самим собой? Возможно, пару шагов в направлении ответа на этот вопрос поможет сделать выставка "Булгаков. Две биографии" - по крайней мере, мы склонны воспринимать её задачи именно так. Экспозиция продолжит работу до 9 января 2017 года: всем, кто интересуется творчеством автора, Ревизор.ru советует заглянуть и составить о проекте собственное представление – его масштабность в любом случае заслуживает внимания.


Фото: Харлампиева Екатерина

Сайт выставки:  http://moscowmanege.ru/ru/bulgakov-dve-biografii/



 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XVI Международный музыкальный фестиваль колесит по Ярославщине
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
Могучая поступь фестиваля в Ярославле

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть