Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Программы блокадных концертов, музыка, посвященная блокаде и написанная в годы войны

Петербургская филармония посвящает цикл концертов 80-летию со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Автор: Ревизор.ru
Гавриил Попов. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Гавриил Попов. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Петербургская филармония отмечает одну из важнейших дат в истории Ленинграда – Петербурга: 80-летие со Дня полного освобождения города от фашистской блокады. Цикл из восьми программ, связанных с блокадной историей филармонии, откроется 18 января, в годовщину прорыва блокады, его кульминацией станет концерт 27 января, в День полного освобождения Ленинграда, на котором в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит знаменитая Седьмая "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича. Завершится цикл 28 января выступлением Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России. Этот концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны".
 
Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года главный филармонический оркестр – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер.

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Цикл концертов к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады станет одновременно посвящением мужеству музыкантов, продолжавших концертировать в осажденном городе: в рамках цикла прозвучат сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященная блокаде, а также программы, звучавшие в блокадные годы на сцене филармонии.
 
Цикл откроется 18 января, в годовщину прорыва блокады, концертом Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Лебедева, солистом выступит известный пианист Александр Гиндин. Наряду с Третьим фортепианным концертом Рахманинова в этот вечер прозвучит Третья "Героическая" симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда.


Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Фото: Стас Левшин

Композитор пережил в Ленинграде первую блокадную зиму, он писал, что это время оставило "неизгладимый след в сознании, “впечатав“ в душу страшные образы современной войны". Эта партитура возникла из музыки, написанной в 1939 году к фильму Эсфири Шуб "Испания", тогда же композитор начал работать над Concerto grosso, который вскоре был вынужден отложить. К этому сочинению он вернулся только в годы войны. Премьера сочинения – уже под названием Третья "Героическая" симфония – состоялась 9 марта 1947 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

19 января в Большом зале филармонии литературный вечер "Ленинградцы – дети мои!..." представит народная артистка России Светлана Крючкова. Прозвучат тексты самых разных жанров и судеб, созданные как поэтами, так и обычными людьми. В единую ткань повествования сложатся оставленные как свидетельство тех страшных и героических дней стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер, Джамбула, Михаила Дудина, а также фрагменты блокадных дневников и песни Клавдии Шульженко.

20 января известный петербургский пианист Олег Вайнштейн исполнит в Большом зале филармонии шедевры мировой классики, звучавшие в блокадных программах одного из ведущих ленинградских исполнителей первой половины XX века, пианиста и композитора Александра Каменского. Наряду с сочинениями Шопена, Листа и Чайковского прозвучит транскрипция Каменского знаменитых Половецких плясок из оперы "Князь Игорь" Бородина.
Александр Каменский, дебютировавший с Филармоническим оркестром (ныне – Заслуженный коллектив России) в 1924 году, выступал с такими большими дирижерами, как Эрнест Ансерме, Фриц Штидри, Николай Рабинович, Курт Зандерлинг, Евгений Мравинский, наряду с классикой исполнял много новой музыки – Фортепианные концерты Прокофьева, Равеля, Стравинского, Шимановского, Хачатуряна. 

"Всю блокаду музыкант провел в Ленинграде, не прерывая педагогическую и концертную деятельность: в прямом эфире блокадного радио играл классику и только что написанные сочинения ленинградских авторов, – говорится в биографической статье на сайте "Столетие филармонии", – Другой площадкой стал Большой зал филармонии: за годы войны Каменский принял участие в восемнадцати сборных филармонических программах, дал два сольных концерта, выступал с Оркестром радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, Исайи Альтермана, а Первый концерт Чайковского исполнил в декабре 1941-го под управлением Игоря Миклашевского (этой же зимой дирижер умер от истощения). После возвращения в 1944-м из эвакуации Заслуженного коллектива Республики Каменский сразу же играет в концертах под управлением Евгения Мравинского и Курта Зандерлинга".

23 января в исполнении "Петербургского МолОт-ансамбля" в Малом зале филармонии прозвучит сочинение Agnus Dei современного петербургского композитора Александра Кнайфеля: в основу партитуры, посвященной жертвам блокады Ленинграда, лег текст дневника Тани Савичевой – во время исполнения музыканты произносят его про себя. Премьеры произведений Александра Кнайфеля звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. При этом композитор остается "петербуржцем по национальности", всему миру предпочитая город на Неве. 

24 января Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова исполнит в Большом зале филармонии программу из песен, посвященных войне. Этот коллектив известен публике европейских столиц, Москвы, городов России – от Калининграда до Новосибирска. В репертуаре хора, регулярно принимающего участие в престижных международных фестивалях, – музыка разных стилей и эпох.

26 января в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучит программа, исполненная в Большом зале 30 августа 1943 года этим же коллективом, тогда носившим имя Оркестр Ленинградского радиокомитета, под управлением Карла Элиасберга. "Маленькая ночная серенада" Моцарта, Серенада для струнного оркестра Чайковского, симфоническая поэма "Тассо. Скорбь и торжество" и Второй фортепианный концерт Листа прозвучат под управлением Олега Солдатова, солист – известный пианист Вадим Монастырский.   

Кульминацией цикла станет концерт 27 января, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Легендарная Седьмая "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в исполнении одного из лучших отечественных коллективов – Заслуженного коллектива России – под управлением народного артиста России, главного дирижера Николая Алексеева.

Выбор программы концерта символичен: вошедшая в историю блокадная премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Ценой невероятных усилий то историческое исполнение осуществили изможденные блокадой и войной, частично специально возвращенные с фронта музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне известного публике как Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, дирижировал Карл Элиасберг.

Тот далекий концерт стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа.

28 января цикл концертов завершится выступлением одного из ведущих симфонических коллективов страны – Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны".

В этот вечер прозвучат знаменитое Адажио Сэмюэля Барбера, Камерная симфония Шостаковича – оркестровое переложение его знаменитого Восьмого квартета, официально посвященного "Памяти жертв фашизма и войны", а также Концерт для оркестра "Желтые звезды" Исаака Шварца. Композитор рассказывал: "Идея написать это сочинение возникла под впечатлением от документальных записок одной из узниц Каунасского гетто. Эта страшная повесть особенно потрясла меня описанием празднования Пурима – одного из самых светлых и веселых праздников еврейского народа, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти “праздником с петлей на шее”. Тогда я словно заново осмыслил философский символический смысл, заключенный в этой вновь повторяющейся спустя века библейской истории…".

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть