Сцена из спектакля "Принцесса цирка". Фото: komiopera.ru
Привезённый на нынешний фестиваль спектакль по оперетте Имре Кальмана "Принцесса цирка" - прошлогодняя 2019 года премьера оперно-балетной труппы сыктывкарского театра. Полнообъемный, крупномасштабный "гость" из Республики Коми со своими многочисленными артистами-участниками расположился в зале театра Новая опера уверенно и, похоже, очень комфортно. Солисты, хор, балет, а также артисты театра огненных и цирковых искусств "Power of fire" обживали незнакомую сцену, превратив ее в круглую арену. Циркачи со своими атрибутами, яркое многоцветье, блеск - все работало на создание цирковой атмосферы и красочного шоу. Вставной акробатический номер театра "Power of fire" был приветом от "Cirque du Soleil" и отзвуком сегодняшнего дня, исполненный не под музыку Кальмана.
Сцена из спектакля "Принцесса цирка". Фото: komiopera.ru
На этом фоне, созданном по канонам бродвейского представления, развивался мелодраматический сюжет запутанной истории любви Мистера Икса и Теодоры Вердье. К слову сказать, историйку загадочного персонажа сам Кальман, якобы, узнал, придя за цирковые кулисы к акробату в костюме с маской. Им оказался русский эмигрант, покинувший Россию после революции. Ему не хотелось, чтобы кто-то узнал о печальной судьбе аристократа, опустившегося до трюкача. "Я шут, я трюкач, так что же?" - поет главный герой Кальмана на эту же тему.
Легкий жанр оперетты совсем не легок в исполнении. Воспроизвести красивейшую мелодику Имре Кальмана с венгерскими ритмами чардаша непринужденно и без труда составляет, как раз, большой труд. Музыкально-исполнительская сторона спектакля была, можно сказать, на высоте. Все солисты работали добросовестно, концентрируясь на сложностях взятия высоких нот, с актерской отдачей. Не было того грустного ощущения нехватки качественных вокальных кадров в региональных театрах, как бывает частенько. Все певцы в заглавных партиях выглядели достойно: Андрей Ковалев (Мистер Икс), Дарья Гапонова (Теодора), Анастасия Морараш (Мари), Михаил Ярмольский (Тони). Выразительно комичны были и характерные персонажи Геннадия Муралёва (Пеликан) и Антонины Белобровой (Каролина). Вообще, все исполнители были идеально подобраны по своим амплуа, внешности и голосовым возможностям.
Сцена из спектакля "Принцесса цирка". Фото: komiopera.ru
Словно тестируя акустику пространства, Андрей Ковалев второй раз спел лейтмотив Мистера Икса, знаменитую фразу "Всегда быть в маске - судьба моя" из середины зала. (Не будем каламбурить о грустной актуальности этих слов). В самый драматичный момент действия эффектно взяв высокую ферматную ноту, он довел кульминацию до нужного градуса изнутри публики. Его верхний регистр отличался красивым тембром.
Оркестр, несмотря на то, что в первом действии аккомпанировал голосам слишком громко, звучал хорошо. Все оркестровые соло были исполнены "вкусно".
Сцена из спектакля "Принцесса цирка". Фото: komiopera.ru
Красиво был обставлен лирический дуэт главных героев. Теодора и Мистер Икс танцевали на фоне девушек с зонтиками. В целом постановка не отличалась особой новизной, даже жила иногда по стереотипам, но произвела впечатление добротности и убедительности. Все артисты выполняли свои задачи со спокойной уверенностью, проживая свое сценическое поведение, мизансцены и чувствуя за собой мощную спину режиссера. И еще присутствовала, как бы сказать, обласканность артистов и творческим начальством, и начальством Республики Коми. Сценический народ дышал свободно, глубоко и ровно. Чаще бывает не так. Это не утверждение, но в воздухе витало нечто такое.
V Фестиваль музыкальных театров России подходит к концу. Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы в планы нынешнего форума, тем не менее определенный срез музыкально-театральной жизни страны, хотя временно и не бьющей фонтаном, осуществлен. 9 ноября на закрытии Фестиваль подведёт итоги, а выводы сделаем позже.