Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Лаборатория "КоOPERAция-2021", посвященная музыкальному театру для детей и подростков, подвела итоги

Подростки представили идеи будущих опер и концепцию интернет-платформы о музыкальном театре

Фото: лаборатории "КоOPERAция-2021"
Фото: лаборатории "КоOPERAция-2021"

Презентация итогов лаборатории "КоOPERAция-2021", посвященной музыкальному театру и современной опере для подростков, прошла 1 июня в театре "Новая опера". Здесь представили результаты сразу двух направлений проекта — лаборатории оперной драматургии и "Школы театрального блогинга", участниками которых стали  подростки от 12 до 17 лет, отобранные по результатам открытого опен-колла. По окончании насыщенной образовательной программы они разработали идеи будущих опер и концепцию интернет-платформы о музыкальном театре и опере, о чем и рассказали на брифинге.

Открыла событие Алиса Спирина, руководитель Образовательного кластера "Новой оперы": "Работа Образовательного кластера, который в театре только появился, началась в этом году с "КоOPERAции". Мы очень гордимся, что в Новой опере работа образовательной программы начинается с создания новых опер, которые в результате найдут место на сцене театра. Мы счастливы, что сегодня пришли к такому замечательному финалу. Я уверена, что на нашу внутритеатральную жизнь эти проекты очень повлияют — и репертуарно, и на то, как мы будем общаться с подростковой аудиторией".
 
Катя Василева, режиссер, инициатор и руководитель проекта "КоOPERAции" в свою очередь отметила: "В этом году наша программа не совсем обычная, потому что мы не только работали над созданием новых произведений, но и с командой наших театральных блогеров размышляли над тем, как правильно донести информацию до современных подростков о музыкальном театре, и о том, что интересного в нем происходит сейчас. Мы понимаем, что подростки не изучают профессиональные СМИ, поэтому мы долго фантазировали вместе о том, какие могли бы быть рубрики, каким мог бы быть способ подачи, чтобы тема музыкального театра могла их заинтересовать".
 
На протяжении двух недель работы лаборатории подростки знакомились с музыкальным театром: изучали сценические пространства, прошли большую образовательную программу, встречались с театральными экспертами, с некоторыми из них схлестнулись в оперном баттле, встретились с журналистами и театральными критиками. "Подростки развивали свой профессиональный язык, на котором мы будем дальше вести нашу работу. Но основная работа еще впереди. Сейчас мы представляем только проект того, что будет осенью", — уточняет Василева.

 
Школа театрального блогинга
 
К осени подростки-участники "Школы театрального блогинга" создадут специальную интернет-платформу, посвященную современному музыкальному театру. На платформе будут размещены материалы в двух форматах — визуальном и текстовом. Так, подростки будут вести колонки или готовить интервью и статьи, а лучшие из них будут опубликованы в крупных медиа. За эти две недели участники Школы театрального блогинга уже провели несколько больших интервью, например, с оперным режиссером Василием Бархатовым и сценографом Полиной Бахтиной, которая в этом году стала лауреатом "Золотой маски". Эту традицию "КоOPERAция" планирует продолжать, организуя участникам лаборатории встречи с важными деятелями оперного театра, теми, кто создает его историю прямо сейчас.
 
Этим летом подростки начнут работать над созданием видеоканала, который объединит серию тематических рубрик. У каждого из участников будет своя рубрика, новыми выпусками можно будет делиться в социальных сетях. Среди тем рубрик — шаблоны и стереотипы в оперном театре, global опера о зрелищных спектаклях и экспериментальных форматах, внутренние процессы в театре и взаимодействие его служб, афиша театральных новостей и главных премьер, интервью, записанные в самых неожиданных ситуациях, знакомство с музыкальными терминами и сленгом и другие.
 
"У подростков есть свой язык. Мы говорим с ними на этом языке, поэтому нам будет несложно просвещать наших знакомых, друзей, людей нашего возраста, и рассказывать им о театре и опере",  —  сказала участница направления Школы театрального блогинга Елизавета Самохвалова. В 2019 году Лиза уже принимала участие в лаборатории, но в направлении драматургии.
 
На языке подростков об опере в этом году вместе с Елизаветой говорят Степан Голубовский, Лилия Кирюхина, Алена Алексеева, Софья Лепехина, Денис Алтынташ, Алиса Каракой, Ия Санина, Александр Раченко, Виктория Глазунова, Алена Седых, Софья Живецкая и Элеонора Холова.

 
Лаборатория оперной драматургии
 
На протяжении двух недель подростки работали над оперными сочинениями с куратором — сценаристом, драматургом, одним из арт-директоров фестиваля современной драматургии "Любимовка" Марией Огневой и молодыми, но уже профессионально состоявшимися композиторами. В результате сформировалось рабочие группы, которые подготовят и представят на сцене театра "Новая опера" 8 камерных опер уже в октябре 2021 года. 1 июня подростки и композиторы рассказали о готовящихся проектах.
 
Концепции опер получились самыми разными: аниме-опера о принятии себя, драмы, рассказывающие о том, как можно побороть собственные страхи, изменить себя, история о раздвоении и даже разтроении личности, симфорок об отличиях, квест, от которого зависит судьба отца и сына, а также темное фэнтези о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества.
 
Идея оперы в жанре темного фэнтези принадлежит команде, в которой вместе работали участник драматургической лаборатории Дима Белов и композитор Екатерина Степпе. "Мне очень повезло работать с Димой. Он очень закрытый человек, но внутри него оказался целый мир. На самом деле коллаборация — это очень большой и серьезный опыт. И я благодарю организаторов за этот опыт, потому что именно в коллаборации любой художник развивается. Он не продолжает делать то, что умел, а прислушиваясь к другому, черпает новое — и для вдохновения, и для работы", — поделилась впечатлениями Екатерина Степпе.
 
"В этом году спектакли будут не совсем обычными, потому что направление этого года — Art & Science. Мы погружались не только в контекст современного музыкального театра, но и в контекст того, что происходит в науке на данный момент. Искали точки соприкосновения. Команда Playtronica проводила мастер-классы с нашими драматургами, ребята ездили на экскурсию в Сколковский институт науки и технологий. В каждом из наших спектаклей заложена какая-то технология, связанная со звуком. К моменту показов опер в октябре мы сделаем интерактивные инсталляции в театре, чтобы широкая аудитория могла сама попробовать использовать технологии и понять, как это работает", — рассказывает Катя Василева. Некоторые прототипы систем, которые будут задействованы в будущих проектах, также представили во время события в Новой опере.
 
Концепции камерных опер, созданные участниками лаборатории "КоOPERAция-2021":
 
  • Аниме-опера "Вернуться в снежный май" о принятии себя.
Драматург — Овчинникова Василиса, композитор — Елена Вайнберг.
Сюжет: девушка Саша должна сдавать контрольную по химии, но все её мысли занимают взаимоотношения со взрослыми, которые не могут принять факт наличия у Саши "хвоста". Саше предстоит пройти через внутренний конфликт, где сторону антагониста принимает Химия, которая аккумулирует мнения окружающих взрослых.
Технология: многофункциональная декорация-музыкальный инструмент. "Декорация интерактивная и в течение оперы меняет свое назначение: то это хвост героини, то клетка, в которой она себя ощущает, то лес, в котором потом оказывается", —  рассказывает Екатерина Василева.
 
  • Драма "Риччи Львиное Сердце или Львы клоуна" о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела.
Драматург — София Самсонова, композитор — Вячеслав Жуков.
Сюжет: Либретто о клоуне, на которого напали львы, и о том, кто ему помог справиться со своими страхами и преодолеть препятствия. В результате трагической ошибки на клоуна нападают львы. Он остаётся без руки, ему ставят протез, но у него не получается им управлять. Его увольняют из цирка, жизнь идет под откос. Внезапно у него появляется друг, который его поддерживает и предлагает принять участие в конкурсе в главное шоу страны "Месье клоун". Но и здесь герой сталкивается со сложностями и своими страхами. Справится ли он с ними?
Технология: специальная система, которая производит звук при прикосновении к протезу главного героя. "Через эту руку мы сталкиваемся с его звуковым миром. Когда с его рукой соприкасается девочка или его соперник, то мы слышим разные фактуры. Это может служить аккомпанементом, например, вокальному тексту, который может развиваться", —  пояснил Вячеслав Жуков.
 
  • Драма-фэнтази "Второй шанс" о том, что каждый человек может измениться.
Драматурги — Федор Глинкин  и Михаил Саулко, композитор — Анна Шатковская.
Сюжет: Действие развивается в двух реальностях. При ограблении дома грабителя ранят, и он впадает в кому. Пока врачи пытаются его спасти, а его мать-химик изобрести сыворотку, в коме происходят другие события — взрыв на атомной электростанции и сражение с монстром, олицетворяющим его грехи и действия, которые он хотел бы изменить.
Технология: прототип технологии, производящей звук в сюжетный момент соединения двух реальностей — состояния, в котором находился герой в коме, и действительности, в которой его пытаются спасти.
 
  • Драма "Иглы" о преображении героев с разными характерами в процессе совместной работы.
Драматург — Лидия Носырева, композитор — Елизавета Згирская.
Сюжет: Мальчик Лёша, замкнутый, неуверенный в себе, и девочка Кайя, задирающая Лёшу, должны вместе сделать проект по биологии — макет дикобраза. В итоге дикобраз становится символом преображения главных героев.
Технология: передача через иглы, расставленные на сцене, звука с разными высотами, символизирующего преображение героев.
 
  • Драма-фэнтези "История одной девочки или история трех?" о героине с раздвоением или разтроением личности и попытке принятия своей личности целиком.
Драматург — Марьяна Леухина, композитор — Мария Аникеева.
Сюжет: Действие оперы происходит в сознании главной героини. Ее субличности решают свои вопросы и конфликты. Сюжет раскрывает сложности принятия и согласия между несколькими субличностями через историю о трех девушках (Любе, Мариэтте и Марии-Луизе), в которой злая личность Мария-Луиза заключает Любу в тюрьму, а добрая Мариэтта пытается вызволить ее. Через сюжетные перипетии Люба понимает, что все происходящее вокруг — ее внутренний мир и находит в себе силы им управлять.
Технология: звуковая система, представляющая взаимоотношения героинь. "В начале, когда они будут друг до друга дотрагиваться, это будет как будто ток — резкий звук, в конце же звук изменится, когда героиня найдет путь к управлению своими субличностями", — рассказала Мария Аникеева.
 
  • Темное фэнтези (названия пока нет) о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества.
Драматург — Дмитрий Белов, композитор — Екатерина Степпе.
Сюжет: Главный герой — ученик колледжа магии. Занимаясь в колледже, он сталкивается с разными проблемами, но самая сложная из них — собственный выбор, попытка поставить на весы собственный дар и любовь к таинственному магическому миру и понять, что же нужно самому миру и во благо ли использование магии. Сможет ли он продолжать заниматься магией или придется принять другое решение?
Технология: в процессе передвижения по сцене герой нажимает на определенные точки, замыкая цепь и производя тем самым новые звуки. Музыкальное сопровождение дает понять, идет ли магический ритуал, совершаемый героем, нормально или нет. "Инсталляция, которую вы увидели, — это некий магический круг, руна, разные части которой запрограммированы под взаимодействие. В течение спектакля эта руна перегружается, слои накладываются друг на друга и создают своеобразную электронно-музыкальную форму, которая сопутствует нарастанию напряжения", — пояснила Екатерина Василева.
 
  • Драма "Связи нет" о потери связи между отцом и сыном.
Драматург — Тина Тоидзе, композитор — Лидия-Мария Кошева.
Сюжет: Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев лицом к лицу. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.
Технология: звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, которые возникают в момент наибольшей гармонии между главными героями.
 
  • Драма, антиутопия, фэнтези "ПРОсчет" об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает.
Драматурги — Анастасия Лабутина и Вероника Чижевская, композитор — Александр Марголин.
Сюжет: Опера об отличиях: о нуле, который родился в мире двух королевств, которые поделили мир на "четное" и "нечетное", и о том, как он не принадлежит ни к одной из этих категорий. О том, как он испытывает травлю от остальных из за его отличия, и как он с этим борется. Он нежеланный в этом мире, он другой. Трудности, с которыми сталкивается главный герой, позволяют узнать о его семье и выходе из этого мира.
"Мы определили музыкальный жанр как симфорок. Увертюра представляет собой такое явление как зарождение новой жизни, когда из чего-то, что мы уже видели, вдруг появляется что-то новое и достаточно неожиданно", — Александр Марголин.
Технология: "У нас будут смешиваться жидкости — такой эксперимент, который будет транслироваться на видеопроекции и который связан напрямую с музыкой. Музыка будет возникать вследствие того, что жидкость будет попадать на пробирку. Жидкостей будет несколько, мы будем использовать принцип их различия, за счет чего будут смешиваться различные музыкальные фактуры, различные жанры, и мы получим такой интересный симбиоз", — говорит Александр Марголин.
 
Лаборатория проходит на базе Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова в партнерстве с Образовательным кластером Новой Оперы (ОКНО) при участии Сколковского института науки и технологий. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Союза композиторов в России и Культурного центра ЗИЛ.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть