"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Шарль Бодлер и декаденты

Специально для "Ревизора.ru" – к 200-летию Шарля Бодлера.

Евгений Попов. Фото В. Попова.
Евгений Попов. Фото В. Попова.

Французскому поэту Шарлю Бодлеру 9 апреля 2021 года исполнилось бы 200 лет. И исполнилось. Его помнят и знают. Он живее многих живых, почти как Ленин.

Название моих скромных заметок перекликается с заголовком известного сочинения Горького "Поль Верлен и декаденты".

Это 1896 год.  Алексею  Максимовичу нет еще и 30-ти. Он еще не памятник. Он в этой статье подробно останавливается на идейно-ущербной тематике декадентского искусства. Мрачный пессимизм, мотивы уныния, тоски, вечной неудовлетворенности, пророческого бреда, болезней постоянно варьируются в произведениях декадентов как в живописи, так и в поэзии. Но, по выражению Горького, главной героиней декадентов всех мастей является смерть. 

Как известно, Бодлер умер в 1867-м. Публикация "Цветов зла" в России была запрещена еще при его жизни в 1859 году. Цензоры сочли эти стихи безнравственными и запрет был снят только в 1906 году, после событий 1905 года, когда в России осязаемо возник призрак свободы.

Charles Baudelaire. Фото: Фото: pinterest.ru.

Хотя первые переводы Бодлера, сделанные в "ужасной, царской, николаевской" России  время от времени появлялись в печати. Переводили их, например, Николай Курочкин, который с 1862 года состоял под секретным надзором в связи с делом о "лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами" и после покушения на Александра II просидел четыре месяца в Петропавловской крепости за связи с "государственными преступниками" и эмигрантами". И другой "диссидент" той эпохи сатирик Дмитрий Минаев. Их, в основном, интересовали социально-критические мотивы творчества  Бодлера.

В1895 году даже вышел целый сборник "русского Бодлера" , состоящий из 53 стихотворений. В переводе еще одного из "бесов" того времени, террориста-народовольца, Петра Якубовича-Мельшина, который в середине XIX в. возглавлял петербургскую организацию “Народной воли”, в  1884 году был заключен в Петропавловскую крепость, а в 1887-м получил 18 лет каторги. Для него эти стихи – "динамитная бомба, упавшая во французское общество". И это для народовольца, разумеется, ХОРОШО.

Позже эти стихи были с восторгом приняты декадентами конца века - В. Брюсовым, Вяч. Ивановым,  К. Бальмонтом и др., которые бредили ПЕРЕМЕНАМИ, как персонажи знаменитой перестроечной песни Виктора Цоя,  и считали "сатанинского" Бодлера с его моральным и эстетическим дендизмом прямым своим союзником на пути преобразования искусства буржуазного мира в нужном, ПРАВИЛЬНОМ направлении. Направлении декаданса. И это  тоже было ХОРОШО.
 
Бальмонт писал тогда, обличая трусливую, консервативную интеллигенцию. Он не знал еще, что закончит свои дни в эмиграции:

Кто не верит в победу сознательных смелых Рабочих,
Тот играет в бесчестно-двойную игру.
Он чужое берёт, на чужое довольно охочих,
Он свободу берёт, обагрённую кровью Рабочих,
Что ж, бери, всем она, но скажи: "Я чужое беру".
 
Даже И.А. Бунин, тогда еще не испытавший "окаянных дней", счел автора "талантливым поэтом", каковым Бодлер, скорей всего, и был.

Николай Гумилев подарил "Цветы зла"в 1908 году Анне Ахматовой. Позже переводил Бодлера.

Фото: thewallmagazine.ru

А вот Чехов Бодлера пародировал. В рассказе "Бабье царство" он описал некоего адвоката Лысевича, прилипалу и болтуна, который выражается так же  инфернально, как его французский "фюрер".

По первоначалу Бодлер  был  менее известен в России, чем Золя, Мопассан или тот же Верлен, но когда за дело взялись восторгавшиеся им М. Цветаева и С. Парнок, ситуация резко изменилась,  и главный "цветок зла", "пришелся" стране, в которой декаденты, типа Менжинского, служили в ЧК и участвовали в репрессиях, по сравнению с которыми бодлеровские "цветы зла" оказывались цветочками.

Однако вскоре декорация опять обновилась, и декаданс вместе с "левым искусством" стал для новых властей персоной нон-грата.

Троцкий обвинял декадентов в том, что они хотят уйти от "бурных социальных противоречий" в мир чистого искусства. По объяснению умного марксиста Плеханова, если литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях  реакции конца XIX века.

В СССР Бодлера до 1965 года  мало или почти  не издавали, как, например, перестали издавать и  временно очаровавшего большевиков Фрейда.

Всплеск интереса к нему возник после "перестройки", в новые "декадентские" годы. Он вошел в моду. Расхожей цитатой стала фраза  Бодлера "Этот мир покрыт столь толстым слоем пошлости, что презрение к нему со стороны каждого умного человека неизбежно принимает силу страсти". Была  даже издана популярная прозаическая антология "РУССКИЕ ЦВЕТЫ ЗЛА", куда составитель включил Петрушевскую, Сорокина, Гаврилова, Яркевича, себя и даже почему-то Виктора Петровича Астафьева. Я тоже в этом сборнике, увы, присутствую, хотя вряд ли похож на какой-либо цветок… Скорее – на корнеплод.

Фото: bookmix.ru.

Ну, это все шуточки, а если серьезно, то я не могу понять, как случилось, что творчество Бодлера непостижимым образом повлияло на русскую поэзию ХХ века. А в особенности на стихи поэтов конца ХХ века. Таких вот, как Парщиков, Жданов, Еременко, Кривулин.

Которые, скорей всего, обиделись бы, если я назвал их декадентами.

ПАРЩИКОВ:

Где точка опоры? Не по учебнику помню: галактики контур остист,
где точка опоры? Ушедший в воронку, чем кончится гаснущий свист?
 
Или перед собой ее держит к забору теснящийся пыльный бурунчик,
или на донце сознания носит ее трясогузка – прыткий стаканчик?
 
Но уронится заверть в  расцепе с небесной зубчаткой, а птичка
вдоль отмели прыг-скок и ушла, надо мной ли висит эта точка?
 
В сравнении с ней элементы восьмого периода – пух, дирижабли,
так тяжела эта точка и неустойчива – лишь время ее окружает,
 
лишь ошметки вселенной и палочки-души (две-три), прежде чем
утратиться вовсе, край иглы озирают, и – нет глубже ям.
 
ЖДАНОВ:

Есть такое время, за которым
никаким часам не уследить.
Мимо царств прошедшие народы
листобоем двинутся в леса,
вдоль перрона, на краю природы,
проплывут, как окна, небеса.
Проплывут замедленные лица,
вскрикнет птица — это лист падет.
Только долго, долго будет длиться
под твоей рукой его полет.

ЕРЕМЕНКО:

Идиотизм, доведенный до автоматизма.
Или последняя туча рассеянной бури.
Автоматизм, доведенный до идиотизма,
мальчик-зима, поутру накурившийся дури.

Сколько еще в подсознанье активных завалов,
тайной торпедой до первой бутылки подшитых.
Как тебя тащит: от дзэна, битлов - до металла
и от трегубовских дел и до правозащитных.

Я-то надеялся все это вытравить разом
в годы застоя, как грязный стакан протирают.
Я-то боялся, что с третьим искусственным глазом
подзалетел, перебрал, прокололся, как фраер.

Все примитивно вокруг под сиянием лунным.
Всюду родимую Русь узнаю, и противно,
думая думу, лететь мне по рельсам чугунным.
Все примитивно. А надо еще примитивней.

КРИВУЛИН:

Деревья, усопшие в сером снегу,
и две одиноких вороны...
Идея России, насколько могу
проникнуть сознаньем за ровный,
открытый, казалось бы, даже врагу
остриженный холм уголовный, -
идея России не где-то в мозгу,
не в области некой духовной -
а здесь, на виду, в неоглядной глуши,
в опасном соседстве с душою
не ведающей, где границы души,
где собственное, где - чужое.

Верлен-Горький-Бодлер-"Серебряный век"-"метаметафористы", питерский андерграунд.

А конференция действительно важная. Вальтер Беньямин был совершенно прав, когда писал: " Через Бодлера явственны особенности культуры XIX века, переходящего в век ХХ".

Сплин, богема, буржуа, мода, толпа.

Бодлер – связующее звено двух веков.

"Мои предки "идиоты и маньяки", - говорил он. - Я – монах,  забывший Бога".
 
Сейчас эти маргинальные фразы мало кого могут шокировать. Культура догнала Бодлера, а мир окончательно сошел с ума к концу  ХХ века, давшего нам "10 дней, которые потрясли мир", Хиросиму, Холокост, ГУЛАГ, Джойса, Набокова, Генри Миллера, Берроуза.

Бодлер предвидел это и обращался к нам, обывателям:
 
Читатель с мирною душою,
Далекой ото всех грехов,
Ты не читай моих стихов…
 
Перевод Адриана Ламбле, русского поэта, закончившего свои дни в швейцарской психушке. 

Где сейчас найти  такого читателя? Да и был ли он?  "БЫЛ ЛИ  МАЛЬЧИК?"
 
И я обращаюсь к Горькому:

Уважаемый Алексей Максимович!

В настоящем искусстве нет бесполезных авторов. Ядами лечат. Пельмени невозможно есть без уксуса, перца и горчицы. Это я Вам говорю, как персонаж Вашей ранней прозы и как коренной сибиряк, родившийся в Красноярске, где и узнал о существовании Бодлера еще в школе № 20, где учился вместе с будущими качинскими бандитами и олигархами.

9 апреля 2021, Москва
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть