Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Кто вы, новые герои?..

"Литературная газета" провела круглый стол "Герои современной литературы: кто они?".

Фото Максима Гончарова предоставлены "Литературной газетой"
Фото Максима Гончарова предоставлены "Литературной газетой"

В рамках весенней ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction в Москве состоялся круглый стол "Герои современной литературы: кто они?", организованный "Литературной газетой". Одним из спикеров мероприятия была автор этих строк, редактор портала "Ревизор.ru". Дискуссия, начатая в очном формате в стенах Гостиного двора, продолжится на страницах "ЛГ", обещали организаторы, я уже обдумываю колонку на эту тему. А пока – небольшой отчет о состоявшемся полилоге с краткими репликами его участников.

Слово в рамках разговора получили все заявленные участники, а именно: Владислав Отрошенко, прозаик, член жюри премии "Ясная поляна"; Валерий Попов, прозаик, председатель союза писателей Санкт-Петербурга; Евгений Попов, прозаик, вице-президент Русского ПЕН-центра; Дмитрий Воденников, поэт, член жюри "Русской премии", премии "Гипертекст", конкурса "Класс!"; Юрий Козлов, прозаик, главный редактор журнала "Роман-газета"; Ася Петрова, детский писатель и переводчик; Юрий Нечипоренко, прозаик, критик, председатель "Всероссийского фестиваля детской книги"; Женя Декина, прозаик, сценарист, редактор отдела прозы портала "Лиterraтура"; писатель Борис Евсеев; и Елена Сафронова, прозаик и литературный критик. Модераторами выступили главный редактор "Литературной газеты" Максим Замшев и зам главного редактора Анастасия Ермакова.


Максим Замшев. 

Объявляя дискуссию, "Литературная газета" сформулировала тему вполне чётко: существует ли в сегодняшней литературе герой, олицетворяющий эпоху? Кто главные герои вновь написанных книг, и складывается ли в них образ условного "героя нашего времени"? Но, как часто бывает, выступающие не столько ответили на поставленные вопросы, сколько обозначили новые аспекты проблемы "героев нашего времени" и целый спектр смежных тем. Потому разговор получился, безусловно, очень интересный, но не подводящий к однозначному мнению. Что тоже правильно: когда речь идет о художественном пространстве, полная однозначность невозможна – от неё рукой подать до одномерности. Тогда как текущая русская литература какая угодно, но не одномерная.  

Заглавное слово сказал Владислав Отрошенко. В своей речи он коснулся одного из знаковых литературных явлений современности – романа Дмитрия Данилова "Саша, привет!". Логично: ведь главный герой этого произведения вовсе не герой, не "победитель", а жертва, отвергнутая социумом. Пожалуй, можно сказать, что главным героем этой книги вообще становится социальный абсурд, а не кто-либо из персонажей. Тем самым Отрошенко задал "вводную", практически ставшую общим местом современной литературы: действующие лица нынешних литературных произведений крайне редко являются "героями" в общепринятом смысле слова. Особенно это касается прозы, создаваемой в последние годы.


Дмитрий Воденников. 

Поэтому следом за Отрошенко микрофон передали Дмитрию Воденникову вместе с вопросом: а каковы герои современной российской поэзии? Отличается ли в ней положение дел от картины в "мире" прозы?

Спикер ответил метафорично и обратился для иллюстрации своей мысли к сказке Андерсена "Дикие лебеди". Он напомнил, что, в итоге всех перипетий этой довольно жестокой истории, последняя волшебная рубашка Элизой была не довязана, и поэтому десятый брат-принц остался человеком с лебединым крылом.

- Мне кажется, в наше очень сильно пограничное время  наш герой – это человек – как воин, который вернулся с войны с пустым рукавом. Этот брат – все равно, что человек, вернувшийся с войны, только вместо пустого рукава у него белое крыло. Мне кажется, герой современной литературы – это человек, который состоит из небесной сущности, нечеловеческой, и человеческой сущности. Поэзия пытается все это примирить. Это не получается примирить. Поэтому она и оказывается гениальна, — сформулировал Воденников.


Ася Петрова. 

Ася Петрова расширила тему обсуждения, рассказав о героях иностранной литературы, которую она переводит. Слушатели получили возможность сравнить тенденции в прозе нашей страны и европейских стран. Петрова работает как переводчик  и книжный обозреватель с современной французской литературой. Как примету времени она отметила "феминизацию" литературных героев. По мнению Аси Петровой, героинь-женщин становится больше, так как писательниц становится больше, и они поддерживают нынешний тренд – писать о том, как героини переживают некие драмы или переломы судьбы. В пример спикер привела три книги: романы "Небесное дитя" и "Ультрамарины", которые сама перевела на русский, и "не свой" графический роман "Большая дыра" или "Большая пустота". Петрова отметила, что все три книги – о бегстве от чего-то неприятного и мучительного, по сути, об эскапизме. Не всегда эскапизм кончается трагично – одна героиня, к примеру, стала женщиной-капитаном судна. И все же тренд на бегство от обыденности очевиден и в зарубежной прозе.

О детской литературе Петрова сказала, что давно уже на семинарах для детских писателей поднималась тема отсутствия сегодняшних ярких, обаятельных и чисто сказочных героев, типа Незнайки или Чебурашки – и начинающие авторы сетовали на "безгеройное" время. При этом, по наблюдениям писательницы, молодым людям больше нравится читать книги не с активными и смелыми героями, а с ребятами, похожими на них же самих: нерешительными, нуждающимися в поддержке, опоре и обществе себе подобных. Петрова высказала мысль, что вот такие персонажи и нужны молодежи. Возможно, так и есть: на чужих ошибках легче учиться, чем на своих.


Юрий Нечипоренко и модераторы дискуссии. 

Юрий Нечипоренко, подхватив эстафету у Петровой как детский автор, отметил, что он знает другую "линейку" писателей для детей и юношества, и персонально упомянул роман Эдуарда Веркина "Облачный полк", в центре которой реальный человек, партизан и герой Советского Союза Леня Голиков. Так что подлинно героическими образами текущая проза не так и бедна. В порядке рекомендации и с апелляцией к собственному опыту Нечипоренко предложил "возвращать" в литературу подлинных героев минувшего, писать книги о реально существовавших исторических деятелях разных сфер. Также писатель сделал упор на необходимость создания новых книг, как художественных, так и просветительских, о людях науки и их подвижническом труде, таких, как у Даниила Гранина ("Иду на грозу", "Зубр" и т.п.).
 
Женя Декина как член экспертного совета премии "Большая книга" отметила тревожную, на её взгляд, тенденцию: все большую инфантилизацию героев современной прозы, выражающуюся в том, что даже авторы несерьезного возраста пишут романы в виде воспоминаний о детстве и детских переживаниях. Каждому кажется, что его судьба уникальна, но со стороны видны почти стереотипные сюжеты… Также Декина раскритиковала предпринимаемые многими начинающими писателями романтизировать 90-е годы, связав это с общественным резонансом сериала "Слово пацана".


Юрий Козлов. 

Юрий Козлов отвечал на вопрос с литературоведческой точки зрения.

- Что такое литературный герой? Он рождается от понимания автором добра и зла. То, что автор считает тем и другим, находит отражение в положительных и отрицательных героях, — рассуждал Юрий Вильямович. – Второй компонент – отношение автора к окружающей действительности. Насколько автор видит опасные тенденции, насколько он с ними не согласен. На стыке этих двух представлений и рождается литературный герой.

Козлов сослался на то, что и в русской классике многие персонажи не были героями как таковыми: то "лишние люди", то лентяи и бездельники, то аферисты – но все же они вошли в золотой фонд нашей литературы. Относительно современной литературы Козлов видит сложность в том, что она живет бэкграундом минувшего десятилетия, вышеупомянутых "девяностых", и отсюда многие превратные представления о том, что хорошо и плохо. Исходя из этого, писатель "напророчил" появление истинных литературных героев в сочинениях писателей будущего, которые именно сейчас приходят в творчество. Должна признаться, что мнение о "негероических" героях классики я разделяю, о чем не раз писала. Выступая, я развила свою постоянную мысль о том, что в текущей прозе происходит пересмотр самого понятия положительного героя: он все меньше похож на князя Мышкина, которого Достоевский придумывал специально ради создания образа "положительно прекрасного человека". В прозе нового времени "лучшие" герои – те, кто берут на себя ответственность за других людей или за решение каких-либо вопросов. Но при этом такие персонажи зачастую не в ладу с законом или с моралью… Поэтому я тоже смею думать, что настоящие положительные герои в литературе появятся тогда, когда все общество поймет, что есть добро, а что есть зло.


Елена Сафронова. 

Валерий Попов согласился с Козловым в том смысле, что все лучшие литературные герои – "половинчатые" (те, о которых нельзя сказать, добрые они или злые, "черные" или "белые"). Но он напомнил, что в создании героя все зависит от писателей. Каждый пишет героя так, как его представляет. Поэтому действующее лицо одного из последних романов Попова – человек, переживший 90-е,  уже поэтому являющийся героем.


Валерий Попов. 

А Евгений Попов внес некоторую "протестную" ноту в общий хор.

- Слово "герой" я считаю неточным, так как героев в литературе нет, а есть персонажи. И Онегин, и Раскольников, — сказал писатель. Продолжая эту мысль, Евгений Анатольевич в целом был оптимистичен: он видит в нашей литературе новых интересных писателей, которые не соотносятся с авторами-"шестидесятниками", и это прекрасно: у них есть собственный путь. Многие "запреты" и установки ушли в прошлое, а также появились новые возможности издания и распространения своих текстов, потому Попов считает, что писателю сейчас проще состояться, чем раньше.

Борис Евсеев поддержал Попова словами о том, что во всякую эпоху есть свое "культурное принуждение", за которое авторы часто "прячутся", утверждая впоследствии, что вынуждены были именно так написать, как требовало общество! Общий смысл выступления Бориса Тимофеевича сводился к тому, что настоящий писатель должен писать не так, как "диктуют", а так, как выстраивается его собственный замысел. "А у нас сейчас нет великих замыслов – есть задумки", - с горечью констатировал Евсеев. Важен были и другой его тезис: "Многие ушли в литературу и забыли, что перед литературой есть русский язык. Пишут так, что читать нельзя и невозможно". По мнению Евсеева, "погрешности" перед русским языком встречаются у представителей всех литературных поколений, и он призвал беречь в своем творчестве наш великий язык, не подменяя его "пиджином, англо-американской смесью".

В целом дискуссия была интересна и полезна всем собравшимся. Надеемся, когда участники круглого стола напишут свои статьи для "Литературной газеты", там прозвучат и конкретные пожелания и рекомендации для формирования настоящих "героев нашего времени" в текущей литературной ситуации. Скорее всего, "новые" герои не будут похожи на "старых". Но они не менее характерно отразят наше время и его идеи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть