"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вселенные Джеймса Джойса

Писатель Джеймс Августин Алоизиус Джойс родился 2-го февраля 1882 года.

Фото: Iz.ru
Фото: Iz.ru

Модернист, преобразователь английского языка, разрушитель стереотипов традиционного писательского и читательского мышления. Он всегда оставался загадкой. Ребусом, ключ от которого покоится на дне одного из глубоких ирландских озёр в окрестностях родного Дублина.

Джойс превращал себя в затворника. Играл в хамоватого интроверта. Но на самом деле был не чужд искреннего дружества. Его тянуло к людям. К нормальному общению и комфортным житейским условиям. Одно из главных его свойств, бесконечное противодействие собственным порывам и желаниям. Болезненное восприятие Ирландии, как обожаемого родного острова, и, одновременно, ненависть ко всему ирландскому, провинции, пленённой англичанами.

Фото: Atlasnews.ru 

Воспитанный в строгих традициях католицизма, он равно тянулся к религиозной истовости, и, с той же силой к распущенности и своеволию. Наделял своими страстями литературные персонажи, списанные, зачастую, с реальных людей.

При этом, "списывая", он конструировал рассказы и романы как особые отдельные вселенные, населённые странными людьми. Диковатую кельтскую джигу отплясывали, вырвавшись из-под его пера: Стивены, Маллиганы, Финнеганы, Блумы, Маккензи. Герои Джойса — среднестатистические ирландцы. В них сочетаются прямолинейность и скрытность, прагматизм и разгильдяйство Их внутренние монологи — "Поток сознания" — Джойса  литературное изобретение .

 А, главное, его немного игрушечные дублинцы переполнены бессознательной, спонтанной свободой. В своих поступках они ничем не мотивированы.


Фото:Youla.ru
 
Читая Джойса, действительно не предполагаешь, какой поступок совершит герой, что и как он скажет. Как будто всё идёт не от автора, а рождается само собой в незнакомой пьесе, поставленной в неизвестном театре.

Джойс и сам был в жизни подчёркнуто театрален. Он любил театр, писал для него. Тонко чувствовал природу лицедейства, тайные пружины, создающие настоящую драматургию. Туманность истинных причин, толкающих действие и сам сюжет — это его стилевая особенность. Ей потом подражали многие. 

 Его герои — новые люди, нового наступившего 20-го века. Они родные братья Чеховских рефлексирующих юношей и преждевременно состарившихся русских интеллигентов. Старшие братья затейников Фолкнера и Кафки. Дедушки порождений Беккета, Ионеско, Платонова.


Фото: Priceguard.ru

 Современная литература не представима, да просто невозможна без Джойса. Конечно, современники долго привыкали - не понимали, не принимали. "Я намеренно мистифицирую читателя, пусть никто ничего не разберёт. Неважно кто и как это назовёт", - говорил Джойс.  

Он создавал новый англо-ирландский роман. Новую литературу, исповедующую другие принципы. Для него словесность прежде всего игра и мастерство. Скоро по этой дороге пойдут современники. А читателю после Джойса было уже легче понимать Набокова и Хемингуэя. Элиота и Эзру Паунда. 
 
Его биографию можно назвать феерической, а можно типичной для большого художника, писавшего в необыкновенное для Европы, время. Начало жестокого, но столь богатого на дарования, начало 20-го века. 


Фото:Krakowczyta.pl 

Джойс потомок славного древнего рода Гэллуэй. Он

родился 2- го февраля 1882 года вторым ребёнком в семье. Всего детей мать писателя, Мэри Джейн Марри родила 15(!). Десять выжили. В том числе Джеймс, к  радости чадолюбивого отца Джона Станислава. Чадолюбие не спасло его от мотовства. Пращуры легкомысленного старшего Джойса издавна занимались виноторговлей. Станислав обладал неискоренимым пороком — каждодневные беседы с друзьями заканчивались винопитием. Он был широкой ирландской души человек! Прекрасно пел и танцевал, был неплохо образован и красноречив. Друзья обожали его, а также дармовую выпивку и закуску. Дела с винным бизнесом шли неважно, делец он был незавидный. Правда, на какое-то время помогла непыльная "хлебная" работа сборщиком налогов. Но хозяйство, дети, образ жизни "на широкую ногу" все требовало больших затрат. Семья переезжала из одного дублинского квартала в другой. Из престижного георгианского Ратгара они очутились почти на задворках.

Мальчик Джеймс, пока ещё денежки в семье не кончились, поучился сначала в закрытом иезуитском пансионе, потом в тривиальном колледже "Бельведер". Разгульный отец, скудная пенсия матери, что ещё нужно для начинающего свой творческий путь, гения!?


Фото: Youla.ru
 
В 9 лет он пишет совершенно зрелые социально — патриотические стихи. И все школярские годы короткие эссе, эпифании, исполненные пафоса и философичности. Он участвует (как мы бы сейчас это назвали) "олимпиадах по литературе на первенство города". И занимает первые места. И получает за это денежные призы. На радость маме.
 
В 1897 году он закачивает колледж, и через год поступает в дублинский университет. Он хорошо проходит курс, и при этом неустанно пишет. В 1900 году в городской газете "Двухнедельное обозрение" печатается его эссе о пьесе любимого им, Ибсена "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся".

Гордость молодого эссеиста была, помимо гонорара, польщена похвалой Ибсена.


Фото:Freepng.ru
 
И он продолжает неустанно работать. Стихи, пьеса "Блестящая карьера", рассказы, которые будет писать почти всю жизнь, собранные впоследствии в знаменитый сборник "Дублинцы". Усердно занимается переводами. Вообще, это его авторская рабочая манера — заниматься параллельно несколькими произведениями. В 1902 году  уезжает в Париж. Его прельстила карьера врача и он захотел на медицинский факультет. В Париже стало ясно, что денег на обучение нет.

 Он меняет квартирки и места работы, от частного учителя до репортёра. Постоянно сидит в Национальной библиотеке. А потом, в жалкой мансарде собирает разрозненные стихи в сборник "Камерная музыка".

 Продолжает работать над прозой. Уже возникают эскизы к его первому роману "Герой Стивен". Впоследствии эту автобиографическую первую крупную пробу он переработает в "Портрет художника в юности".


 Фото: Books.ru

В марте 1903 в Дублине умирает мать. Он очень любил её. Мчится в Дублин на похороны. Скорбь, депрессия, религиозный и психологический кризис. Потеря Веры, невроз, запой почти на год. Но он всё это преодолевает. И появляется великая и единственная любовь... к роковой горничной отеля. 

 Некая Нора Барнакл пленила пылкого гения медной шевелюрой и завидными рельефами. Её притягательный яркий образ не раз мелькнёт на страницах его книг. Забавно, что законной его женой она станет только через 27 лет. 

Удачно предложенное место учителя в симпатичном Триесте вполне устраивает его, и они с Норой отправляются туда в 1904 году. У них рождаются сын Джорджио, и вскорости дочь Лючия. Правда, в больнице для бедных … Бедность ещё по-прежнему держит его за горло.  

 От неприятия и омерзения, которое всегда испытывал к любому насилию, в канун Мировой войны, они перебираются в  нейтральную Швейцарию, в Цюрих. Он неистово работает всё это время. Начинает главную книгу "Улисс". Заканчивает "Портрет художника в юности", которая и выходит в Америке в 1916 году. Сразу печатается в Австрии, других европейских странах. Отдельные главы "Улисса" печатаются в журналах. О нём всерьёз заговорили. С нервозно скандальной, ханжеской нотой. Романы объявляли непристойными. Даже сжигали тиражи. В Америке и во Франции. Были суды, где адвокатам Джойса приходилось доказывать, что автор не мастерит порнографию. Но вот, в той же Франции, аккурат в день рождения автора, в 1922 году "Улисс" выходит полностью. Это становится настоящим литературным событием. Не обходится и без хулы критиков, но Джойса это мало волнует.  


Фото: Warnet.ws

В 1923 году они с Норой и детьми в Париже. По приглашению замечательного американского поэта Эзры Паунда. Казалось, ненадолго. Вышло — почти до конца.

Американский парижский бомонд  — тема особая. Джойс, как мог, сторонился "тусовочной" литературной братии, всё время посвящая работе.  Но у него оказалось достаточно  друзей.

 Они ладили с Элиотом, Фордом, Фитцджеральдом , Хемингуэем.  

Трагически совпало: начало падения и оккупации Франции и срочный отъезд Джойсов в Цюрих. Бегство от войны,  пошатнувшееся здоровье. Помимо мучительно привычной глаукомы, обострилась язва желудка. В январе 1941 года его прооперировали. Неудачно. Через два дня, 13 января, Джойс умер. Начиналась самая страшная, каких не бывало, война. Наступала новая эпоха. Новые страхи и терзания героев. Уже не ему предстояло отправлять их в долгое плавание. 


Фото: Cityofliterature.nl

Джеймс Джойс покоится на скромном кладбище Флунтерн на окраине Цюриха. Памятник на могиле спокойный, очень "европейский", как подобает, немного странный. А вот в родном Дублине… Надменный интеллектуал, из-под шляпы , сквозь очки озирает свои пенаты гордец Джойс. Джойс Холодный и величественный. Кажется, поверх древних крыш , он обрушивает свой взгляд на зелёные холмы Ирландии.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть