© Пресс-служба Русского музея
Совершить путешествие в пространстве и во времени, увидеть Крым столетней давности на старинных фотографиях, которые словно вобрали в себя все щедрое солнце этой благословенной земли, приглашает зрителей Русский музей. В его филиале - Строгановском дворце - до 3 марта будет открыта выставка «Крым в фотографиях. 1880-1910 годы» из цикла «Путешествия по Российской империи».
Крым – словно огромный плавильный котел, в котором перемешались разные цивилизации и культуры – древние греки, скифы, итальянцы, турки, татары. И, наконец, русские, которые появились здесь при Екатерине Великой, когда полуостров вошел в состав Российской империи.
Для нашей страны Крым – это путешествие Пушкина с Раевскими по Тавриде и его «Бахчисарайский фонтан», «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, Белая дача Чехова в Ялте, повесть «Ариадна», где он вывел тип «вечной курортницы» и, конечно же, «Дама с собачкой». А еще в Крыму витают тени поэтов и художников Серебряного века, гостивших у Максимилиана Волошина в Коктебеле, представителей московской и ленинградской богемы, которые приезжали сюда на лето.
Все эти воспоминания о полуострове отразились в работах фотографов рубежа веков: и знаменитых, и неизвестных, профессионалов высокого класса и любителей. «Уникальное соединение красоты и гармонии природы с богатой культурной родословной Крыма было и будет привлекательно для путешественников и фотографов во все времена», - отметила научный сотрудник Русского музея и организатор выставки «Крым в фотографиях» Ирина Панченко.
По ее словам, очевидный интерес к сокровищам Тавриды проявился у мастеров русской светописи с 1880-х годов. Искусствоведы рекомендуют обратить особое внимание на снимки, сделанные выдающимся русским фотографом Иваном Барщевским. Он был одним из немногим мастером светописи, удостоенным звания «фотографа Императорской Академии художеств».
В те времена, когда он начинал работать, фотография была еще очень молода. В основном был востребован жанр портрета. Но Барщевский избрал другой жанр – пейзаж. Он снимал памятники архитектуры, фиксируя их с документальной точностью. Исследователи отмечают, что он умел показать красоту и своеобразие каждой постройки. Крым Иван Федорович посетил в 1888 году вместе с экспедицией императорского Московского археологического общества.
На выставке в Строгановском дворце зрителей ждут 153 фотографии и 40 открыток. Здесь есть запечатленный Барщевским Бахчисарай, от которого невозможно оторвать глаз. Можно увидеть и воспетый Пушкиным фонтан слез, и железную дверь дворца хана Менгли-Гирея, и виды «крымской Помпеи» – пещерного города Чуфут-Кале.
Иван Барщевский. Улица в Бахчисарае. 1888 год
© Пресс-служба Русского музея
Есть на выставке и работы первого ялтинского фотографа Федора Орлова. Он открыл свое ателье в 1865 году. И очень быстро преуспел. Особенно славились портреты Орлова. Известно, что у него в ателье снимался Чехов, когда жил в Ялте в надежде, что целебный климат поможет справиться с чахоткой. Обращались к нему за фотографиями и члены семьи Чехова, навещавшие писателя во время добровольного изгнания из сырого Петербурга.
Работал Федор Орлов и как репортер: снимал строительство набережной и порта, пожар в Ореанде, траурную процессию, сопровождавшую гроб с телом Александра Третьего, когда его переносили из Ливадии в Ялту, чтобы отправить в Севастополь, а оттуда – дальше, в Петербург.
Не пройдите мимо редкого снимка Федора Орлова, на котором можно увидеть внутреннее убранство домовой церкви в имении Раевских «Карасан», неподалеку от Алушты. Она давно исчезла – ее разрушили после революции. Но вот эта роспись – перед нами, сохраненная в светописи Федора Орлова.
А вот собор Святого Владимира в Херсонесе Таврическом, который мы видим на фотографии другого ялтинского мастера Константина Колпакчеева, пострадал во время войны, но уцелел и дошел до наших дней. На снимке мы видим его величественный силуэт. А ведет к храму дорога, по бокам которой стоят полуразрушенные античные колонны из мрамора – свидетельство присутствия греков на этой земле.
Константин Колпакчеев. Собор Святого Владимира. 1880-е годы
© Пресс-служба Русского музея
В начале XX века в Крыму началось бурное развитие курортов. Для рекламы издавались открытки с видами Алупки, Массандры, Судака. Солнце, море, прекрасные вина, старинные дворцы и античные развалины – все это привлекало столичную публику. Открытки покупали и посылали родственникам и друзьям с неизменными словами «Привет из Крыма!».
Именно тогда появились первые портативные фотокамеры. И началось. Тысячи путешественников без устали снимали достопримечательности и себя на фоне всей этой красоты.
© Пресс-служба Русского музея
Об этом увлечении, которое сегодня перешло в подобие мании, рассказывают любительские фотографии семьи художников Эндер, которые отдыхали в Крыму ровно сто лет назад. Эти фотографии – тоже ценность. Казалось бы, снимали люди, которые не обладали профессиональными навыками и запечатлевали всякие мелочи. Но с течением лет эти наивные снимки обретают благородную патину и превращаются в артефакты истории, знаки времени, которое давно ушло, но – о, чудо! – продолжают жить на снимках.
Русский музей впервые показывает произведения отечественной светописи из своих фондов в таком контексте и в таком масштабе, демонстрируя разные жанры, форматы, техники и виды этого искусства. Как говорят организаторы, если выставка будет пользоваться успехом, ее могут продлить еще на один месяц. Но не более того. Ведь известно, что графика и фотография – чрезвычайно хрупкие вещи, для которых опасен не только солнечный, но даже лунный свет. Они требуют особенно бережного хранения. Поэтому не стоит откладывать посещение слишком надолго.
Что: Выставка «Крым в фотографиях. 1880-1910 годы»
Где: Русский музей (Строгановский дворец)
Когда: 3 февраля 2016 года - 3 марта 2016 года