Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 апреля 2018 10:27

Неизвестный Чайковский

Учебный театр ГИТИС заразил любовью к Чайковскому в спектакле о жизни композитора режиссеров-студентов факультета музтеатра

Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

"Неизвестный Чайковский" — коллективная работа молодых режиссёров — студентов факультета музыкального театра ГИТИСа мастерской народного артиста России Дмитрия Бертмана. Подзаголовок спектакля — "Режиссерский альбом из 20-ти страниц". В основе спектакля — как будто бы незначительный эпизод из детской жизни Петра Ильича, его недолгое общение с гувернанткой семьи Чайковских Фанни Дюрбах, и, безусловно, прекрасная музыка композитора, редко исполняемые камерные сочинения.

Этот спектакль, изначально, был творческим заданием мастера Дмитрия Александровича Бертмана своим подопечным — подготовить отрывки из произведений Чайковского, переданых тогдашним хранителем музея композитора в Клину. Сегодняшние четверокурсники, тогда еще студенты 2 курса, получили ноты — ансамбли "Ночь", "Природа и любовь", хоры "К юбилею Петрова", "На сон грядущий", романсы "Тебя я видела во сне", "О нет, за красоту ты не люби меня" и др. В результате из отдельных музыкальных номеров, срежиссированных как определенные моменты жизни композитора, родился полноценный спектакль, объединенный общей идеей "Чайковский — Фанни".

"Нанизывала" эти студенческие разрозненные "бусины" руководитель постановки, педагог по мастерству актера Галина Викторовна Тимакова: " На втором курсе они еще были неопытными детьми, но тем не менее спектакль сложился. Мы все ездили в музей Чайковского в Клину, и люди, которые работают там, заразили нас любовью к Чайковскому. Мы настолько глубоко погрузились в материалы, что когда мы сыграли готовый спектакль в Клину, работники музея сказали, что это "попадание" в жизнь композитора. А видевший спектакль потомок Надежды Филаретовны фон Мекк написал потрясающий отзыв. Сами ребята очень любят этот спектакль, трепетно к нему относятся. Мы ушли от каких-то тем, оставили в полнамека отношения, например, Чайковского с женщинами. Нет ничего прямолинейного, только полутона, филигрань великолепного актерского существования. Сейчас ребята выросли, и они по-другому осмысляют спектакль. Я составляла сама сюжет из кусочков, но режиссерской группой была заложена очень хорошая основа, много придумано ими. Мы очень гордимся этим спектаклем."

Фото: culture.ru

Режиссёрская группа спектакля — Екатерина Мышлянова, Анна Салова, Сергей Егоров, Алена Юлина, Дмитрий Маркин, Светлана Шадрина.

Благородная, но очень трудная для вокального и актерского воплощения тема — камерные сочинения Чайковского — лакмус для любого исполнителя, музыканта. Это очень тонкий, филигранный мир человеческих чувств, исповедь самого автора. Знаменитые дуэты Вишневская - Ростропович, Образцова — Чачава поднимались в своих интерпретациях романсов до высот русского гения. И эту невообразимую высоту предстояло "взять" режиссерам-студентам, не имевшим права на безвкусие или грубость режиссерского прочтения гениальной музыки Чайковского.

Каждая сцена-страница спектакля-альбома, сопровождаемая исполнением того или другого произведения, отражает эпизод жизни композитора и его внутренние переживания. Трогательная история привязанности и любви воспитанника Пети и гувернантки Фанни Дюрбах. Она была его первой учительницей и смогла навсегда стать его другом. Их переписка длилась всю жизнь. За год до смерти Петр Ильич навестил Фанни в ее родном городе Монбельярде. Но эта история только повод для молодых режиссеров раскрыть и увидеть все превратности судьбы великого человека, связь событийности жизни и таинства творчества гениального композитора. А главный подтекст — это музыка, которая всегда "досказывает".

Фото: culture.ru

Исполнительские силы спектакля оказались мощными по всем статьям. На сцене — совместная игра и пение самих режиссеров и актеров-студентов факультета. Голоса подкупали красотой и силой, исполнение — чистотой интонации и выразительностью музыкальных фраз. Окончательно покорил своим стройным звучанием общий хор a capella.

Замечательная Александра Гладышева была очень органична и прелестна в роли Фанни. Ее красивый французский прононс, почти идеальный, очень украшал спектакль. Три возраста Чайковского исполнили — режиссер Алена Юлина, Алексей Шевченко, Семен Басалаев — внешне очень хорошо подобранные типажи.

Вообще, хочется сказать про всех создателей и исполнителей спектакля очень хорошо и поблагодарить за отличную работу.

Точно по окончании спектакля погас свет, выбило пробки. 31 марта ушла из жизни музыкальный руководитель спектакля и концертмейстер Марина Анатольевна Попова. Это выступление ребята посвятили ее памяти. "Наверно, сегодня она была с нами и подавала нам знаки. Она очень любила этот спектакль," — сказала на поклоне руководитель постановки "Неизвестный Чайковский" Галина Викторовна Тимакова.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Неизвестный Чайковский

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть