Фото с церемонии предоставлено пресс-службой Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ
24 декабря в Центральном доме кинематографистов состоялась церемония вручения первой Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России. Награда появилась в результате произошедшего в прошлом году раскола профессионального сообщества.
Обычно очень разные по возрасту, вкусам, взглядам, политическим воззрениям и специализациям киноведы, критики, киножурналисты и обозреватели объединялись раз в год – для определения лауреатов своей профессиональной премии "Белый слон", существовавшей с конца 1990-х годов. В прошлом же году договориться впервые не получилось: часть экспертного совета "Белого слона" настаивала на вручении награды команде Алексея Навального за аудиовизуальные труды, опубликованные на YouTube. С этим никак не могли согласится другие члены сообщества, не признавшие данные ролики кинематографическими произведениями, но усмотревшие в попытке их награждения политический жест.
Среди несогласных оказались преимущественно киноведы, серьезные исследователи киноискусства, историки, искусствоведы, представители старой школы. Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов решила более не ассоциироваться с брендом "Белый слон" (пусть им занимаются блогеры, медийные журналисты и модные обозреватели), и создала свою профессиональную премию, поддерживающую авторитет академического киноведения. Премию экспертов, на чей вкус могут ориентироваться простые зрители.
Новой Премии удостоены как теоретики (киноведов, критиков, исследователей за книги, статьи и другие научные труды), так и практики (авторов фильмов). Главная задача новой объединенной награды – обратить внимание широкой общественности на киноведческий и историко-теоретический аспекты кинопроцесса, поднять престиж профессии киноведа и объединить ее представителей из разных регионов страны. Премия стала площадкой и поводом для общения и обмена информацией между столичной и региональной профессиональной средой.
Первыми получили новую премию лучшие представители киноведческой профессии: авторы статей и книг, организаторы киномероприятий и выставок. Среди обладателей наград за профессиональные достижения в киноведении и кинокритике – Валерий Фомин, Ирина Рубанова, Станислав Зельвенский, Кирилл Горячок, Антон Долин, Станислав Дединский – авторы замечательных трудов о фронтовых кинооператорах, Ингмаре Бергмане, Романе Поланском, Дзиге Вертове, Лео Караксе, Владиславе Старевиче и др.
Многие киноведы выходят за рамки теоретической работы и сами снимают фильмы. Для них учреждена номинация "Критики-режиссеры", которую получил программный директор ММКФ, телеведущий, публицист Петр Шепотинник за фильм об актере Сергее Бодрове "Нас других не будет".
Призом за лучшее монтажное кино отмечен Борис Криницын, режиссер фильма "20-е ХХ-го в XXI". Премию гильдии киноведов и кинокритиков за лучшее звуковое решение и музыку получил Алексей Ретинский за работу в драме Александра Зельдовича "Медея". Оператор этой же ленты Александр Ильховский удостоился премии за яркое визуальное решение.
Актером года киноведы назвали Юрия Борисова, который за один год исполнил очень разные роли в фильмах: "Подельники", "Мама, я дома", "Купе номер 6", "Капитан Волконогов бежал", "Герда".
За новаторскую драматургию (лучший сценарий) отмечены Лидия Канашова и Алексей Федорченко, создавшие экспериментальную, необычную ленту "Последняя “Милая Болгария”".
Премию за развитие киноязыка как режиссер года получил Евгений Григорьев – опытный документалист, дебютировавший в игровом кино "Подельниками".
Награду за лучший фильм вручили режиссеру Владимиру Мункуеву и продюсеру Борису Хлебникову за историческую драму "Нуучча".
Первая церемония награждения лучших кинематографистов и аналитиков кинопроцесса была посвящена памяти выдающего киноведа и культуролога Кирилла Разлогова, ушедшего из жизни в сентябре этого года – вдохновителя премии. Он подчеркивал, что "это единая и единственная в своем роде профессиональная Премия гильдии в области искусства экрана и исследований экранной культуры". Ее учреждение – последнее, что он успел сделать. Разлогов объединял и примирял столь разношёрстное и противоречивое кинокритическое сообщество, которое с его уходом окончательно осиротело.