Подвиг полярника
    13 ноября 2025
    Узор в узоре
    13 ноября 2025
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    1 октября 2025 18:48

    Каков строитель, таков и дом

    Премьера ШДИ. "Строитель Сольнес": свободная композиция по пьесе Ибсена.

    Все фото предоставлены Пресс-службой ШДИ.
    Все фото предоставлены Пресс-службой ШДИ.

    Театр "Школа драматического искусства" представила новую работу режиссёра Евгения Закирова "Строитель Сольнес" (16+) по пьесе Генрика Ибсена в переводе Ольги Дробот. В пространстве зала "Манеж" развернулся фантазийный театрально-сценический коллаж с подзаголовком "личная история". Сквозь авторский текст пророс личностный нарратив придумщиков композиции, где блистательно "бенефицировал" Игорь Яцко в титульной роли.

    Спектакль выпущен при поддержке гранта "Открытая сцена" Департамента культуры города Москвы.

    Театр ШДИ, что на Сретенке, камерный, атмосферный, милый театральный дом с причудливыми пространствами, амбициозно бросил вызов Большим и Малым коллегам оригинальным замыслом собственного Ибсена в, так сказать, "отсебятинском" жанре. И эта "отсебятина" дорогого стоит. Молодой режиссёр и автор инсценировки Евгений Закиров со своей эксцентричной командой соединил   разнородные приёмы, выразительные средства и эффекты, склеив их в стык, в перпендикуляр, в лоб. И этот ошеломительный вихрь театральных затей ожил, зазвучал, заиграл, сбивая с ног ликующего зрителя.

    "Подпевал" Евгению не только театральный хор (эксклюзив ШДИ), но в этой же драматургической тональности действовали сценограф и художник по костюмам Ирина Уколова, композитор Эдуард Глейзер, художник по свету Тарас Михалевский. Хормейстер Светлана Анистратова и вовсе нарядилась троллем (мы же в Норвегии), а сам режиссёр непосредственно участвовал в музыкальном мимансе и выслушивал от Яцко-Сольнеса упрёки за режиссуру.

    Именно в таком ключе, где размыты границы между пьесой и её репетицией, персонажами и исполнителями, драматургом и великими авторами мировой классики, выстроилась конструкция постановки. Размышления, заданные Ибсеном, о цене гениальности, которую платит человеческая личность художника за свою избранность, рассматриваются через призму множества референций. Отсылы к знаковым литературным персонажам, событиям, историческим фактам, культовому фильму Боба Фосса "All That Jazz" наполняют метафорами сценическое повествование, сумбурное вначале и проявившееся глубокими смыслами в финале.

    Нежелание стареть обуревает мастера-архитектора Сольнеса страхами. Навязчивая идея, что за ним идёт талантливая молодёжь, которая вытеснит его, приводит в отчаяние. Он тащит на себе трагический груз прошлого, приписывая себе вину за сгоревший дом и смерть сыновей. Знающий истинную цену своего дара он вызывает на разговор самого Бога, поднимаясь наверх возведённого им дома, и срывается вниз.

    Прелюдия Шопена в приятном джазовом флёре и песня панк-группы "Король и шут" прекрасно рифмуются в контексте происходящего, широко раскачивая эмоциональный маятник зрителя. Полюсность противопоставлений в потоке общего сценического сознания - краеугольный камень созидателей здания спектакля. Трагизм и умный юмор, драма и сиюминутная шутка сложились в настоящий театр в шекспировском духе.

    Игорь Яцко вдохнул весь масштаб, темперамент, мощный нерв своего внутреннего "Я" в эту роль. Порой это, вообще, была не роль, а Игорь Владимирович собственной персоной - "товарищ, человек и пароход". К слову сказать, Маяковский также присутствовал среди многочисленных цитат, вкраплённых в инсценировку. В первую же секунду мастер-актёр прорубил четвёртую стену между собой и зрителями - предельная близость, никаких преград и рамок, только обнажённая честность мыслей и чувств. Неожиданно украшением монологов стали личные воспоминания Яцко из его кинокарьеры. Смешно и грустно, но позитивно и вполне гармонично в целом.

    Александра Лахтюхова, Мария Киселева, Регина Чадова, Иван Товмасян, Сергей Ганин - актёрские характеры были уместно подобраны, все были на своих местах в общем ансамбле.

    Отличная работа всей театральной команды, удачная в режиссёрском, постановочном и актёрском аспектах, должна непременно увлечь зрительскую аудиторию, стремящуюся к новизне и неочевидности трактовок классической драматургии.

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    Подвиг полярника
    Узор в узоре
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть