Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Российский Государственный архив литературы и искусства в эпоху цифровой передачи информации

Интервью "Ревизора.ru" с директором РГАЛИ Ольгой Александровной Шашковой.

Автор: Ревизор.ru
Коллектив РГАЛИ в год 80-летия архива. Июль 2021 г. Все фото предоставлены пресс-службой РГАЛИ.
Коллектив РГАЛИ в год 80-летия архива. Июль 2021 г. Все фото предоставлены пресс-службой РГАЛИ.
Ольга Александровна, Российский государственный архив литературы и искусства образовался в самом, наверное, страшном году ХХ века – 1941-м…
 
Да, наш архив образовался, можно сказать, под грохот канонады. Но в марте 1941 года, когда было принято новое Положение о Государственном Архивном Фонде, страна еще дышала мирной жизнью. В этом Положении было зафиксировано решение: "Образовать к 1 июля 1941 года Центральный Государственный Литературный  архив". Его основой первоначально стали фонды почти расформированного к тому времени Государственного литературного музея. Почему такая судьба постигла музей – ответить сложно. Возможно, причиной послужили очень непростые отношения между директором Гослитмузея В.Д. Бонч-Бруевичем и наркомами просвещения…
 
Луначарским? Или его уже не было на этом посту?
 
А.В. Луначарский был переведен с поста наркома просвещения на дипломатическую работу в сентябре 1929 года и умер в поездке, в декабре 1933 года, на французском курорте Ментона, направляясь в Испанию послом. История с реорганизацией Литературного музеябыла уже позже, при другом наркоме – В.П. Потемкине, хотя и его предшественник – А.И. Бубнов тоже не очень жаловал Литмузей. Он официально образовался в 1933 году. Хотя свою судьбу ведёт от первых "именных" литературных музеев – Чехова, Достоевского. ГЛМ начал заниматься коллекционированием документов писателей, в том числе рукописей. Однако все понимали, что музей способен выставить чернильницу автора, но не 20 томов рукописей. А работники Литературного музея собирали все. К тому же многое хранилось в неописанном и плохо зарегистрированном состоянии…
 
Значит, создание ЦГЛА–ЦГАЛИ–РГАЛИ на базе расформированного Литературного музея − одна из загадок советской истории?
 
Мы в прошлом году открыли собственный публикаторский проект по истории РГАЛИ: сборник документов о прошлом архива, о том, как мы комплектовались, как пропагандировали историю нашей культуры. В связи с этим сейчас исследуем фонды и наши, и Литературного музея, и Главного архивного управления. Центральный архив ФСБ также дал нам очень интересные материалы.

О.А. Шашкова на открытии выставки. Декабрь 2021 г.
  
Архив ФСБ? Раньше упомянутые вами документы были засекречены?

Нет, просто с 1938 по 1960 гг. архивная отрасль находилась в ведении НКВД – МВД СССР. Но если говорить откровенно, мы только сейчас впервые заинтересовались собственной историей, именами своих первых "военных" директоров, – которые были предшественниками первых "светских" и, к счастью, ныне здравствующих Н.Б. Волковой, Т.М. Горяевой.
 
Ваш архив всегда находился в этом здании на Ленинградском проспекте?
 
Когда мы только-только образовались – базировались в архивном городке на Пироговской − и тут же выехали в эвакуацию. Туда же и вернулись по окончании самых тяжелых военных действий весной 1944 года. Однако к этому времени в архиве находились уже многие сотни фондов, и места не хватало. Тогда-то началось строительство на Ленинградском проспекте. Первое здание здесь было построено в 1950-м году – в поселке Никольское, 52−й км по Ленинградскому шоссе (что сегодня "равно" ул. Выборгской, дому 3, корпусу 1), а спустя несколько лет появилось и второе здание. Впервом корпусе также располагался Особый архив− материалы, вывезенные из Германии.
 
Получается, что сегодня в архиве сосредоточены рукописи всех наших великих писателей, начиная с Пушкина? Есть ли какие-то записи "солнца русской поэзии"?
 
Есть пять автографов Александра Сергеевича. Однако еще с дореволюционных времен собирание всех материалов поэта было сосредоточено в Пушкинском доме. Неписанное правило было таково, что первые величины русской словесности получили свои обособленные хранилища. Так, концентрация документов Л.Н. Толстого началась в досоветский период в Музее Льва Николаевича. Аналогичная судьба (счастливая, на самом деле) − у документов Максима Горького. С той разницей, что такое решение было принято в начале 1930-х годов. Эти три писателя до сих пор имеют особый статус.

Хотя, конечно, судьба документального наследия практически любого деятеля культуры чаще складывается таким образом, что материалы в силу исторических причин дробятся между рядом музеев, библиотек, архивов. Например, фонд Ф.М. Достоевского (наиболее крупные его комплексы) хранятся в Литературном музее, Пушкинском доме, Научно-исследовательском отделе рукописей Ленинской библиотеки. И в РГАЛИ. У нас находится немалая часть его материалов. А если говорить о фондах русских писателей, то подавляющее их количество находится,прежде всего, в нашем архиве.
 
Разве не должно так быть, чтобы все наследие находилось в одном месте? Документы надо вывозить на выставки, временно передавать в музеи, но постоянно хранить в одном и том же помещении?
 
Понимаете, так исторически складывается. Например, писатель, художник, известный представитель какого-то другого вида искусства хочет отдать свой архив к нам – и передает, это его личное желание. А позже родственник или кто-то из его окружения передает другие материалы, связанные с этим же автором, может быть, переписку с ним, в другое место, − также по своему желанию. Мы не имеем полномочий императивно решать вопросы передачи творческого наследия только в РГАЛИ.
 
А как же европейская система организации архивов?.. Насколько я знаю, там практикуется собирать в одном архивохранилище все материалы по определенной эпохе, историческому событию…
 
В разных странах – свои особенности. Но мы уникальны в том смысле, что лишь в России есть два таких архива (другой – в Петербурге), где хранятся только материалы по истории культуры и разных видов искусства. В России исторически получилось так, что действительно централизованно и профильно, по отраслям, создавались крупнейшие архивы. Архивы древней истории до Петра, потом петровское время и периода империи; экономика точно также делилась по эпохам, военное дело. У нас хорошо прослеживается отраслевая система в архивах. В РФ сейчас 14 федеральных архивов, где строго соблюдают этот порядок. К сожалению, в постсоветское время система была существенно сокращена (с почти 1500 архивов разных уровней). И теперь материалы, которые хранятся в автономных республиках или областях, имеют подчинение своему региональному руководству. Это не всегда хорошо.
 
То есть ситуация в архивном деле требует нормативных решений?
 
Этим занимается Росархив – Федеральное архивное агентство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Администрации Президента. Самый важный шаг, который был сделан в новое время – это передача архивной отрасли из ведения Министерства культуры, куда архивы попали почти сразу в постсоветский период, в подчинение АП. Наша архивная система всегда была при властных структурах: ВЦИК, ЦИК, потом наркомат/министерство внутренних дел, с 1960 года − Совет министров СССР; сейчас это Администрация Президента.
 
Давайте обсудим цифровизацию архивов. С одной стороны, очень удобно иметь доступ к электронной информации в любой момент. С другой – нельзя не заметить, что молодое поколение, студенты в результате предпочитают находить сведения где-нибудь в Википедии. Тогда как работа с историческим прошлым, в идеале, требует много времени, усидчивости, а также уникальной информации, за которой надо идти в архив…
 
Не совсем так. В советский период попасть в архивы можно было только по письму организации, а в партийный архив (нынешние РГАСПИ и РГАНИ) – вообще только членам партии. В постсоветское время закон об архивном деле дал возможность заниматься в архиве всем гражданам с паспортом РФ и даже жителям зарубежья.Теперь любой человек, интересующийся историей, может сюда прийти. У нас недавно в читальном зале работали школьники вместе со своим преподавателем, правда, в скромном количестве – 3−4 человека, но все-таки. Они изучали переписку Агнии Барто, которая таким путем помогала найти друг друга родственникам, потерявшимся в годы войны, разыскивала потерянных в лихолетье детей – на волнах радиопередачи "Ищу человека". Так что нельзя говорить, что у молодежи интереса к работе в архиве нет. Напротив, есть благие подвижки. Но и сложности. Например, открытость архивов сделала недостаточной площадь читальных залов. О работе в читальных залах студентов: я, будучи преподавателем, старалась приводить их в архивы. А сейчас из-за пандемии очень печальная ситуация. Записываться в архив нужно заранее, и группа пришедших студентов занимает весь читальный зал. Но, что касается общего спада интереса к уникальным данным, то он имеет место быть. Обилие доступной информации, которую люди не проверяют...

В хранилище архива.
 
Не очень-то это разумно, правда?
 
Конечно. Это из области человеческой психики. Когда есть что-то доступное, мы всегда идем по пути наименьшего сопротивления. Широта знаний несопоставима бывает подчас с их глубиной. Отсюда такие поверхностные интересы. Бывает, люди приходят в архив, похватают что-то лежащее на поверхности. Но чтобы нормально проработать тему, на базе архивных источников, требуются месяцы, если не годы, и не в одном архиве к тому же, как я уже рассказывала на примере Достоевского. То есть это вопрос к качеству гуманитарного образования и к общей культуре.
 
Но сейчас в интернет выложены и энциклопедические данные, это тоже важно. Сайт вашего архива очень информативный. Создание таких баз требует времени, денег и ресурсов… А многие просто не знают о существовании электронных архивов, а, может быть, и вообще архивов…
 
Что касается рекламы архивов, знаете, раньше была хорошая фраза: "Молоко в рекламе не нуждается". Вот так же и архивы. Конечно, их можно (и нужно!) "продвигать", рекламировать, но те специалисты, которые знают, что им надо и где это лежит, безусловно, приходят к нам сами.
 
Архив – это место, где ты соприкасаешься со временем, с ушедшей эпохой. Это определенная атмосфера, погружение в которую обеспечивает определенное психологическое состояние. И вот это благоговение перед свидетелями хода времени сейчас утрачивается. Поэтому хочется сказать: дорогие школьники и студенты! Мы понимаем, что в интернете сейчас все можно найти. Но пока вы не придете в архив, вы не поймете до конца дух прошлого. Может быть, в учебный процесс в вузах надо заложить основы работы с архивами, потому что это умение уходит?
 
Да, к сожалению, так. Причем ситуация только усугубляется, даже на профильных исторических факультетах сокращаются курсы и часы, отпущенные на изучение архивоведения, источниковедения, археографии (науки о публикации исторических источников). Сейчас все ускоряется до странных пределов. Говоря же о цифровизации, мне вспоминается хорошая фраза у Н.М. Карамзина: "История человечества знает две революции – зарождение письменности и зарождение печати". А мы с вами сейчас переживаем "третью революцию": развитие технологий скоростной передачи информации. И это "сносит голову". Человек – уникальное творение по степени своей приспосабливаемости. Момент увеличения скорости передачи информации, мне кажется, нередкоидет вразнос с нашей психикой. Мы потребляем информацию, но за счет потери качества своего мышления, каких-то нравственных начал. И поэтому происходит то, что происходит: зарождается "клиповое мышление", в котором все сменяется быстро, поверхностно.
 
Видите уникальность происходящего между нами разговора? Мы могли бы сейчас коротко написать друг другу в WhatsApp!
 
Да, да, причем еще и с потерей знаков препинания и с ошибками!..
 
А раньше надо было подумать над письмом, сесть, написать его, отправить и дожидаться ответа…
 
К сожалению, культура письма, эпистолярный жанр стремительно уходят. Вот сейчас у меня на столе лежат документы, связанные с творчеством Алексея Николаевича Толстого. В одном из своих писем к известному в начале ХХ века литератору Георгию Чулкову он писал – в стихах (читает – Д.К.):

Дорогой Георгий,
От стен далекой Москвы
Вы слова привета… –
 
И так далее.

Не всегда разборчиво. Хотя почерк у Толстого вполне читаемый, но все равно – требуется терпение, "вхождение" в его стиль и особенности. Архивный поиск почти всегда такой – найти нужный документ, прочитать его, понять. И количество отсканированных и размещенных на сайте любого архива документов – отнюдь не панацея и не решение каких-то исследовательских проблем.
 
Чтобы расшифровать эти стихи, нужны ли специалисты, экспертиза?
 
Нет, в случае А.Н. Толстого это не самая большая проблема, но терпение для правильного чтения рукописи требуется всегда.
 
А кто из наших писателей писал, как говорится, "как курица лапой", можете вспомнить?
 
Так строго, конечно, ни о ком сказать нельзя. Но сложностей хватает. Вот хотя бы стиль Ф.М. Достоевского. Он писал очень неровно. Есть и почти каллиграфические места его записей, но чаще – трудные. Помимо того, что у него сложно читаемая скоропись, нередко он писал и на полях, делал вставки на других страницах, не относившихся прямо к этой части рукописи, "перебегал" через несколько страниц записной книжки…
 
Бедные издатели!..
 
Совсем не издатели. В основном его рукописи переписывала жена. И она это почитала за великое счастье.
 
Думаете, она и при его жизни понимала гениальность своего мужа?
 
Так она и пришла к нему молоденькой стенографисткой уже как к автору "Бедных людей", с восхищением и пониманием, что устраивается на работу к гениальному писателю. Она знала, что это человек, который действительно поможет очень многим понять самих себя, свое место в мире.
 
Эти вопросы к тому, что многие биографы пишут о людях, которых совсем не знали лично: ни писателя, ни его родственников. Наверное, мы не можем до конца доверять таким биографиям, "удаленным" от жизни их объекта?
 
До некоторой степени − да, но если ты проникнешь в творческую лабораторию своего героя, прочитаешь о нем достаточно много, полюбишь его безусловно, то начинаешь мыслить близко к тому, как он, вероятно, поступил бы в той или иной ситуации. А то, что любое наше суждение субъективно, – априори так. И еще, знаете, всегда для оценки требуется некая рефлексия. Как замечательно сказал С.А. Есенин:

"Лицом к лицу –
Лица не увидать
Большое видится на расстояньи…".
 
Возвращаясь к фондам РГАЛИ: здесь все-таки больше писателей?
 
Конечно, хотя мы никогда не считали в процентном соотношении, сколько у нас тут художников, композиторов, архитекторов и т.д. Изначально учреждение и создавалось как Литературный архив. Потом, с течением времени, достаточно небольшого, стали появляться возможности приобретения фондов и художников, и композиторов. Документы в свое время архивом приобретались, государство выделяло на это деньги с 1943 года. И фонды подчас приобретались целыми коллекциями. Не приходилось выбирать, что взять, а что нет. Таким образом, у нас оказывались документы не только, например, писателя, но и переписка с теми, с кем он был в контакте или в каких-то родственных связях, документы учреждений.

Р.К. Щедрин в РГАЛИ беседует с О.А. Шашковой. Октябрь 2021 г
 
Сейчас на это выделяются средства?
 
Сейчас, к сожалению, нет.
 
То есть государство не может себе позволить взять и выкупить чей-то личный архив…
 
Это вопрос уже к структуре бюджета. До 2018 года действовала Федеральная целевая программа "Культура". Сейчас у нас появилась программа "Цифровая Россия", но она уже не предусматривает таких возможностей. Однако у нас есть меценаты. Например, Михаил Юрьевич Карисалов, председатель Правления и генеральный директор ООО "Сибур", нам посодействовал приобретению на его средства нескольких десятков писем А.И. Тургенева.

Другим примером является помощь в организации выставочного зала РГАЛИ нашей замечательной попечительницы, директора Музея AZ Наталии Владимировны Опалевой.
 
Если люди финансируют что-то важное для государства, для его культуры, должен быть для них какой-то стимул, какие-то преференции?
 
Сейчас, конечно, предусмотрены меры поощрения деятелей бизнеса, жертвующих на благотворительность.
 
Что бы вы могли пожелать РГАЛИ и его посетителям, читателям?
 
Хочу пожелать всем нам – и сотрудникам, и пользователям, конечно, −чтобы архив литературы и искусства комплектовался именами первого ряда наших замечательных деятелей культуры. Пожелать не забывать их родственникам и всем, кто у нас представлен, о том, что мы существуем, и пополнять фонды.

Сейчас, к сожалению, есть элемент состязательности между архивами и музеями и фондами, которые тоже стремятся взять на хранение уникальные документы, помимо вещей. Нужно помнить о том, что у всех организаций свой профиль. И если это музей, то он, в первую очередь, предназначен для экспозиций, для показа мемориальных предметов. Ау архивов – свой профиль, именно у нас есть приспособленные читальные залы, условия для хранения рукописей, документов, специально разработанная структура научно-справочного аппарата.

Также хочется пожелать нашим крупным представителям бизнеса помнить о важности сохранения наследия своих соотечественников.

Мы действительно открыты. Все, с чем можно ознакомиться в рамках законодательства (имею в виду вопросы доступности сугубо личных документов деятелей современности), − пожалуйста, смотрите. Приходите к нам, всегда рады. Всегда найдем, чем помочь, какую тему подсказать. Есть ряд совсем забытых имен. Мне вот, например, очень грустно, что Веру Панову сейчасуже никто не читает. А это замечательная писательница. Скоро, в марте, будем открывать выставку, посвященную Михаилу Васильевичу Нестерову. О нем помнят обычно по двум картинам, а у нас хранятся его замечательные документы.Того же А.И. Герцена ведь можно очень по-разному представить, или Н.Г. Чернышевского… Кстати, именно его фонд хранится в РГАЛИ под номером 1.
 
Раз уж вы вспомнили революционеров… А по П.А. Кропоткину что-то есть?
 
Фонд князя Кропоткина находится в другом архиве, но около 150 документов (смотрит на сайт РГАЛИ – Д.К.) и у нас есть.
 
Кропоткин вспомнился потому, что недавно был его юбилей, а ни один канал ничего не выпустил по этому поводу. Хотя он далеко не только анархист, он был исследователь, ученый, географ великий…
 
Да, да. Анархизм Кропоткина носил крайне "упорядоченный" вид. А Александр Грин? Богатейший фонд его хранится у нас. Все рукописи основных произведений...
 
Даже не верится, что он сидел в холодной каморке в Петрограде и писал феерию, в которой так тонко показана трагическая судьба человека…
 
Согласна с вами, но характер у Грина был очень тяжелый, отсюда и трагедия одиночества и непонятости… А есть, допустим, люди с очень своеобразной судьбой. Тот же Сергей Мстиславский. Эсер, деятель Февральской революции. И не пострадал в известные годы, стал востоковедом. 

Алексей Толстой, о котором мы уже говорили. В обычном сознании – "красный граф", талантливый писатель, который "жуировал жизнь". Но читаешь его документы и понимаешь, что это великий труженик и редкостный талант, который себя проявил во всех литературных жанрах.
 
То, что вы говорите, широкому читателю не знакомо. Порой даже в школьных учебниках написано так скудно, что поражаешься – как будто сами школьники и писали. Думается, что основная задача архива и государства в целом, чтобы люди знали что-то помимо сухих биографических справок.
 
Да, есть такой момент. К сожалению, даже из тех величин культуры, которых мы упомянули сегодня, не все удостоились хорошей биографической книги. Но, наверное, нельзя все-таки говорить о том, что государство сейчас будет организовывать такую исследовательскую программу. У него другие задачи.
 
Почему же? Если собрать группу исследователей, которая за срок около двух лет сформирует то, что потом будет использоваться десятилетиями…
 
Если такую задачу возлагать на архив, − то это тем более трудно реализуемая задача. Мы по своему Уставу и Положению об архиве, прежде всего, храним документы, обрабатываем и делаем их доступными для исследователей. Архив, скорее, не популяризатор и пользователь своих же материалов, а их собиратель и бережный страж. Да и наш штат рассчитан, в первую очередь, на уставные цели. Но стараемся, безусловно. И сами организуем в своем выставочном зале экспозиции, и нескольким десяткам заинтересованных организаций предоставляем подлинники и цифровые копии. Вот сейчас у нас завершается замечательная выставка, посвященная 200-летию Ф.М. Достоевского. Выпускаем сборники.

В Выставочном зале РГАЛИ.
 
Мы, к сожалению, абсолютно не ценим всю историю, которую нам преподавали в рамках образования. Не зря же, как считается, М.В. Ломоносов сказал: "Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего". И где мы возьмем ту историю, которую никто не переписал, не придумал и не соврал? Только в архиве: первоисточник. Его хранение стоит немалых денег, но задача того стоит. Слава Богу, что есть эта отрасль. Систему исторических знаний надо расширять.
 
Многие историки к этому склонялись. Вы говорите про публикаторские проекты?
 
Про образовательные, про ответственность системы образования за качество даваемых знаний, за научную и документальную обоснованность представлений. Порою в учебниках по литературе или истории пишут такую чушь… Почему бы не взяться за дело компетентной исследовательской группе и не создать нормальный учебник на базе архивных материалов?..
 
Я вам больше скажу: на историческом факультете МГУ курс архивоведения мизерный, преподается без посещения архивов. Наш Историко-архивный институт, флагман архивного дела, – тоже сокращает преподавание архивоведения, источниковедения, а археографию – науку о публикации исторических источников – вообще "выслал" на вновь образованный и пока безликий истфак.
 
Спасибо за обстоятельный рассказ о РГАЛИ и об архивном деле в целом. Последний вопрос лично вам, не сочтите его провокационным. Вы сами книги читаете? Сколько времени тратите на книги, допустим, в месяц?..
 
Знаете, с определенного времени (задолго до моего прихода в РГАЛИ) для меня "книгами" стали, скорее, архивные дела. Но и наши традиционные книги, безусловно, читаю, хотя это чтение связано сугубо с работой. Например, сейчас мы готовим цикл передач с каналом "Культура", посвященных нашим деятелям культуры, писателями, и для участия в нем я читаю исследовательскую литературу о Достоевском, о А.Н. Толстом. Время, когда я могла сказать: "Вот это хочу прочесть", – к сожалению, давно прошла.

Но ведь архивное дело, – "единица хранения", как мы говорим, – считаю, еще интереснее. Разве не так?!

Пишущая машинка К.Симонова из фондов РГАЛИ.
 
Над интервью работали Денис Кирис, Елена Сафронова. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть