Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Русский Гофман" и Борис Бартфельд

Специально для "Ревизора.ru" – разговор с физиком-лириком о литературе и жизни.

Борис Бартфельд. Фото из личного архива.
Борис Бартфельд. Фото из личного архива.

Борис Бартфельд – уроженец Калининградской области и краевед, математик, физик и поэт, прозаик, романист и сказочник, культуртрегер, просветитель и миссионер. Автор историко-культурологических гостиничных проектов "Альбертина" и "Дом сказочника".

Организатор ежегодного литературного конкурса-фестиваля "РУССКИЙ ГОФМАН". Член русского ПЕН-Клуба и председатель Калининградской областной писательской организации (в составе Союза российских писателей). Лауреат литературных премий. Автор 14 книг стихов и прозы, редактор-составитель альманахов. Награжден медалью "За заслуги перед городом Калининград". Стихи Бориса Бартфельда переведены на литовский, польский, немецкий, голландский и латышский языки. Рассказы и стихи публиковались в "толстых" литературных журналах, а роман "Возвращение на Голгофу" вышел в издательстве "ЭКСМО".
 
 
Фото из личного архива Б. Бартфельда. 

Борис, 25 июня прошёл день памяти немецкого писателя-сказочника Гофмана. О нём мы поговорим чуть позже. А сейчас, исходя из такого объёмного авторского портрета, хотелось бы спросить, с чего всё начиналось в вашей судьбе? Расскажите, пожалуйста, о вашей детской мечте. Кем хотелось стать?
 
Дошкольником я мечтал всё время играть в песчаном карьере и следить за тем, как резвятся ласточки-береговушки. Об этой мечте есть маленькая миниатюра.

Начиная с 8-го класса я мечтал и знал, что стану физиком. Эта мечта сбылась, я окончил университет по кафедре "Теоретическая физика" и более 20 лет занимался математическим моделированием.
 
Коснулось ли вас такое понятие – настоящая школьная дружба? Она существует? У вас есть друзья "на всю жизнь"?
 
Да, дружба с одноклассниками важная часть моего внутреннего мира. Сейчас их не так много, и мы видимся редко. Но они всегда живут в моём сознании. А ведь есть ещё и мои однокурсники. У меня была прекрасная студенческая и школьная жизнь.
 
Назовите одно из главных качеств своего характера, за которое вы благодарны своей семье. Воспитывали ли вас родители в прямом понимании или опосредованно своим примером, прививая что-то, незаметно направляя?
 
Полагаю, это склонность к размышлениям, обдумыванию ситуаций и принятию решений. Родители оказали на меня огромное влияние. В основном личным примером, организацией жизни и дома, интересами, системностью.
 
Что для вас лично важнее: математика, физика или литература? Без чего бы вы могли обойтись? Без чего себя не представляете?
 
Сейчас важнее литература. Но модель поведения, отношения с миром, подходы к решению жизненных задач и проблем определяются физическим образованием и склонностью к моделированию.

Фото из личного архива Б. Бартфельда. 
 
Что в жизни вас больше мотивировало: похвала/признание успеха или обида/желание доказать? Приходилось ли совершать плохие поступки, за которые, возможно, до сих пор стыдно?
 
Я не тщеславен, но карьерный рост, достижение успеха для меня важны. Обида никогда не была для меня движущей силой.

Я совершал поступки, за которые мне стыдно, но они не связаны с карьерным, профессиональным или творческим ростом. Они, скорее, из области личных отношений.

В кирхе Гердауэн. Фото из личного архива Б. Бартфельда. 
 
Кто ваш кумир: Гофман, Кант или, может быть, Иосиф Бродский?
 
Должен признаться, у меня никогда не было кумиров, были любимые исторические личности, среди них и ученые, и поэты, и писатели.

Э.Т.А. Гофман – самое крупное и яркое литературное имя нашего края, магический, часто иррациональный писатель, грех не заниматься его творчеством и историей жизни уроженца нашего города. То же касается Иммануила Канта – крупнейшего философа христианской эпохи и легендарного гражданина нашего города. Кроме того, с Канта начинается современная научная методология.

Наибольшее влияние на меня как поэта оказал Иосиф Бродский, хотя строки любимого поэта юности Сергея Есенина до сих пор звучат во мне.
 
Когда вы впервые встретились с поэзией Бродского? Намеренно ли вы подражаете Иосифу Александровичу в манере читать стихи? Или это выходит само собой?
 
Сперва я услышал стихи Бродского на концерте Михаила Козакова в 1987 году. До этого я не читал стихов ИА. Первая книга Бродского, которую я купил в 1992 году, вышла в Таллинне в мягкой обложке, со знаменитой фотографией поэта с котом на руках. Когда я читаю стихи Бродского, я слышу его голос и читаю в его манере. Свои стихи я читаю по-разному, в зависимости от просодии стихотворения.

Фото со страницы фестиваля "Русский Гофман" "ВКонтакте".
 
Как, кому и при каких обстоятельствах пришла идея организовать и воплотить в жизнь конкурс-фестиваль "Русский Гофман"? Как собрался коллектив единомышленников?
 
Идея конкурса "Русский Гофман" пришла мне давно. В Светлогорске я построил "Дом Сказочника" ("HoffmannHaus"), посвящённый жизни и творчеству Гофмана. Мы проводили с 2005 года большой детский Гофмановский конкурс в номинациях "музыка", "литература", "изобразительное и декоративно-прикладное искусство". Это подготовило почву для реализации идеи международного профессионального литературного конкурса. Команда складывалась сама собой, сначала из моих знакомых калининградских писателей: Воронина Д.П., Ерофеева И.В., Глушкина О.Б., с которыми уже был большой опыт совместной работы. Затем мы пригласили в качестве знаковых членов жюри петербургского поэта В. Шемшученко и главного редактора журнала "Нева" Н.А. Гранцеву. Далее на этом несущем скелете наращивались мышцы конкурса. Сейчас мы обдумываем организацию уже девятого конкурса-фестиваля. Надеемся, что каждый следующий конкурс мы делаем чуть интереснее, чем предыдущий. Кроме "Русского Гофмана", мы проводим ещё два конкурса, меньших по размаху, но очень интересных. Это конкурс прозаической миниатюры имени нашего известного прозаика Ю.Н, Куранова и конкурс фантастического рассказа "Прыжок над бездной" (раз в два года, очередной в 2024 году), вдохновлённый творчеством С.А. Снегова, выдающегося фантаста, вся литературная жизнь которого с 1958 по 1994 год прошла в нашем крае.

Фото из личного архива Б. Бартфельда. 
 
Как на протяжении восьми лет меняется конкурс "Русский Гофман" и как он меняет вас?
 
Должен отметить, конкурс разрастается, появляются новые знаковые авторы, которые входят в жюри и оргкомитет. Крепнут связи со столичными и региональными организациями и журналами, огромную роль для нас играет сотрудничество с "Литературной газетой". Меняются локации мероприятий конкурса и поездки, смещаются творческие акценты. Конкурс – живой организм, и мы растем вместе с ним.

Фото со страницы фестиваля "Русский Гофман" "ВКонтакте".
 
Есть ли в вас или в людях окружающих разграничение на "большую землю" и "островную часть" в отношении калининградского края?
 
Интересный вопрос. Есть, но в большей степени оно ироничное или связано с ограниченностью транспортной доступности края. Важно, что нет существенных различий в части языка, культуры, бытового уклада, единого государственного организма. Особенности истории края подчёркивают историческую связь края с историей Российского государства. Моя любимая и важная тема – Россия и Восточная Пруссия, многовековая история отношений с 16-го по 20-й век.
 
Были в вашей жизни встречи с человеческим гением? Какую встречу вы могли бы назвать поворотной или судьбоносной?
 
У меня не было встречи, которую я мог бы назвать судьбоносной. Но встречи с людьми, которые на меня производили сильнейшее впечатление, происходили. Ощущение гениальности чаще всего исходило от учёных математиков и физиков. В целом, я не склонен разбрасываться термином "гениальность".
 
Поэт больше, чем прозаик? Поэт – это обычный человек, просто с повышенной температурой жизнекипения? Или поэт – существо особое, необыкновенное?
 
В целом поэт звонче и ярче прозаика, более эмоционален, более обнажён и чувствителен. И поэт – человек с большей особинкой, иногда до юродивости в возвышенном смысле. Но есть ситуации, в которых прозаики выигрывают. Как не удивительно, но короткая динамичная проза зачастую воспринимается слушателями лучше, чем поэзия.

 
Ваше любимое место на калининградской земле, расскажите о нём. Это место силы? Души? Отдыха?
 
Отдых бы вычеркнул из этого вопроса. Я, к сожалению, не умею отдыхать. А в остальном это: места на малой Родине – озеро, "отцовская" горка, лес за поселком, школьная библиотека (бывший пасторский дом); несколько мест на морском берегу; остров Канта и старое университетское здание - моя Альма-Матер.
 
Что для вас вопрос веры? Трудно ли живётся атеисту или, наоборот, легко?
 
Это очень важный вопрос. Я не люблю слово "атеизм", у него слишком сильный привкус воинственного отрицания. Я, скорее, агностик. В силу образования и семейных традиций, я человек не верующий, но разделяю декларируемые церковью нравственные принципы и с глубоким уважением отношусь к верующим и священникам. В большой степени мы все религиозны, а люди, живущие в русской культуре, особенно. Мы, даже неверующие, органично погружены в православные ценности, регламенты, традиции. Наши язык, литература, история, жизненные установки и в целом общественное и индивидуальное культурно-историческое сознание теснейшим образом связаны с православием на подсознательном и сознательном уровне.
   
Конечно, у верующего человека есть важнейшая опора, которая не просто облегчает жизнь, дело гораздо глубже, у негоконец жизни освещён НАДЕЖДОЙ. Это фундаментальная вещь. В одном из моих рассказов, "Ночь Донелайтиса", есть монолог-размышление героя, где обсуждается эта важнейшая тема.

"Павел погрузился в размышления. В силу образования и опыта его понимание Бога было скорее внерелигиозным. Бог представлялся ему некоторой универсальной опорой, необходимой человеку в вопросах нравственного выбора, в попытках понять происхождение вселенной или же в вопросе познаваемости мира. Но самое важное – в попытке разрешения трагедии, с которой невозможно смириться, – с гибелью сознания в момент физической смерти человека. Всё это носило абстрактный характер, но в то же время даже такая, казалось бы, теоретическая тема, как происхождение вселенной, превращалась для Павла в острое личное чувство. Сама перспектива гибели вселенной в результате её сжатия, хотя бы и через миллиарды лет, приводила к утрате нравственных обязательств и личного оптимизма. Павел не мог жить с этой обречённостью и сформулировал для себя модель пульсирующей вселенной, в которой она расширялась и сжималась, расширялась и сжималась, оставляя человечеству шанс на выживание.  Бог казался Павлу высшим разумом, решившим в акте творения сложнейшую обратную задачу, а затем устранившимся от текущего управления миром. Но как ему удалось подобрать такие удачные начальные и краевые условия для уравнений, составить сами эти сложнейшие уравнения, которые имеют решениями непрерывные гладкие функции, описывающие природные процессы? В результате наш мир, даже такой хрупкий мир живой материи, существует без обязательных катастрофических сценариев. Мир, в котором апокалипсис не предрешён".


Фото из личного архива Б. Бартфельда. 
 
Поделитесь с читателем тоской о несделанном, об упущенном в жизни, о чем пришлось пожалеть.
 
Жизнь сложилась так, как она сложилась, и, видимо, всё происходило закономерно. Единственное, о чём могу сказать, что я не добрал, не достиг того, чего от меня ожидали, о чём я сам мечтал и даже планировал. Важной причиной этому, кроме классических причин – недостаточной работоспособности и таланта, стала нерешительность при выборе пути в узловых точках жизни. У меня всегда было слишком много жизненных обязательств и обстоятельств. Я всегда сдерживал себя, а надо действовать смелее, а иногда и безоглядно.
 
Есть ли невоплощённое в конкурсном проекте "Русский Гофман"? Скоро грядет юбилей этого фестиваля-конкурса, какими видятся его перспективы?


Фото со страницы фестиваля "Русский Гофман" "ВКонтакте". 
 
Мы хотели бы, чтобы наш фестиваль-конкурс планомерно улучшался. Но совершенствовать ещё сложнее, чем хорошо провести исходное событие. Я надеюсь, в первую очередь, усилить часть конкурса, связанную с ростом литературного мастерства участников, а в межконкурсный период активнее публиковать лауреатов и дипломантов в конкурсных альманахах и журналах. Кроме того, мы надеемся, что мультипликативный эффект для участников конкурса будет постоянно расти, знакомства между участниками конкурса перейдут в мощные творческие связи, взаимные публикации и литературные проекты.

Мы сильно недобираем в информационном сопровождении конкурса, планирую уже в этом году улучшить эту часть работы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть