Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Инженер Николай Михайловский, он же писатель Н. Гарин

Исполнилось 170 лет со дня рождения писателя Николая Гарина-Михайловского.

Николай Гарин-Михайловский. Фото: ИТАР-ТАСС
Николай Гарин-Михайловский. Фото: ИТАР-ТАСС

Писатель-"многостаночник" Алексей Толстой свой ранний фантастический роман назвал "Гиперболоид инженера Гарина". Может быть, выбор фамилии главного героя ничего не значит. А может быть, Толстой намекал на одного русского инженера XIX столетия, ставшего достаточно известным в свое время писателем. Правда, этот инженер подвизался в железнодорожном строительстве, а не в лазерной физике… Зато он публиковался под фамилией Гарин.

20 февраля 1852 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье родился Николай Георгиевич Михайловский, которого мы теперь знаем как русского писателя Николая Гарина-Михайловского (1852 - 1906).К сожалению, знакомство большинства из нас с наследием Гарина-Михайловского ограничивается повестью для детей "Детство Тёмы". И хорошо, если всей повестью, а не фрагментом из нее, в советское время издававшемся в виде отдельной книжки, точнее, брошюрки "Тёма и жучка"… Если помните, там собаку Жучку "в колодец сбросил какой-то ирод", а смелый мальчик Тёма полез ее спасать, перемазался, как черт, сам чуть не утонул, но выручил пёсика. Этот безрассудно-смелый, но благородный поступок был характерен для автора книги. Николай Михайловский был человеком смелым, трудолюбивым и благородным.


"Детство Тёмы". Фото: labirint.ru

Отец Николая был военным, выходцем из Херсонской губернии, мать – сербкой по крови. Выйдя в отставку, отец увез семью в Одессу, и свое первое образование юнец Николай получил в Ришельевской гимназии приморского города. 19-ти лет Николай вернулся в Петербург и поступил было на юридический факультет университета – но проучился год и понял, что это "не его". Позже один из героев повести Гарина-Михайловского "Студенты" скажет: "Лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом". Все рассказы, повести и эссе Гарина-Михайловского – автобиографические. Следовательно, эти слова он сказал сам себе на заре своей трудовой биографии. В 1872 году 20-летний Николай поступил в Петербургский институт путей сообщения. Тут ему понравилось. Правда, с той же откровенностью он признавался, что учился больше ради диплома, чем ради специальных знаний, и уже учась в вузе начал писать беллетристику. Но первую его повесть в редакции журнала отклонили без объяснений – и надолго "ударили по рукам". А следующие годы жизни и страницы биографии Николая Михайловского показывают, что не таким уж плохим студентом он был. Из него вышел отменный железнодорожный инженер. А тот период для Российской империи был временем активного строительства железных дорог. Молодой специалист "пришелся ко двору". Можно сразу сказать, что железнодорожной инженерной работой Михайловский будет заниматься почти всю жизнь, даже став уже писателем Гариным.  

Получив вожделенный диплом, Николай Михайловский был направлен в Болгарию (только что отвоеванную у турок), строить дороги, и там выслужил первый из своих орденов гражданской службы. География службы Михайловского исключительно широка: Приднестровье, Батум, Закавказская железная дорога, Самарская губерния, Самаро-Златоустовская железная дорога (первый участок Транссиба), Западная Сибирь, Новосибирск, Томск, Волга… Всей этой карты было бы достаточно, чтобы признать Михайловского путешественником. Но в его судьбе было еще настоящее кругосветное путешествие!.. О нем речь пойдет дальше.


Н. Г. Гарин-Михайловский с женой Надеждой. Фото: Л. Клювер / Википедия / Общественное достояние

Надо сказать, что Михайловский был нетипичным сотрудником российских железных дорог. Молодой (а потом уже и не очень молодой) инженер Михайловский отличался щепетильной честностью, не одобрял в своих коллегах тягу к личному обогащению, участие в фиктивных подрядах, взятки и прочие не изжитые, увы, до сих пор приметы русской деловой жизни… Не раз он подавал в отставку, не будучи в силах сработаться с теми, кто думал иначе, и не научившись путать государственные интересы с личными. Михайловский был идеалистом. Не то, чтобы он обладал ярыми революционными взглядами. Но, выйдя первый раз в отставку, Николай Георгиевич купил имение в Бугурусланском уезде Самарской губернии и поселился там с женой и двумя малыми детьми и попытался наладить у себя образцовое помещичье хозяйство, взяв за пример поселение немецких колонистов. Из идеологии русского народничества Гарин-Михайловский вынес стремление просвещать крестьян и облегчать их участь. Он надеялся научить хлебопашцев грамотно обрабатывать землю, поднять общий уровень их культуры (жена его завела школу, где сама и преподавала, и что-то вроде фельдшерского пункта, где лечила крестьян). К сожалению, крестьяне не оценили благие намерения барина. Они сопротивлялись новшествам вплоть до поджогов… Лишившись мельницы, молотилки и всего урожая, Михайловский махнул рукой на мечты облагородить народный быт, бросил игру в помещика, вернулся к инженерной деятельности, а имение свое поручил жёсткому управляющему. Вот тут, должно быть, крестьяне вздохнули с облегчением: восстановился исконный порядок вещей. Фиаско так повлияло на психику Михайловского (не забудем, что в душе он был писателем, человеком впечатлительным), что он всю оставшуюся жизнь предпочитал жить в крупных городах, а не в деревнях. Много лет его жизни прошло в Самаре.  

Участвуя в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали, Николай Георгиевич отличился так, что это вошло в легенды. Во-первых, в 1891 году Михайловский руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссиба. Это он выбрал место для наведения моста близ Новосибирска (тогда Новониколаевска), а не Томска, тем самым заложив предпосылки бурного развития молодого города и его превращения в столицу Западной Сибири, третий по величине город России в наши дни. В Новосибирске увековечена память Гарина-Михайловского: его имя носят железнодорожный вокзал, привокзальная площадь, станция метро, библиотека. Пожалуй, упор больше на почитание инженера, чем писателя. В Сибири к нему отношение особое, почтительное; вот "до уральского хребта" слава Гарина-Михайловского как-то померкла…


Фото: Презентация по чтению Н. Гарин-Михайловский. infourok.ru

Во-вторых, на одном из участков строительства пути инженеры столкнулись с необходимостью обогнуть крупный холм, выбрав наиболее короткую траекторию (чтобы сэкономить казенные средства, к которым, как мы уже знаем, Михайловский подходил крайне ответственно). Инженер попросил день на размышления и затем указал, по какому подножью холма вести железнодорожную ветку. Так и сделали, но вопросы были неизбежны: почему, мол, именно тут? Михайловский объяснил: он весь день наблюдал за птицами, какой дорогой они облетали холм. Он был уверен, что птицы интуитивно летят там, где короче. Только ближе к нашим дням точные расчеты, основанные на аэрокосмической съёмке, показали: решение Гарина-Михайловского на основе наблюдений за птицами было верным.

И, наконец, Николай Михайловский мог бы войти в историю как строитель южнобережной электрической железной дороги в Крыму – из Ялты в Севастополь. Весной 1903 года в Крым прибыла изыскательная партия во главе с нашим героем. За восемь месяцев она рассмотрела 22 варианта трассы. Нет сомнений, что Михайловский выбрал бы оптимальный маршрут… Но все карты спутала смерть Гарина-Михайловского. По иронии судьбы, то была смерть писателя, а не инженера. В сентябре 1906 года Михайловский обосновался в Санкт-Петербурге, активно включился в литературную и общественную жизнь страны, где действовала Государственная дума первого созыва. Гарин-Михайловский вспомнил свои народнические убеждения. Он входил в редакцию большевистского журнала "Вестник жизни" вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. Гарин-Михайловский скоропостижно скончался 27 декабря 1906 года от паралича сердца во время заседания редакции, на котором читался и обсуждался его драматический этюд "Подростки". Его похоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища. Крымские изыскания пригодились при строительстве междугородной троллейбусной трассы Симферополь-Алушта-Ялта. А южнобережной железной дороги так и нет, хотя прошло уже почти 120 лет…


Могила Гарина-Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Фото: Википедия / SerSem - собственная работа

До Крыма и смерти в столице была еще Северокорейская экспедиция, к которой Михайловский примкнул летом 1898 года по поручению Петербургского географического общества. Экспедиция имела целью изучение мало исследованных на тот момент северокорейских земель и Маньчжурии. На разных "перекладных", от поездов и пароходов до лодок, повозок и даже своих двоих, Михайловский с товарищами проехали весь Дальний Восток, а потом взяли курс дальше на восток – то есть на запад через Тихий океан. Они побывали в Японии, на Гавайях, с Сан-Франциско, пересекли посуху США и через Европу вернулись домой. Из Маньчжурии и Кореи, помимо километров исследовательских отчетов, Гарин-Михайловский вывез около сотни образцов корейского фольклора, а также дневник путешествия. Он признавал чудовищную социально-экономическую отсталость Кореи, сказывавшуюся на уровне жизни ее граждан (скорее, существования), однако же в своих записках не раз подчеркивал высокое мнение об интеллекте и моральных качествах корейцев. Впервые эти сказки и мифы были выпущены в 1903 году, вместе с путевыми заметками. По сей день они считаются самым значительным русским трудом по корейской фольклористике.

После путешествия Михайловского пригласили в царский дворец – рассказать о путешествии. Биографы не сохранили точную дату и других деталей визита. Есть слегка беллетризованное описание Марии Куприной-Иорданской, на тот момент жены Александра Куприна. Она утверждала, что Михайловский шел в Аничков дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне, но на встрече присутствовали император Николай II с супругой. Михайловский приготовил полный портфель деловых бумаг, намереваясь представить царю все отчеты и предложения – но дамское общество быстро заскучало, и ему пришлось перейти к дорожным анекдотам и экзотике. Через несколько дней после посещения царя Михайловского  и его товарища Борминского уведомили о награждении. Однако Михайловский, как вспоминал Максим Горький, ордена не получил, потому что вскоре был административно выслан из Санкт-Петербурга за то подписание протеста против избиения студентов и других участников демонстрации у Казанского собора в марте 1901 года. Якобы Михайловский был не просто выслан из столицы, но ещё и отдан под надзор полиции. Так в старости он стал более радикальным общественным деятелем, чем в молодости. Вернуться в Петербург Николай Георгиевич сумел только в 1906 году, когда жить ему оставалось очень мало…

Первые произведения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского были опубликованы в 1892 году, когда ему было 40 лет. Это была знаменитая повесть "Детство Тёмы" и менее известная "Несколько лет в деревне" (о печальных его попытках облагородить русское село). Они печатались в журналах "Русское богатство" и "Русская мысль". Считается, что писатель Гарин родился так. Его рукопись "Несколько лет в деревне" привез в Москву какой-то приятель. Её прочитали в кружке литераторов писателей на квартире Н. Н. Златовратского. Слушатели прониклись сочувствием – то ли к народу, то ли к уязвленному в лучших чувствах автору… Один из лидеров литературного народничества, Николай Константинович Михайловский, тезка и однофамилец, но не родня, предложил отдать текст в популярный журнал "Русская мысль". Вести переговоры с автором вызвался маринист Константин Станюкович. Он для этого специально ездил в Самарскую губернию. При личной встрече литераторы друг другу понравились. Также Станюковичу понравились наброски к новой повести – "Детство Тёмы", над которыми Михайловский как раз тогда работал. Они, к слову, придумали некий проект по финансовому поддержанию журнала "Русское богатство", так, что некоторое время его владелицей была жена Михайловского Надежда. Но, конечно, если бы не было у инженера зоркости и таланта в описаниях тогдашнего русского бытия, не стал бы Гарин-Михайловский одним из первых писателей своего времени…


"Н.Г. Гарин-Михайловский на мосту" Захаров В.М. Фото: muzei163.ru

Первые вещи "новорожденного" автора вышли под псевдонимом Н. Гарин. Его придумали они совместно со Станюковичем. У Михайловского было двое детей, дочка умерла, сын Георгий выжил. В доме его звали Гаря. Все просто: Николай, Гарин папа – писатель Н. Гарин.

"Детство Тёмы" имело большой успех. Автор забыл свое юношеское разочарование в писательстве и сочинил еще три части автобиографического и автопсихологического романа: "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры". Именно эта эпопея принесла ему писательское признание. Но вообще-то Гарин-Михайловский считается мастером малой формы. Он написал, к примеру, книгу очерков "В сутолоке провинциальной жизни", "Деревенские панорамы", а также множество публицистических статей с критикой отечественного железнодорожного дела, которые печатались в газетах и принесли ему массу недоброжелателей – не среди литераторов, а среди коллег и чиновников. Михайловский был ярым сторонником покрытия России сетью узкоколеек. Но опыты в этом направлении, предпринятые Михайловским, не возымели успеха, и потому, вероятно, узкоколеек в нашей стране не так много – а сейчас и подавно…

"Литературная газета" посвятила юбилею писателя Гарина-Михайловского материал Александра Панфилова "Состояние очарованности". В статье есть о его биографии, с которой читатели "Ревизора.ru" уже знакомы – но много говорится и о творческом своеобразии этого необычного инженера. Автор материала пишет так: "«Детство Тёмы» – повесть о детях, но не для детей, а для "потерявшихся" взрослых. …Гарин-Михайловский …учил нас "припоминанию", возвращал в состояние очарованности жизнью". Согласитесь, не о каждом писателе можно такое сказать!


Портрет Н.Г. Гарина-Михайловского. Захаров В.М. Фото: muzei163.ru

P.S. В 1915 году в деревне Новая Боголюбовка Бугурусланского уезда Самарской губернии родился Василий Макарович Захаров – художник, фронтовик, участник Сталинградской битвы. В своих картинах Василий Захаров не раз обращался к образу своего великого земляка Гарина-Михайловского, несмотря на то, что не мог застать его в живых. На сайте Сергиевского историко-краеведческого музея села Сергиевск Самарской области приведен целый ряд портретов Гарина-Михайловского кисти Захарова. Некоторые работы использованы для иллюстрации этой статьи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть