Почему имени Алексея Максимовича?
Коллаж: Арина Депланьи
Литературный институт начинается с названия. Наше официальное название очень длинное, время от времени в него добавляются или исчезают официальные слова. Но "имени А.М. Горького" остается. Хотя правильно Максим Горький и Алексей Пешков, но где-то во вселенной псевдоним и оригинальное имя смешались и стали одним целым, так мы и существуем с несуществующим именем писателя. Но больше мы известны как Литинститут или даже проще Лит, а иногда даже Ли.
Литинститут – двухэтажный особняк и его флигели
Флигель первый
Сначала наши студенты были люди взрослые, в Литинститут нельзя было поступить сразу после школы, обязательно нужен был стаж: жизненный, трудовой, творческий. Но со временем к нам стали поступать прямо со школьной скамьи, большей частью, конечно, на дневной факультет, а вот на заочном можно встретить самых разновозрастных студентов от 17 до 67 лет.
И на факультетах готовятся кипят будущие специалисты: писатели, поэты, прозаики, драматурги, литературные критики и переводчики художественной литературы, в общем те на, кого нашей литературе можно надеяться, верить и любить.
Чтобы поступить в институт нужно пройти несколько испытаний-экзаменов: предметных и творческих.
Мемориальная комната А. Герцена. Кафедра русской классической литературы и славистики. Фото: Оксана Лисковая
Представьте, что в приемную комиссию приносят свои стихи, рассказы или повести, а часто и главу из романа, пьесу или произведения для детей, литературно-критические статьи, очерки, эссе, собственные переводы на русский язык знаменитых классиков или гениальных неизвестных из интернета современников, чаще всего, с английского языка. И все это читают и даже ставят за тексты оценки.
Е.М. Солонович и В.С. Модестов за работой в приемной комиссии. Фото: Оксана Лисковая
А потом будущие студенты пишут творческий этюд. Это очень веселый экзамен, на котором даются свободные темы и за 4 часа ты должен создать небольшое, но цепляющее произведение, чтобы получить наивысшие баллы.
Приемная комиссия. Фото: Оксана Лисковая
Будущие переводчики тоже пишут этюд, но при этом получают еще одно задание и еще один час, чтобы сделать самостоятельный перевод небольшого текста. Так что слово "творческий" преследует наших студентов и выпускников с самого начала пути, даже если они и говорят всем, что не любят его.
Основное здание
Первое сентября 2016. Фото: Арина ДепланьиКаждый, кто станет студентом, попадет
в деканат, на творческий семинар – в мастерскую где, все время обучения каждый вторник может совершенствовать свое литературные навыки и получать пинки от всех, кому не лень дать его по делу и не делу– "
у поэтов, есть такой обычай, в круг сойдясь, оплевывать друг друга" (Д. Кедрин). Надо сказать, что и прозаики, и драматурги, и все остальные от поэтов не отстают.
Так и растут будущие авторы самых замечательных книг на свете, попутно сдавая сессии: учатся выговаривать названия других книг, коих великое множество написали до первокурсника Литинститута; исторические даты; первый и второй законы палатализации и множество других образовательных чудес. И если ты все это выучил, сдал, поучаствовал в кроссах, тестах, курсовых и творческих забегах – можешь наслаждаться студенческой жизнью.
Коллаж: Алла МироненкоКак все студенты в мире наши талантливые литинститутовцы ходят на лекции, ставят спектакли, участвуют в конкурсах (часто не только писательских, среди студентов много интересных музыкантов, художников, фотографов…), влюбляются, прогуливают, уходят в армию и снова возвращаются за парту. В годы великой отечественно войны 1941-1945 гг. многие студенты ушли на фронт и не вернулись, в память о них в вестибюле заочного факультета есть памятная доска, рядом с которой всегда лежат цветы.
Фото: Оксана Лисковая
Фото из архива Литинститута
И вот если, счастливчик (а в день вручения диплома многие плачут) получил синий или красный диплом, но всего этого еще мало, можно пойти в аспирантуру и стать кандидатом наук. Почему бы и нет?!
Флигель второй
В институте существует система дополнительного образования для тех, кто по каким-то причинам не смог сразу осуществить свою мечту о поступлении, такие люди после одного, а часто и нескольких высших образований могут поступить на Высшие литературные курсы, которые когда-то, например, закончил Чингиз Айтматов. И провести там два года, наслаждаясь творчеством и добропинательной атмосферой.
Фото: Оксана Лисковая
При Литературном институте работает Высшая школа художественного перевода, Курсы редакторов, Курсы корректоров, а также Курсы литературного мастерства и Курсы иностранного языка Н.А. Бонк. Есть Лицей и подготовительные курсы для старшеклассников, поступающих в Литературный институт, чтобы им не было так грустно учиться только в школе, можно себя еще немножечко помучить, а заодно посмотреть на студентов, кои сразу после занятий не торопятся покидать территорию особняка.
Общий план. Имена и надежды
Уже более 80 лет этот уникальный институт размещен в комплексе зданий – памятников архитектуры 18-19 веков по адресу: Тверской бульвар, д. 25, в самом центре Москвы, рядом с Пушкинской площадью и Новопушкинским сквером. Это место всегда было связано с литературой и приведениями. В особняке главного здания, где теперь находится кафедра классической литературы и славистики, в 1812 г. родился А. Герцен, которого разбудили декабристы.
Здесь бывали Н. Гоголь, В. Белинский, П. Чаадаев, А. Хомяков, Е. Баратынский. В 20-х гг. размещались писательские организации и Литературный музей. В залах вуза выступали А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин.
В флигелях нашего здания жили А. Платонов (никогда не работал дворником – чудесный миф, но увы), В. Иванов, О. Мандельштам, Б.Пастернак, Д.Андреев. Именно здесь М. Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита” разместил "дом Грибоедова" и возможно отсюда в доме Герцена столько приведений.
Фото: retrofotor.ru
В Литинституте в разное время учились и преподавали известные писатели и ученые, чьи имена заняли свое место в истории этого необычного вуза и страны у которой раньше было одно название, а сейчас другое.
Сегодня на территории института чинят крышу и укрепляют фундамент и у нас есть надежда, что как всегда этот странный особняк, где бегают по двору и лестницам непридуманные еще строфы и романы, рифмы и сюжеты, гении и Сальери, сочинят, напишут, отредактируют это здание, это время, эти бесконечные истории про Литинститут.