Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024
Проект "Открытая репетиция". "Гамлет" на малой сцене Театра на Таганке.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Джазовые истории" на интернет-канале "Классика джаза" можно слушать бесконечно

Интернет-канал "Классика джаза" функционирует с октября 2022 года.

Автор: Ревизор.ru
Фото: jazzclassic.ru
Фото: jazzclassic.ru

1 октября 2022 года начал работу совместный проект ФИРКОН и радио "Орфей", поддержанный ПФКИ: интернет-канал "Классика джаза". Он звучит и на сайте радиостанции, и в мобильном приложении. Запуск специализированного музыкального канала был приурочен к Международному дню музыки и столетию возникновения российского джаза, "днем рождения" которого в нашей стране дата первого в нашей стране джазового концерта под управлением Валентина Парнаха 1 октября 1922 года. "Ревизор.ru" рассказывает о том, что можно услышать и узнать на "Классике джаза".

Основой эфира канала https://jazzclassic.ru/ являются музыкальные композиции, исполненные известными российскими джазовыми музыкантами, как современными, так и жившими в более ранние эпохи. К примеру, слушателям "Классики джаза" доступна уникальная коллекция произведений этого музыкального направления, начиная с сочинений легендарного Александра Цфасмана (1906-1971), пианиста и аранжировщика, по праву признанного одним из основателей отечественного джаза. Также в музыкальных фондах радио полностью представлена джазовая аудиотека инструментального ансамбля "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна. Именно в их исполнении жители позднего СССР слушали по большей части зарубежные джазовые хиты.
 
Очень интересное начинание радиостанции "Классика джаза" – проект "Джазовые истории". Уже сформировано несколько страниц текстов, посвященных рождению и выходу к людям культовых джазовых песен и мелодий. Многие из песен, о которых рассказывают "Джазовые истории", широко известны, буквально "на слуху". Но все ли знают не специалисты об их возникновении?..

Начнем со знаменитой песни "Besame mucho" (в переводе с испанского – "Поцелуй меня, любимый"). Это одна из главных вокально-инструментальных композиций ХХ века. Женщину, написавшую ее, можно с полным правом считать "автором одной песни" – зато какой!.. Ходит легенда, что эту песню сочинила 15-летняя школьница. На самом деле, автор написала свой хит в возрасте 24-х лет, в 1940 году.

Консуэло Веласкес жила в мексиканском городе Гвадалахара, играла на пианино, давала уроки музыки. Однажды она посетила в местном театре оперу испанского композитора Энрике Гранадоса. Шоу произвело на девушку такое впечатление, что дома она быстро сочинила страстную песню и назвала ее "Besame mucho". Ноты композиции Консуэло под псевдонимом отправила на один из радиоконкурсов. Песня получила первое место – и начался путь к славе композитора и ее детища. "Besame mucho" возглавила хит-парады не только в Мексике, но по всему миру. Авторессе пришлось раскрыть инкогнито. Ее пригласили в Голливуд и сулили баснословные гонорары за саундтреки к фильмам. Молва приписывала Консуэло роман с мегазвездой Грегори Пеком и приятельство с Уолтом Диснеем. Но Веласкес не осталась на "Фабрике звезд", а вернулась на родину и вскоре вышла замуж. Её мужем стал программный директор радиостанции, первым услышавший и оценивший песню. Супруги прожили вместе всю жизнь, родили двоих сыновей, которые прославились как художники.

"Besame mucho" была популярна и в СССР. Консуэло Веласкес, уже ставшая главой Союза композиторов Мексики, однажды посетила Москву как член жюри конкурса имени Чайковского. По преданию, московский таксист, который вез женщину из аэропорта, насвистывал "Besame mucho". Веласкес удалось жестами дать ему понять, что она автор мелодии, и водитель не взял с нее денег. А затем эту же мелодию для автора показали в исполнении Ансамбля имени Александрова – в ритме марша и под названием "Кубинская народная песня".


Консуэло Веласкес. Фото: culturagenial.com

"Besame mucho" уже более 80  лет слушают люди на всех континентах. Среди её исполнителей – "Битлз", Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и другие звезды. На радио "Классика джаза" есть инструментальная версия гитариста Гранта Грина и его ансамбля, запись исполнения джазмена Куинси Джонса и его оркестра, а также квартета Дэйва Брубека.

Не менее притягательна история песни "Let‘s Face the Music and Dance". Ее текст и музыку создал Ирвинг Берлин, выдающийся музыкант еврейского происхождения, родившийся в Российской империи (в местечке на территории нынешней Белоруссии), ребенком переехавший с родителями в Америку. Для музыканта это было благотворно: здесь он добился славы и всеобщей любви, его музыкальное наследие стало национальным достоянием Соединенных Штатов.

Песню "Let‘s Face the Music and Dance" Берлин написал в середине 30-х годов, на пике расцвета своего таланта. Композицию отличает безупречный стиль и возможность для импровизаций при исполнении, что важнее всего для подлинного джаза. Для воплощения своего замысла Ирвинг Берлин нашел просто идеальных исполнителей: в музыкальном фильме "Следуй за флотом" "Let‘s Face the Music and Dance" пел дуэт Фрэда Астэра и Джинджер Роджерс. Их номер вошел в учебники мюзикла и киноискусства и признан важной популяризацией джаза в Голливуде.

Песня гласит: "Быть может, впереди у нас трудные дни… Но пока на свете есть музыка и лунный свет, романтика и любовь, давайте музицировать и танцевать". Этот призыв нашел отклик в сердцах многих артистов и их поклонников. В разные годы композицию исполняли Элла Фитцджеральд, Дайана Кролл, Тако и группа "Проксима" (в "техногенном" стиле) и другие знаменитости. Менялась манера исполнения, тембр голосов певцов, музыкальное сопровождение, но неизменен оптимизм: "Давайте музицировать и танцевать"! "Классика джаза" предлагает услышать этот завет  из уст Рут Браун и в исполнении оркестра Мэйнарда Фергюссона.

Можно еще вспомнить о композиции "Autumn Leaves" ("Осенние листья"), особенность которой в том, что она одна из немногих джазовых хитов, родившихся в Европе, а не в США. Композитор Жозеф Косма и поэт Жак Превер написали песню в 1945 году для фильма "Врата ночи", первоначально она называлась "Опавшие листья". Косма говорил, что его вдохновил на создание песни балет Ролана Пети на музыку Жюля Массне. В начальных тактах песенной мелодии знатоки действительно улавливают одну из частей "Поэмы октября" – вокального цикла французского композитора, украсившего тот спектакль.


Ив Монтан. Фото: foto-ram.ru

В фильме "Врата ночи" песню пел классик французского кино и эстрады Ив Монтан, он же первым записал ее на пластинку. Вскоре мелодия дошла до Америки, и поэт Джонни Мерсер переложил слова песни на английский язык, заменив слово "опавшие" более нежным "осенние". Мерсер тесно сотрудничал с одним из крупнейших американских лейблов, и тема сразу же вышла на джазовую орбиту, несмотря на меланхоличное настроение. Дело в том, что выразительная и гармоничная мелодия давала простор для фантазии, и исполнители не скупились на импровизации. "Осенние листья" признаются "золотым стандартом" джаза. Статистика говорит, что это одна из самых востребованных композиций ХХ века. За 75 лет ее записывали около полутора тысяч раз. Песне воздавали должное лучшие имена мировой эстрады и джаза. На канале звучит вариант легенды джаза Фрэнка Синатры, лауреата пяти премий "Грэмми" Маккоя Тайнера.

На "Классике джаза" теория не расходится с практикой. Все композиции, о которых повествуют "Джазовые истории", можно тут же найти и прослушать, в очередной раз убедившись в том, какое мощное и прекрасное искусство – джазовая музыка.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть