"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Тысяча и одна ночь Салмана Рушди

Великий сказочник современности, британский писатель индийского происхождения бросил вызов Шахерезаде

Коллаж: rewizor.ru
Коллаж: rewizor.ru

Шкатулка с историями, в которых переплетаются восточные легенды, отголоски философии Аристотеля и тысяча одна реалия современного мира – таков новый роман Салмана Рушди “Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей”, вышедший в феврале 2017 года в издательстве “Corpus” в переводе Любови Сумм.

В каждом из нас есть природа джинна. Не верите? Читайте “Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей”. И тогда вы узнаете, что случилось, когда щели между мирами разверзлись вновь, и на земле наступила эпоха “небывалостей”.
 
Рушди, великий мастер сказок для взрослых, и на этот раз сплёл фантастическое полотно: восхитительная смесь исторического и современного, философии и сказки, человеческой природы и натуры джиннов, свободы разума и оков слепой веры. Рушди не изменяет себе: он многоголосен, актуален и непредсказуем.
 
Пересказывать сюжет – занятие неблагодарное, особенно когда он развивается не линейно, а раскрывается скачкообразно, с неожиданными поворотами и несвоевременными остановками. Скажу только, что первопричинами войны миров, которая чуть было не привела к глобальной катастрофе, стали (и тут читатель должен решить сам, что причина, а что следствие) – вмешательство джиннов в земную жизнь, любовь принцессы Перистана к земному мужчине или спор двух философов. Что касается мудрецов, то Газали и Ибн Рушд не угомонились даже в могиле: превратившись в прах, они продолжали сражаться за единственно возможную для каждого истину.
 
Перс Газали настаивал:

Приверженцы истины знают: детские погремушки человечества — как раз логика и наука. Вера — наш дар от Бога, а разум — подростковый бунт против нее. Повзрослев, мы всецело обращаемся к вере, для которой предназначены от рождения.
 
Но Ибн Рушд, он же Аверроэс в западной традиции, возлюбленный джиннии, принцессы Перистана, был уверен в победе разума:

Дитя ничего не смыслит и, не имея знаний, цепляется за веру. Битву между верой и разумом можно считать затянувшимся отрочеством, а торжество разума станет совершеннолетием человечества.

На самом деле, все началось с того, что Аасмаан Пери – Небесная Фея, принявшая имя Дунья, полюбила стареющего философа Ибн Рушда. Джинния так очеловечилась, что стала не только испытывать земные эмоции, но и нарожала бесчисленное количество детей, которые со временем расселились по всей планете. Так глубокие философские вопросы раскрываются через совершенно невероятную историю о джиннах, через пародию, через историю о великой войне миров: злые ифриты грозятся превратить земную жизнь в хаос и спасти ситуацию могут лишь потомки джиннии и философа.

Несмотря на попытку разобраться в вопросах бытия и мироздания и всю серьезность заявленной темы, в тексте нет ни капли скуки и нравоучения. Что же есть?

Фото: Open.az

Из любопытного: мир Перистана. Злые ифриты, летающие на урнах и пожирающие целые паромы, джинны-шептальщики и вселяющиеся в тела людей джинны-паразиты, красивые, кривоноги и смешные, но все – невероятно похотливые и капризные существа из дыма и огня. Они перемещаются на огромной скорости, легко меняют форму тела и его размеры, умеют творить чудеса и исполнять желания людей, если, конечно, захотят.


С течением лет джинны почти не меняются. Их существование сводится в чистом виде к бытию без становления. По этой причине жизнь в мире джиннов бывает весьма скучной (помимо секса). Существование как таковое — пассивное, неизменное, вневременное, вечное и скучное (если бы не постоянный секс). Вот почему джиннов всегда привлекал человеческий мир: наше бытие — это действие, человеческая реальность — изменения, люди постоянно растут и убывают, в чем-то нуждаются, куда-то стремятся, чему-то завидуют, приобретают и теряют, любят и ненавидят, словом, они интересны.


Наличие множества персонажей: Джеронимо Манесес и Дунья, Ибн Рушд и Газали, Великие Ифриты Зуммурруд и Забардаст, герой Натараджа и его кузен Нормал, Госпожа Философ и Тереза Сака – все они обогащают языковую палитру текста множеством оттенков. Многоголосие героев, которое ближе к концу книги станет четким хором под руководством Дуньи-дирижера, – это база, колодец историй. Текст Рушди как восточная пахлава, чуточку пряная, мягкая и местами приторно сладкая – настоящее удовольствие для читателя-гурмана.

И все же в романе есть главный герой – это вымысел, который повелевает на 350 страницах книги.


Мы все пленники историй, говорила она, в точности, как он (волнистые волосы, озорная улыбка, прекрасный ум), каждый — пленник своего солипсического нарратива, каждая семья — пленница семейной истории, любая община заперта в своей сказке о себе, всякий народ — жертва собственной версии истории, и в некоторых частях мира нарративы сталкиваются и вступают в войну, две несовместимые истории или даже больше сражаются за место, можно сказать, на одной странице.


Начиная с книги-сказки “Гарун и море историй” Рушди все дальше и дальше продвигается по пути Шахерезады, питаясь древней традицией, трансформирует ее на современном материале, переплетает с вымыслом. Писатель занимает прочные позиции в рядах авторов “магического реализма”. При этом сильная нарративная традиция уводит его в мир сказок и легенд. Нарратив заставляет его пожертвовать ритмом в угоду очередной истории-ловушке, которые словно мозаика складываются в единое целое в конце книги.  Литературная жанровая эклектика – наличие притчи, легенды, сказки, сатиры, романной формы – не только не разрушает повествование, а, наоборот, придает ему очарование. Виртуозное использование различных художественных приемов, неровный ритм держат в постоянном напряжении, не дают “соскочить” с текста.  

Что еще интересного в книге? Множество аллюзий на самые разные мировые события, на биографические эпизоды из жизни самого писателя, на мировую литературу. Угадывать их – удовольствие для литературного гурмана.


Бельгиец глянул в зеркало и увидел, что там отражается его затылок. Русский чиновник лишился носа, а потом встретил собственный нос, самостоятельно разгуливающий по Санкт-Петербургу.


Несмотря на всю фантастичность, книга ощущается как очень актуальная. Если отдаться на волю воображению, то наша жизнь – это и есть та самая эпоха “небывалостей”, когда зло носится по миру, необъяснимое и жестокое, когда страх и ненависть выходят на первые полосы, и самое лучшее тому подтверждение – новости, которые мы ежедневно потребляем из современных медиа.

Вернемся к спору двух философов Газали и Ибн Рушда. Кто же победил? Конечно, войско Дуньи, Повелительницы Молний, а с ним и Ибн Рушд, верящий в силу рацио. Так, странным образом, разум берет верх с помощью иррационального, невероятного и дает нам надежду на оптимистическое будущее. Правда, не раньше чем через тысячу лет. А пока перед нами попытка осмыслить роль и место веры в современном мире: “религия истает, и только тогда мы заживем в Божьей истине”, которая неоднозначна.
 
Попытка познания мира и бога, еще одна версия поиска своей природы – нарративной, сверхъестественной, но разумной, где за пародийной формой скрываются глубокие мысли, где все сказочно-несерьезно. Здесь есть все: и любовь, и секс, и философия, и невероятные приключения и сверхспособности, и страх, и ужас, и небывалости – все то, из чего на самом деле состоит наша повседневная жизнь.

Бессмысленное дело искать смыслы в романе Рушди. Лучше отдаться океану историй и позволить ему нести вас, ласкать, очаровывать, будить воображение и чувства.

P.S. Кстати, помните, что в каждом из нас есть джин? Так вот, под занавес – откровение Джеронимо Манесеса:

Врата восприятия открылись, и он увидел, что все дурное и чудовищное в джинне — лишь отражение дурной и грешной стороны человеческой природы: в человеке точно так же намешаны иррациональность, безответственность, своеволие, жестокость и злоба, а потому война против джиннов — точный слепок с войны внутри человеческого сердца, и это значило, что джинны одновременно и реальность, и абстракция, их появление в нижнем мире помогло понять, от чего следует избавиться самому этому миру, от той иррациональности, которая и есть злой джинн внутри человека. И когда Джеронимо увидел это, ему стало ясно, почему Тереза Сака ненавидит саму себя, и он осознал, как сознавала это и она, что придется им избавляться от джинна у себя внутри, что иррациональное в человеке тоже надо победить — как и в джинне — и только тогда наступит век разума.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть