В семье был поздним ребёнком, отец, по роду занятий, молочник. Мать тяжело болела (шизофрения). Призрак сумасшедшей матери — самоубийцы — будет витать во всех его саморазоблачительных произведениях. Это было тяжелейшим жизненным грузом. Непереносимым испытанием... Даже для живущего как воин, проникнутого кодексом самурая, исключительного японца.
Фото: ru.tokkoro.comНо, что примечательно, Рюноскэ "самураем" не был, и никогда не старался им казаться. Он был художник. После самоубийства Фуку, его матери, в психбольнице, отец, Тосидзо Ниихара, согласился с родственниками (по линии матери), отдать им десятимесячного малыша на воспитание. Безвольный бедняга Тосидзо не мог взять на себя тяжёлую ответственность воспитания сына.
Это был не худший вариант приёмной семьи. Денег на жизнь хватало. Брат матери, Митиаки Акутагава, был просвещённым жителем столицы. С чисто японской склонностью к домашней тирании. Потом Акутагава признавался, что по-своему любил их. Но больше было благодарности и уважения, чем "сыновних" нежных чувств.
Фото: youtube.comОн получил хорошее домашнее образование. Вместе с фамилией Акутагава, захватил в жизненную дорогу свод правил и традиций славного рода, чьи предки украсили историю Японии своими недюжинными подвигами на ниве писательства, каллиграфии и науки.
Жизнь мальчика с пожилыми людьми тяготит нрав, но укрепляет дух. Пока ему всё удаётся. Он заканчивает колледж в 1912 году.
Едва поступив на филологический факультет Токийского университета, с такими же тщеславными, доморощенными новаторами, верными соучениками, начинает издавать литературный журнал "Синситё " — "Новое течение ".
Фото: antikvariat-japan.ru
Кикучи Кан, Куме Масао, ставшие известными литераторами впоследствии, были товарищами Рюноскэ в его, тогда ещё весёлой литературной молодости.
Находясь на университетском отделении английской литературы, он легко, спонтанно занимается языками "рыжеволосых ", то есть, европейцев. А главное, запойно читает английские переводы старых и новых мастеров мировой литературы.
Он восхищается Флобером и Гюго, Мопассаном и Мериме. Штудирует Толстого, Достоевского, Гоголя. Любовь к последнему станет предтечей его рассказов "Нос ", "Бататовая каша ". Так же как рассказ "Сад " — парафраз Чеховского " Вишнёвого сада ", а в "Вальдшнепе " главными героями выведены Толстой и Тургенев.
Фото: slide-share.ru
В недалёком будущем его книги догонит русская, верней, советская слава в 60-х годах "оттепели ", когда станут переводить на русский язык и печатать "демократического " японца. Популярность его тогда у нас была никак не меньше чем у Ремарка с Хемингуэем. Жаль, не дожил. Так веселится история.
Автор "Расёмона " крайне интересовался Советской Россией. Даже носил привезённую и подаренную неизвестно кем, "русскую " шапку- ушанку. Впрочем, с тем же рвением он интересовался Муссолини. Это ему принадлежит высказывание, что "Ленин — всего лишь обыкновенный герой ", и что "Китаю недостаёт Муссолини ". В Китае он побывал. По заданию газеты. Пробыл там четыре месяца, но так ничего об этой поездке не написал…
Фото: twitter.com
Главный вектор, устремление Акутагавы - исторический , истинно японский драматический рассказ. Первая публикация в родном журнале, рассказ "Старик " (1915год) вызывает всеобщий интерес. Произведение "Ворота Расёмон " делает его известным, пожалуй, знаменитым. История буддистского монаха, пытающегося выжить в развалинах Киото 12-го века породит не только завидное количество экранизаций, оно послужит моделью апокалиптических предлагаемых обстоятельств, и станет опорой для создания многих антиутопий в литературе, театре, кинематографе 20-го века.
Фото: 24smi.org
Студент Акутагава забросил университетские лекции не из гордыни и снобизма, а потому что стало неинтересно. Недаром его кумирами на всю жизнь становятся Анатоль Франс и Стриндберг. Утончённый психологизм, бесконечная нервозность, обречённость на бесплодные попытки побороть трагизм бытия — вот что ведёт его в литературу, и калечит "частную " жизнь.
Логичным венцом его метода, становится рассказ "В чаще ", где варьируется сумма рассказов о преступлении, абсолютно не похожих друг на друга, но составляющих неутешительное безысходное поле абсурдности человеческого существования. Сюжет стал расхожим, его часто использовал кинематограф.
20-е годы в Японии. Становление империализма и национализма неведомого "замкнутому острову " в прошлом. Перемалывание религиозных, социальных, культурных традиций в туманное предвосхищение войны, и, возможной катастрофы.
Фото: scorp13.com
Вот с этим предощущением грозной неизвестности, с 1916 года, молодой Акутагава преподаёт английский язык мичманам будущей войны, в Морском механическом училище. Университет позади. Молодой запал начинающего литератора, вместе с последними иллюзиями, естественно угас. Требуются ясность и смирение. Ведь надо чем-то жить, литературой много не заработаешь. Его ненадолго хватает в стенах военизированного вуза. Характерны рассказы того периода о нелепом учителе Ясукити, славном и обречённом неудачнике. Все они накладываются на дегенеративный фон его реального начальства, учащихся, и самого преподавания. Литературный кумир и наставник Рюноскэ, Нацумэ Сосэки, в восторге от его саркастических, гротескных опытов. Но сам автор впоследствии, считал их незавершёнными и легкомысленными.
Фгото: ppt-online.org
Это период настоящего писательского становления, перемена манеры письма, он отдаёт предпочтение исповедальной, реалистической прозе, вместо ирреального вымысла. Так рождался переломный, апологетический шедевр "В чаще ". Исследование собственного падения в безумие — "Зубчатые колёса ". С 1919 года его приглашают на работу в газету "Осака майнити симбун ".
В том же году он женится на Фумико Цукамото. Красавица. В этом браке родиться трое сыновей. Младший погибнет на войне, в Мьянмне в 1945 году. Старшие станут художником и литератором, продолжателями славы отца.
Фото: 24smi.org
Кстати, сам Акутагава прекрасно рисовал. Его миниатюры наполнены, как и стихи, изяществом и гибельными фантазмами. А вот семейная жизнь складывалась на всех этапах непросто. Чего ещё ждать от идейного мизантропа?
В "Словах пигмея " (1927 год) он говорит о таких состоявшихся классических протагонистах как Макбет, Гамлет, Раскольников… Акутагава оправдывает их литературное существование как мастер, как читатель. Но не может справиться со своими демонами. Так рождается вторая книга удручающих признаний, философических и литературных рассуждений — "Жизнь идиота ".
Некоторые исследователи считают два творения авторской исповедальной прозы вершиной его писательского мастерства. Другие предпочитают более ранние произведения. Но ясно одно: как с Ницше, Стринбергом, Достоевским: художник может и обязан переплавлять приступы собственной душевной болезни в литературные шедевры. Всё это описано в рассказе "Муки ада " (1927 год).
Фото: twitter.com
Судьба схватила его за горло 24 июля 1927года. Он больше не мог переносить череду депрессивных состояний, кошмар галлюцинаций, постоянного страха того, что сумасшествие выльется в ещё более причудливые, скорбные, унизительные формы. Его страшили трагические финалы кумиров Мопассана, Эдгара По, Стринберга… Он принял смертельную дозу веронала, снотворного.
150 рассказов, неподсчитанное количество стихотворений в традиционных японских размерах танки и хокку, эссеистика, журналистика — это и много, и мало для 35-ти лет его протестной, печальной, страстной жизни.
Фото: litafor.ru
"Я видел, любил и понимал больше, чем другие ", - писал он в предсмертном "Письме одному старому другу ". Его иронические высказывания о собственной уникальной участи — вряд ли облегчали жизнь. Но помогли рассчитаться с этим миром, который дал ему неизмеримый талант и неизмеримые страдания.
"Мир, в котором я сейчас - мир больных нервов, прозрачный как лёд. Такая добровольная смерть должна дать нам мир, если не счастье...".
Фто: 24smi.org
Он покоится на кладбище в родном Токио. Редкостный художник слова, сердечный, большой поэт — Рюноскэ Акутагава.