Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Советы начинающему писателю: ко дню рождения Константина Паустовского

"Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости".

Константин Паустовский. Фото: nlb.by
Константин Паустовский. Фото: nlb.by

Константин Георгиевич Паустовский — писатель, представитель жанра романтизма, известный своими рассказами о природе и российской глубинке, родился 31 мая 1892 года в Москве.

Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев. В книге "Золотая троянда" Паустовский писал: "Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет". В Киеве он окончил 1-ю городскую гимназию, затем поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, а через два года, не доучившись, перевелся в Москву на юридический.

Паустовский пережил несколько войн, на которых работал кондуктором, полевым санитаром и военным корреспондентом.

Первый сборник его рассказов "Встречные корабли" вышел в 1928 году, годом позже последовал роман "Блистающие облака", напечатанный в Харькове. Однако известность Паустовский получил благодаря повести "Кара-Бугаз", написанной по реальным событиям. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию, но в тот год ее получил Михаил Шолохов.

В последние годы жизни писателя мучила астма, он пережил несколько инфарктов. Умер 14 июля 1968 года в Москве.

Фото: Rg.ru

Константин Паустовский был не только хорошим писателем, но и превосходным учителем. Он преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького, среди его учеников были известные фигуры: Юрий Трифонов, Ирина Гофф, Иван Пантелеев, Юрий Бондарев и другие. Ирина Гофф  в книге "Превращения" писала, что Паустовский обладал редким талантом учителя: "Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества".

По этой причине стоит вспомнить о словах писателя начинающим авторам, своим юным коллегам. Ниже приведенные советы – компиляция того, что на протяжении жизни говорил Паустовский о писательском ремесле.

Совет 1: Пиши рассказ, роман оставь.

Написание коротких рассказов — это школа мастерства. Каждый рассказ должен быть посвящен одной теме и одному эпизоду, так вырабатывается чувство композиции. Занимаясь написанием рассказа молодой автор постигает роль детали, как художественного приема, учится создавать обстановку экономными средствами. Романы же писать, как ни странно, легче.

Совет 2:  Люби героев умеренно.

Любить своих героев важно, но важнее уметь не восхищаться ими. Это мешает читать книгу. Не нужно много красивых и широкоплечих героев. О таких героях Паустовский говорил: "Читая, я начинаю тосковать по обыкновенному человеку — курносому, застенчивому, не знающему, что такое "работать на публику", говорящему без восклицательных знаков".

Совет 3: Читателю не лги.

Нужно писать искренне, потому что читатель всегда почувствует, с каким настроем писал автор. Почувствует фальшь и незнание писателем материала. А потому автор обязан разбираться в той теме, которую освещает: "Если знания <...> приблизительны, то и у читателя в глазах туман".

Совет 4: Герой ожил? Не убивай его!

Если изначальный план произведения во время его написания изменился — это хорошо. Совершенно не стоит пытаться вернуть героев в прежние рамки, тем самым они мертвеют на глазах. Если герои ведут себя не так, как задумывал писатель, значит, подлинная жизнь все-таки прорвалась через бумагу, "...заполнила писательскую схему и раздвинула, и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана".

Совет 5: Не пользуйся записными книжками.

Паустовский отмечал: "Записные книжки, как самостоятельный жанр имеют полное право на существование в литературе. Но я, вопреки мнению многих писателей считаю их почти бесполезными для основной писательской работы. Некоторое время вел записные книжки. Но каждый раз, когда я брал интересную запись из книжки и вставлял ее в повесть или рассказ, то именно этот кусок прозы оказывался неживым. Он выпирал из текста как нечто чужеродное".

Фото: Amazon.
 
Совет 6: Будь ответственным.

"Писатель призван к своему делу данным ему природою талантом, как на действительную службу, и от этого не уйдешь". Писательская служба накладывает огромную ответственность не только перед современниками, но перед будущими поколениями: очень важно запечатлеть эпоху в которой мы живем в памяти лет. Писатель свидетельствует обо всем, что было в его время: победы, свершения и трагедии. Паустовский писал: "Мы должны показать все хорошее, что было при нас сделано и достигнуто, и ни о чем не умолчать, так как любое свидетельство, чтобы таковым называться, должно быть всесторонним и правдивым". Писатель не может ни на минуту сдаться перед невзгодами, он должен непрерывно делать свое дело, завещанное предшественниками и доверенное современниками.

Совет 7: Не важничай.

"В писательском призвании совершенно нет тех качеств, которые стараются приписать дешевые критики: ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли" - писатель ни в коем случае не должен считать себя особенным. Он должен понимать, что хоть он и голос времени, но такой же человек, как все.

Совет 8: Развивайся.

Паустовский утверждал: "Знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, характерной для поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки".

Бонусный совет: наставникам и мастерам. 

Нельзя требовать от писателя вещей, которые ему чужды. Если писателя влечет история, или если он романтик по складу натуры и дарования, а ему говорят писать о колхозе или заводе, то дарования писателя обезличиваются, происходит унификация дарований: "Одному летать не дают, другому ходить не дают, а в общем абсурд...".

Константин Паустовский. Фото: biographe.ru

Писателем быть нелегко. Это и дарование, и тяжелое бремя, нести которое придется всю жизнь. Что же побуждает человека стать писателем? Паустовский считал, что существуют два зова: первый — зов сердца, совести и веры в будущее, которые не позволяют подлинному писателю прожить жизнь на земле, "как пустоцвет". Обычно человек слышит его в юности, когда нет зашоренности, рамок и самоограничений. Второй же, приходящий позже и открывающий второе дыхание писателя и его истинную силу — мощный голос времени, своего народа и человечества в целом. Писательское призвание же терять нельзя.

Но что же самое главное для писателя? Быть ответственным? Не важничать? Или не лгать своему читателю? В "Золотой розе" Паустовский писал, что главное для писателя — "с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи <...> и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении себя ничто не должно сдерживать писателя — ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора. Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете".

Фото: philfak.ru

Закончим эту статью также словами Паустовского: "Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали как незаходящее солнце".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть