Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Три романа Артемия Леонтьева

Специально для "Ревизора.ru" – интервью со вступительным словом Евгения Попова.

Автор: Ревизор.ru
Фото из личного архива Артемия Леонтьева.
Фото из личного архива Артемия Леонтьева.

Я вовсе не согласен со всем, что автор излагает в этом интервью уважаемому "Ревизору", но знаю, что он писатель и имеет право на свое "оценочное мнение". У нас ведь свобода в рамках закона, да? Я ничего не путаю? Евгений Попов.

Леонтьев Артемий Сергеевич – это совсем новое поколение русских прозаиков. Родился он в 1991 в военном городке на окраине Екатеринбурга, окончил Уральский Федеральный университет, Институт военно-технического образования и безопасности, а также Высшие курсы Литературного института им. Горького. Член Русского ПЕН-центра, Союза писателей Москвы, лауреат премии имени Василия Аксенова "Звёздный билет". Меня поразило, что в свои 29 лет он является автором УЖЕ ТРЕХ полновесных и весьма качественных романов. Он не подражатель, а ученик Томаса Вулфа, Фолкнера, Аксенова, Искандера, Саши Соколова и других столпов литературы ХХ века.

Три романа Артемия Леонтьева – зримое доказательство того, что русская литература, создаваемая его поколением, и сейчас способна на такой серьезный разговор, который предлагает нам молодой автор. И не всё в этой новой литературе хиханьки да хахоньки, попса, недомыслие, "чернуха", постпостмодерн, не вся она утратила связь с реальностью, историей, землей, на которой мы существовали, существуем и всегда будем существовать.

Я вовсе не согласен со всем, что он излагает в этом интервью уважаемому "Ревизору", но знаю, что он писатель и имеет право на свое "оценочное мнение". У нас ведь свобода в рамках закона, да? Я ничего не путаю?

Евгений Попов. Красноярск. 1 ноября 2020 года.


Артемий, из трёх ваших романов один, "Варшава, Элохим!", создан на историческом материале восстания в Варшавском гетто и уничтожения евреев в лагере смерти Треблинка, а в своём третьем, ещё не опубликованном романе, вы в первой его части используете продолжительную ретроспективу, с обращением в 90-ые и нулевые. Лишь второй ваш роман "Москва, Адонай!" и половина третьего – о современном обществе. Почему так получилось, что столь большое внимание вы уделяете именно работе с прошлым и историей?
 
Прежде всего потому, что в этом прошлом я вижу слишком много от современной жизни. Скажу банальную истину, но прошлое – есть один из срезов настоящего, а если ещё точнее, то окружающее нас настоящее это и есть то, что во всех своих многообразных гранях порождено именно прошлым. Тем более, что моё взросление пришлось на 90-ые, вот и часть третьегоромана связана с этим временем. Взрослеют герои этого романа, вот и само повествование из 90-ых перетекает постепенно в 2010-й год, 2015-й, а далее и в 2020-й: один герой пытается реализоваться, как писатель, другой попадает в колонию для несовершеннолетних, третья, девушка, становится лидером феминисток и ЛГБТ-сообщества в московской части, которая написана в жанре антиутопии, а четвёртая родила сына и пытается понять, как ей, матери-одиночке, жить дальше, если её избранник и отец ребёнка, вместо брака с ней, предпочёл жажду мести, за что и схлопотал 10 лет колонии. Да и "Варшава, Элохим!", например, не исторический роман в общепринятом понимании, то есть конкретно в этом тексте моя задача была не рассказать о том или ином историческом событии, выразить своё отношение и взгляд на него – нет, моя задача была показать людей, оказавшихся в тех условиях – тех же самых людей, которые окружают сейчас нас с вами, точно таких же, которых мы видим в более свободном и непринуждённом, глазированном и рафинированном виде, одетых в современную модную одежду, оснащённых гаджетами, соцсетями, но с точки зрения психологии, страхов, потребностей, мелочности и великодушия – являющихся абсолютными копиями тех "людоедов", палачей, героев и святых, или равнодушной серой массы нейтралитета, невмешательства и конформизма, каких мы знаем в прошлом, любого периода, будь то Римская империя, древняя Иудея, Смутное время или Вторая мировая война – человек всегда один и тот же. В этом смысле написанный на исторических материалах Рай («Варшава») не менее о современности, чем Ад ("Москва, Адонай!") с его ресторанами, стриптиз клубами, театрами, с его кафкианской замкнутой железной дорогой (Московской Центральной Кольцевой), на которой проходит вся жизнь героя Сизифа, и на ней же потом, далее, протекает и его загробное пребывание, так что через это МЦК герой попадает из тупика урбанистического в тупик метафизическийи конфессиональный… Сам будучи православным христианином, я не могу не видеть и не реагировать, как художник, на те ханжеские, фальшивые и фанатичные формы религиозных институций, которые в том или ином виде были всегда – именно с этим в католичестве боролся Мартин Лютер, а в православии – христианин Лев Николаевич Толстой, из которого РПЦ всегда пыталась слепить атеистическое чудовище. Да что уж там, взять даже Евангелия, которые засвидетельствовали, что уже с первых веков христианства в первых последователяхвозникали эти отклонения: все эти страстные споры среди них, обрезываться христианам или не обрезыватьсяили упрёки по отношению к апостолу Петру, который крестил язычника, хотя, казалось бы, какие ещё могут быть тут упрёки и споры, если позиция Христа на этот счёт была более чем однозначно сформулирована: «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». И в притче о милосердном самарянине (язычнике), который оказался по отношению к иудею в большей степени ближним, чем священник и левит, потому что был единственным кто помог. Одна из проблем христианских конфессий в том, что каждый верующийпредставляет собой пропорцию из того, что имеет родство с учением Христа и из того, что этому учению совершенно чуждо (отсюда двоеверие, суеверие, фанатизм, чисто обрядовое бездушное ханжество – всё это вещи одного порядка, и самое плачевное, когда в этой пропорции от высокого остаются только механические, лишённые любви действия).



Почему в вашем понимании третья книга, где первая половина смотрит в прошлое, не подходит под определение исторического материала?

Потому что это нечто гораздо более личное, автобиографичное и прожитое, чем то, что заключается в сухом понятии "исторический материал".

Кто вас консультировал для "тюремных" страниц третьего романа и для рассказа о буднях "Объекта"?

Меня никто не консультировал. Я вырос на "Объекте" в военном городке на окраине Екатеринбурга. Это моё детство, моя реальность, зачем и с кем мне консультироваться на эту тему? Но это не значит, что люди из первой части романа списаны с реальных прототипов, нет, в романе я почти всегда прибегал либо к собирательности образов, либо к творческой моторике, то есть через галерею уральских портретов просто пытался выразить вообще всё то, что в принципе знаю о человеческой психологии… А что касается колонии для несовершеннолетних: мне довелось общаться с людьми, которые сидели. Но тюремный опыт и тем более опыт малолетки – это нечто слишком интимное, почти табуированное, чаще всего неприятное, тяжёлое, деформирующее, и те, кто прожил этот опыт, редко когда делятся подробностями, а если и делятся, то едва ли стоит особенно доверять искренности этих воспоминаний. В этом смысле опыт сидельца по-своему близок опыту "чеченцев" и "афганцев", и вообще всех, кто принимал реальное участие в боевых действиях. Если вы встретите человека, который с удовольствием рассказывает о пережитых ужасах войны и о своих геройских подвигах, успешно преодолённых тяготах и лишениях – отойдите от него подальше, перед вами выдумщик-фантазёр, который в лучшем случае служил хлеборезом в какой-нибудь столовой общевойсковой части или в стройбате, а в худшем – вообще нигде... Какой "опущенный" на зоне, например, станет в подробностях изливать душу и откровенничать на тему того, КАК, КТО и СКОЛЬКО раз его насиловал, унижал или просто избивал? Да никто о таком не расскажет. Либо просто попытаются скрыть тюремный опыт, либо будут отмалчиваться. А отдельные экземпляры расхорохорятся и наврут с три короба о том, какими авторитетными зэками они были и как всех в страхе держали, поэтому какие уж тут консультации… Да даже мало-мальски пригодной литературы о "малолетке" в России я не знаю, кроме «Одляна, или воздуха свободы», это, пожалуй, единственная настоящая книга не о ГУЛАГовской или постгулаговской тюрьме, а о тюрьме российской. Даже о "взросляке" в этом смысле ничего путного нет – будь то колонии общего или строгого режима… я пытался искать какие-то книги воспоминаний, что-нибудь из серии «мой тюремный опыт», но всё это было настолько низкопробной развлекательной и инфантильной белибердой, что было лишено связи с реальностью. Поэтому основу материала я находил в уголовных делах разных лет, в прошениях о помиловании и о замене смертной казни сроком, или о просьбе об амнистии в Комиссию помилования при Президенте РФ, которая существовала при Ельцине до моратория на смертную казнь. Очень многие заключённые и приговорённые к смерти в этих прошениях подробно описывали не только свой тюремный опыт, но и свою жизнь вообще. Также я подробно следил за всеми всплывающими фактами жестокости со стороны тюремной администрации и их «актива» из зэков. Немало важного материала находил в анонимных воспоминаниях сидельцев. А какие-то мелочи, типа "балабаса", я узнавал от людей, которые сидели во "взросляке". С малолетки у меня знакомых нет… "Балабас" это презерватив, в который закладывается пара мобильных телефонов, наркота, деньги, дальше всё это дело засовывается в анальное отверстие, а потом сей гуманитарный груз доставляется в тюрьму



Какой ваш роман вошел в шорт-лист премии имени Фазиля Искандера?

В 19-ом году в финале оказалась "Варшава, Элохим!", в этом "Москва, Адонай!". Для меня даже просто попасть в шорт лист этой премии большая честь, во-первых, потому что её не коснулась коррозия литературной монетизации, трендов, моды и прочего, она полностью аполитичны, так же, как был аполитичен сам Искандер. Я очень люблю книги Фазиля Абдуловича – это настоящий большой Человек, это великий художник слова, настоящий мастер. В нём столько жизни, доброты, света, столько неподдельно прожитого, живого, личного. И что самое важное: он очень многогранный. Большая часть читателей знает Фазиля Искандера в его весёлом "амплуа", как автора хохочущего, вечно улыбающегося, больше сатирика, чем трагика. Но если взять одну из моих любимых новелл книги "Сандро из Чегема" – рассказ "Пастух Махаз", это совершенно фолкнеровский уровень и тип прозы. Виртуозно написанная, тяжёлая трагедия с глубоким погружением в возможности литературного языка и психику героя, эта новелла в принципе по своей атмосфере не свойственна всегда весёлому и по-детски счастливому Искандеру. Но вот же, написался этот текст – и сделан он гениально (я редко использую это слово, которое сейчас затаскали, но конкретно здесь хочу его использовать, потому что это действительно гениально и новаторски написано); у самого популярного сейчас обозревателя, Галины Юзефович, например, что ни книга, то очередная гениальность, особенно, если это книга коммерческого директора концернаОАО "Виктор Пелевин" в очередной раз продающего и перепродающего свои уже давно изжитые эстетические концепции, которые в 90-ые многим казались свежими и оригинальными, а по мне даже тогда были второсортными. Исключение – только сборник рассказов "Синий фонарь".  О нём я очень высокого мнения, романы же у него в лучшем случае высосаны из пальца Бориса Виана и Беккета + масскультовские образы + доморощенная философия из коктейль буддизм-махаяна +щепотка древневосточных религий = всё это не лишено остроумия, но всё равно вторично.


Как вы смотрите на современный премиальный процесс в России? О нем сложились самые противоречивые мнения – от того, что премий много, их учреждает "кто попало", и потому они утратили авторитет, до того, что премий мало, и все они "нечестные", пробиваются к наградам не по литературным заслугам. Каков ваш взгляд?

Не вижу проблемы в том, что сейчас, как вы говорите, много премий и учреждает их, кто попало. Это никому вреда причинить не может, особенно, если хотя бы через раз-другой какой-нибудь талантливый прозаик или поэт получит за свой труд nn-ую сумму денег, а даже если в другой раз эту сумму получит графоман или вторичный автор, тоже не проблема. Время расставит всё на свои места. Самое важное это то, что связано с крупнейшими российскими премиями, которые формируют лицо российской литературы, создают определённый ТОП авторов. И очень важно, чтобы этот ТОП состоял из людей разных политических взглядов, чтобы премия не превращалась в тусовку с той или иной повесткой, но это, к сожалению, утопия, потому что большинству наших крупнейших премий это в той или иной мере свойственно. И я очень надеюсь, что эта сложившаяся реальность будет меняться, что она не закостенеет. Потому что работа премий очень важна: в современных российских реалиях издательского бизнеса, в которых автор получает грошовые гонорары и роялти, премия – единственный способ получить финансовую награду за свой труд. Не говоря уже о том, что премии подогревают читательский интерес к литературе, то есть стимулируют литпроцесс с обоих сторон, как со стороны авторов, так и со стороны читателей. Но хочется, чтобы при этом литература всё-таки не превращалась в шоу-бизнес, а именно эту тенденцию я и наблюдаю в последние годы. Литература – прежде всего искусство, и вот это понятие литературы как искусства сейчас всё больше стирается, и стирается в том числе не без помощи некоторых премий. На Руси исконно книга почиталась чем-то священным, а чтение – воспринималось как таинство приобщения к чему-то высокому, и далее во все времена у нас в народе к книге было особое отношение, как и к грамотному, просвещённому человеку. Книга возвышала личность, раскрывала все её прекрасные тайники. И даже, когда мы говорим о постмодернистском или метамодернистском эстетическом контексте, там тоже много этого священного: одна поэма "Москва-Петушки" чего стоит! У Ерофеева в этой вещи в основе всего лежит трагедия библейского масштаба, просто пафос этой высокой трагедии завуалирован постмодернистской эстетикой, а очень многие поклонники данного произведения не видят в ней её сокровенной глубины, они остаются на верхнем этаже ерофеевского юмора, стёба, поэтому очень недооценивают данную вещь. А сейчас всё-таки доминирует отношение к литературе, как к досугу, развлечению – чему-то сопоставимому с переключанием каналов телевизора или листания забавных видео типа reals в соцсетях. Да, книжный рынок всегда был рынком, то есть бизнесом, но одно дело, когда краеугольным камнем стоит пушкинский принцип "не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать", а совсем другое дело, когда в товар превращается и вдохновение, и рукопись, и сам автор. А подобное сейчас встречается слишком часто. Как по мне, очень важно, чтобы российские литературные премии не заражались этой рыночной инфекцией, не пытались угождать рынку и потребителю, а, наоборот, выступали в роли санитаров леса. Если мы говорим о главных литературных премиях России, их представляют разного рода экспертные коллективы, писатели, критики, издатели, ценители, то есть определённая элита, и на мой взгляд, они не всегда руководствуются своими действительными представлениями и вкусом. Об этой нездоровой тенденции, которая сейчас окончательно перешла на российское литературное поле, ещё Солженицын писал: "По горячности мне тою осенью хотелось выступить и публично: что вся система западного книгоиздательства и книготорговли совсем не способствует расцвету духовной культуры. В прежние века писатели писали для малого кружка высоких ценителей — но те направляли художественный вкус, и создавалась высокая литература. А сегодня издатель смотрит, как угодить успешной массовой торговле — так чаще самому непотребному вкусу; книгоиздатели делают подарки книготорговцам, чтоб их ублажить; в свою очередь авторы зависят от милости книгоиздательств; торговля диктует направление литературе. Что в таких условиях великая литература появиться не может, не ждите, она кончилась — несмотря на неограниченные “свободы”. Свобода — ещё не независимость, ещё — не духовная высота" ("Угодило зернышко промеж двух жерновов", 1998-2003, "Новый мир"). Не случайно ведь, что на место первого критика и аналитика, исследователя Андрея Немзера, который зондировал и изучал весь основной поток публикуемых художественных текстов, пришёл популярный обозреватель Галина Юзефович, которая ищет вишенки на пироге, причём далеко не всегда эти вишенки действительно вишенки: Немзер искал произведение искусства, а Юзефович ищет в литературе удовольствия, досуга, увлекательности, то есть она является выразителем среднего читателя, на которого сейчас и рассчитан книжный рынок прежде всего. Это во-первых. А во-вторых, момент цензуры: сейчас принято говорить только о цензуре государственной, да, она есть, причём не только в нашей стране, но и в любом развитом и цивилизованном государстве. Попробуйте где-нибудь в Европе позволить себе публичное высказывание, противоречащее общей сложившейся повестке, и посмотрите, что из этого получится (увольнение, прямое давление, нерукопожатность, вырезанный отрывок из интервью или искажение высказывания путём монтажа). Речь о другой цензуре. Я бы вообще выделил три их вида: ура-патриотическая, ура-либеральная и уголовно-правовая цензуры. С последней всё так или иначе понятно, разного рода экстремизм, оскорбления и прочее, с первой в принципе тоже. О существовании второй даже не принято говорить, хотя она есть. В США, например, не дадут премию "Оскар" по ряду номинаций, если в фильме нет представителя ЛГБТ или афроамериканца. В Европе с BAFTой и рядом других кинопремий та же история. Это тоже очень фальшивая повестка, не имеющая никакого отношения ни к искусству, ни к действительной толерантности и культуре. В 80-90-ые, например, в европейских кинопремиях была очень ярко выраженная повестка на русофобию, я думаю, на волне этого "Такси блюз" Лунгина и получил премию. Талантливейший фильм, но надо называть вещи своими именами – если бы в этой картине Россия не была показана такой пьяной, разваленной, слабой, то премию в Каннах Лунгин не получил бы. Всё это я и называю либеральной цензурой, этаким ура-либеральным этикетом, который так же глубоко чужд настоящей либеральности, как чужд ура-патриотизм – настоящему патриотизму. В России этот ура-либеральный этикет завёлся во второй половине XX-го века, с той лишь оговоркой, что такой "либерал" тогда шифровался под диссидента или антисоветчика, а в действительности был самым что ни на есть обыкновенным русофобом, который сначала ненавидел Россию советскую, а после её распада стал ненавидеть Россию 90-ых, потом Россию нулевых. Причём подобные экземпляры всегда припудривали свою русофобию красивыми фразами и правильными рассуждениями, и во всех без исключения случаях очень хорошо зарабатывали на своей ненависти и правильных словах. Некоторые и того вовсе переобулись в 90-ые, а до этого были ревностными коммунистами, какими-нибудь парторгами, а потом вдруг стали ура-либералами – про таких Белла Ахатовна Ахмадулина говорила: "Они ведут себя так, как будто я уже умерла".

Я верю, что когда-нибудь у нас в стране не останется религиозных фанатиков – будут только христиане, мусульмане, буддисты, иудеи; верю, что не останется место для ура-патриотов и для ура-либералов, останутся только либеральные патриоты. А ведь либеральный патриотизм – это то самое, что завещал нам А.С. Пушкин. Он, с одной стороны, неизменно критиковал царя за крепостничество, за низкий уровень жизни, а с другой – восхищался нашим талантливым, добродушным, великим народом. Представить себе Пушкина, который сказал бы, что Суворов оккупант Крыма или ногайской орды – невозможно, даже смешно подумать. А в 90-ые такие "либералы", поддакивая европейской и американской повестке, кричали о геноциде чеченского народа, совершаемым Россией, плевали в могилы и спины наших солдат, которые погибали за то, чтобы по соседству с нами не существовало отдельной Чечни с правительством боевиков, экстремистов, ненавидящих русских и христиан. Не говоря уже о том, насколько жестоки и лицемерны были публичные высказывания таких "либералов" на фоне того, что происходило с русскими семьями на территории Чечни сразу после прихода к власти дудаевцев: изнасилования, убийства, пытки, погромы – люди были растерзаны просто за то, что они русские.

И такой ложно понимаемый либерализм слишком распространён до сих пор, это какая-то неискоренимая интеллектуальная и душевная инфекция, название которой фанатизм – и неважно, политический это фанатик или религиозный, это по структуре и наполнению всегда одно и то же… И вот это меня беспокоит особенно сильно.

Но я вернусь к вопросу о премиях. На самом деле, всё не так уж и плохо. Каждый раз, когда я вижу в премиальном процессе исключения из двух правил, о которых сказал выше, всегда очень радуюсь. Конечно же, мне искренне хочется, чтобы литература, как и спорт, кино, религия были свободны от политики и вообще каких бы то ни было рукотворных систем, потому что эти системы неизменно унижают всё, что их так или иначе касается. Это достаточно грустное зрелище, когда полный вражды мир, и без того расколотый, стравленный, разъярённый завистью, алчностью и всеми видами фанатизма, какие только существуют, ещё дополнительно разрушается так называемой культурной элитой, представителями мира книг и искусства, мира, в котором векторы стремления к совершенству являются базовой ценностью, а представители этого мира вместо разумного единения, согласованности, единомыслия, почитания истинных ценностей, справедливости, красоты и человеколюбия, вместо всего этого вносят ещё больший раздор в силу каких-то своих надуманных причин. Так что в целом я оптимистично настроен. Потому что всё равно в лонг и шорт-листах, среди лауреатов разных наших премий нет-нет, а проблёскивают действительные звёздочки, люди не пластмассовой, не филологической литературы, а живой и индивидуальной.

Спасибо за интервью.



Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть