Новый конкурс промышленного дизайна и инновационных проектов "Дизайн Акт-2022"
25 июня 2022
"Мама, я блогер!" в Центре им. Вс. Мейерхольда
25 июня 2022
Восхождение звезды. Комедия о театральном закулисье и цене актёрской славы.
24 июня 2022
Программа Международного фестиваля фейерверков в Москве в августе 2022 года
24 июня 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Максим Замшев: "Здоровые нравственные позиции – это и есть литература".

Специально для "Ревизора.ru".

Максим Замшев. Фото из личного архива.
Максим Замшев. Фото из личного архива.
Максим Адольфович, прежде всего, расскажите подробнее о премии "Гипертекст" имени Александра Чаковского. В заметке "ЛГ" "В начале было слово…" сказано, что она предназначена для молодых авторов – какого возраста? Имеет ли значение для участия в конкурсе гражданство или место проживания авторов? Как будет происходить номинирование молодых писателей? Возможно ли самовыдвижение? Когда начнется прием первых заявок и в какие сроки пройдет первый сезон? Какова периодичность премии? Иными словами, расскажите все, что нужно знать об участии в премии молодым людям, на которых и ориентирован портал "Ревизор.ru".

Премия будет проводиться при поддержке Фонда культурных инициатив. Стартует в мае 2022 года. Премиальный цикл – год. В 2023 году, в год 110-летия Александр Чаковского подведём итоги первого сезона. В премии действительно есть 10 номинаций ля молодых писателей до 35 лет, причём 5 номинаций за дебютную книгу, а пять за рукопись. Нам хотелось охватить как можно   авторов, ведь книги сегодня есть не у всех талантливых молодых людей. В премии могут участвовать граждане России, премия российская.  Про периодичность говорить пока рано.  Давайте проведём первый сезон. Самовыдвижение возможно. Ясно, что не всякий молодой автор способен найти организацию, что его выдвинет.

Указано в том же материале, что выдвигаются на премию опубликованные книги и тексты. Номинация "Рукопись" предусмотрена только для начинающих авторов? Не будет исключения для "взрослых" писателей, не избалованных публикациями? 

Стоит сказать,  что  в премии есть ещё номинации для блогеров и пять основных номинаций. Они не ограничены возрастным цензом, но в них, разумеется, могут участвовать молодые авторы. Все номинации имеют денежное содержание, от 500 тысяч до 100 тысяч рублей.  Основные номинации, где премия составит 500 тысяч рублей,  предполагают, что награждены будут книги, вышедшие в 2020 и 2021 году. В прозе, поэзии, критике, ещё две номинации нацелены на поддержку писателей, пишущих на национальных языках.

В каком виде и по какой форме подается заявка книжных блогеров? Это нечастая номинация для отечественных литературных премий, чем вызвано ее присутствие в премии имени Чаковского? Она заменяет категорию "Критика и публицистика"?

Одна из задач премии – вовлечь молодёжь в истории, связанные с чтением. Думаю, что книжные блогеры сейчас  – это очень важная группа, некое связующее звено между молодыми читателями и писателями.  Поэтому присутствие номинации блогеров продумано и важно. Литературную критику они не заменяют. Для критиков есть своя номинация. За книгу. В мае мы обнародуем положении о премии и условия, там будет ясно сказано, как блогерам подавать свои работы. Но в принципе, там ничего сложного. Подаются книги, тексты и тексты блогов.

Кстати, о книжных блогерах. Об их деятельности много спорят: с одной стороны, они популяризуют книги, с другой – зачастую упрощают подход, сводят все или к рекламе, или к "нравится – не нравится". Ваша точка зрения на это явление? Идеальный для вас книжный блогер из ныне действующих – или "портрет" того, кто может получить премию "Гипертекст"?

Для меня идеальный блогер тот, кто рассказывает объективно о книгах. В сети есть большая проблема – много пустого, никому не нужного контента. Поэтому книжный блог – явление позитивное. Всё остальное видно будет жюри. Уровень профессионализма, владение словом. Реклама книгам необходима. Тут ничего плохого нет. Надо использовать блогеров  для пропаганды чтения.

"В жюри премии войдут известные литераторы – представители разных писательских сообществ, объединённых в Ассоциацию союзов писателей и издателей". Уже известны имена этих людей?

Нет. Жюри будем формировать после короткого списка. До этого с заявками будут работать эксперты из числа сотрудников "ЛГ". Постараемся составить жюри из представителей всех литературных направлений. Задача премии – максимальная широта и объективность. Никакой клановости.

Как помог ПФКИ учреждению премии?

Мы давно хотели почтить память и имя Александра Чаковского. Это достойнейший человек, для "ЛГ" он сделал неимоверно много. ПФКИ одобрил нашу заявку. Мы очень рады.

Поясните, пожалуйста, концепцию и идеологию награды. Еще одна цитата: "…премия "Литературной газеты" не зависит от идеологических пристрастий и коммерческих интересов издателей, не принадлежит ни одному из "лагерей" писательских сообществ или политических партий". Но при этом вы в своей прямой речи отметили, что нужен "поиск новых талантливых социально ответственных авторов стоящих на здоровых нравственных позициях". По каким критериям будет определяться эта позиция? Скажется ли на выборе победителей точка зрения редакции "ЛГ"? Возможна ли победа текста, выражающего условно оппозиционные взгляды?

В любой премии есть только один принцип. Победят те, кого выберет жюри. Я уверен, что нам удастся придать  премии столь широкое звучание,  что мы получим шикарный лонг-лист с крупными именами. Здоровые нравственные позиции – это и есть литература. Эта формулировка охватывает всё. А нездоровая нравственная позиция – это невежество и отсутствие интереса к чтению. Не понимаю, что такое оппозиционный текст. Литература шире и глубже политики,  она не агитка. Никаких других критериев, кроме качества текста, не будет.

Премия посвящена Александру Чаковскому – советскому писателю, вряд ли широко известному молодому поколению. Чем обусловлен его выбор? Нужно ли для приближения к заветной награде писать "под Чаковского"?


Писатель Александр Чаковский. Библиотека изображений "РИА Новости". Фото: visualrian.ru

Нет. Писать под Чаковского не надо. Надеюсь, молодое поколение узнает и восхитится, сколь крупным человеком и общественным деятелем был Александр Чаковский, знаменитый ЧАК, как его звали в редакции. Стилистически премия ничем не ограничена. Выбор обусловлен тем, что , во-первых, такой премии нет, а во-вторых, для премии "ЛГ" этот выбор совершенно очевиден. Самый знаменитый период "ЛГ" связан с редакторством Александра Борисовича.

Чаковский – это, как правило, "гипертекст", большой роман, а то и эпопея. В рамках прозаической номинации премии будут рассматриваться рассказы, эссе, иная малая проза?

Да. Все книги будут рассмотрены. Мы не делим прозу на большую и малую. Важен автор. Ограничен только период выхода. 2020 и 2021 годы.

Какую цель преследует учреждение специальной премиальной номинации для переводчиков? Объединение народов в России в пространстве русского языка и русской литературы или "стимулирование" участия в этой работе для молодежи – потому что, увы, масштабы переводов с языков народов нашей страны сегодня далеко не те, что при СССР?

Российская литература многонациональна. Об этом часто  забывают в премиях. Считаю, что номинации для литературы на языках народов России  должны способствовать статусу премии. Масштаб переводов сейчас растёт. Уверен, мы получим великолепных соискателей. Такого богатства языков, фольклора,  стилей нет ни в одной стране. Это наше литературное счастье. 

То важное, о чем мы не спросили, но сказать обязательно надо?

Важно, что сейчас, при нынешнем устройстве рынка, литературная премия – это лоция, которая даёт писателю имя.  Это одна из целей премии. Не только выявить лучших,  но и привлечь внимание к литературному процессу. Он сейчас интересен, но недостаточно освещается.  Поэтому у премии есть явный пропагандистский оттенок. Слова пропаганда я не боюсь. Мы должны делать всё, особенно в наше время, что показать, как прекрасна, многообразна современная русская литература. Есть, конечно,  и другой подход. Разные там "проклятые" критики. Но это всё неудавшиеся писатели или люди с повышенным чувством зависти, люди слабые, не способные с завистью справиться. Лезут из всех щелей. Но им не удаётся затемнить всю силу и мощь современной словесности. От Водолазкина до Михаила Тарковского, от Яхиной  до Проханова, от Елизарова до Сергея Кузнецова. Этот ряд  можно бесконечно  продолжать. А Павел  Крусанов?  Великий писатель. А Сергей Носов? Восторг!  Александр Етоев? Чудесная проза. Вадим Левенталь – выдающийся литературный критик. В общем, я не сомневаюсь, что главной головной болью жюри будет выбрать из лучших самых лучших.

Максим Адольфович, совсем скоро (27 апреля – ред.) вам исполняется 50 лет. Какие ощущения в преддверии юбилея? Есть ли чувство некоего водораздела в биографии? Как намереваетесь отмечать сам юбилей? Какие творческие планы строите на юбилейный год и вообще?

Сейчас такое время, что не до широких отмечаний. Ощущения? Странные. Во-первых, я чувствую себя до сих пор начинающим литератором, не знаю хорошо это   или плохо, или  у всех так.  Водораздела не замечаю. Лишь бы хватило сил,  задора жить дальше так же как сейчас. Не экономя себя.  О планах говорить тяжело. Планы были и перед пандемией, и перед началом СВО. Не всё сбылось. Надеюсь в этом году завершить работу над новым романом. Знаю, что некоторые  авторы не называют названий неоконченных вещей, боясь, что украдут, но я не боюсь. Рабочее название этого романа "Вольнодумцы".  Он о современной жизни во всей её сложности. О людях и их отношении к власти, о слепоте, об интеллигенции, и, конечно, о  любви,  которую мы  иногда любовью не называем, не видим, не слышим её, но она есть.  О страхе… Много  о чём. Также я верю, что возглавляемая мной "Литературная газета" будет обретать новых читателей, и наша идея делать читателя не информированней, а лучше, повсеместно закрепится, преодолев идеи пошлости, мещанства, желтизны и заигрывания с низким ради тиража или других преференций.  Ещё я мечтаю, чтобы толстые литературные журналы обрели новые дыхание, и государство протянуло им руку помощи. Это тоже мой план. Я сделаю, как член президентского совета развитию гражданского общества и защите прав человека, для этого всё, что могу. Лишать народ толстых журналов, не давать им достойного финансирования, не пускать их в розничную торговлю в киосках – нарушение прав человека и уж никак не способствует развитие гражданского общества. Уверен,  государство предпринимает в этом направлении шаги и скоро мы увидим их результаты. Хотелось бы, чтобы АСПИ России  продолжила своё развитие и стала надеждой и опорой литераторов в бурном постиндустриальном устройстве мира. Но и также входит в мой план, чтобы близкие и друзья были здоровы и счастливы. 

Желаем, чтобы сбылись все ваши планы и мечты! Спасибо за интервью!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новый конкурс промышленного дизайна и инновационных проектов "Дизайн Акт-2022"
"Мама, я блогер!" в Центре им. Вс. Мейерхольда
Восхождение звезды. Комедия о театральном закулисье и цене актёрской славы.

В Москве

Арт-проект молодой российской художницы дает каждому человеку возможность стать коллекционером
Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова приближается к творческому зениту
Международный конкурс имени Рахманинова: старт дан!
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть